Специфика социальной работы с девиантными подростками в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 08.12.2016

Статья просмотрена: 2057 раз

Библиографическое описание:

Давыдова О. М. Специфика социальной работы с девиантными подростками в современной России // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 741-743. — URL https://moluch.ru/archive/131/36409/ (дата обращения: 20.03.2019).



В статье анализируются особенности социальной работа с подростками социального риска в США, Германии и России.

Ключевые слова: социальная работа, девиантное поведение, подростки

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится — будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди с девиантными проявлениями. Отклоняющееся поведения для общества не является чем-то совершенно уникальным и новым. Однако, несмотря на большое количество работ по отклоняющемуся поведению, именно девиация в подростковом возрасте изучена в меньшей степени. Необходимо принятие мер, направленных на ее предупреждение, потому что сегодняшнее положение подростковой преступности может являться одним из основных условий, которое будет определять состояние взрослой преступности в будущем. И поэтому выявление особенностей социальной работы с подростками социального риска стоит в ряду особо актуальных.

В обществе, как и в любой целостной системе, выделяются две противоречивые тенденции: организации и дезорганизации. Социальные нормы являются одними из основных и важных условий устойчивого развития, функционирования общества. Формы поведения, противоречащие сформировавшимся нормам, приводящие к социальным отклонениям — девиациям.

Норма — это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. [1, с. 134]

Девиантное поведение — отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития. [1, с. 137]

Причинами возникновения девиантного поведения могут быть:

– в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, и в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных;

– в трудностях, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания;

– в ограничении социально приемлемых способов получения высокого заработка для молодых. Тяжело сказываются на жизненном уровне чисто российские проблемы рыночной экономики: безработица, инфляционное давление, коррупция и официальная ложь “верхов” и нарастающая социальная напряженность “низов”. [2, с. 28]

Современными основными формами девиантного поведения подростков являются: наркомания; алкоголизм и пьянство; суицидальное поведение; правонарушения. Основанием таких форм девиаций чаще всего служит то, что подросток эмоционально некрепок, излишне любопытен, он хочет стать взрослее, выделяться среди сверстников, решать возникшие трудности самым простым путем, а также он не имеет опыта разрешения сложных жизненных ситуаций.

Работа с трудными подростками представляет собой неотъемлемый компонент общей социальной работы во многих странах Западной Европы и США. Таких детей чаще всего относят к «группе риска», то есть к группе с высокой вероятностью совершения каких-либо противоправных действий. Работа с ними основывается на базе целого ряда программ, отличительной особенностью которых является их превентивный характер.

В 70-х гг. ХХ в. в США были совершены реформы в области судопроизводства для несовершеннолетних. В 1974 г. конгресс принял закон о судах для несовершеннолетних и профилактике подростковой преступности, который перенес акцент с судебной ответственности несовершеннолетних, совершивших мелкие уголовные и гражданские правонарушения, на исправление их по месту жительства. [3, с. 297] Закон в качестве приоритетной цели провозгласил профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

Социальная работа с подростками с девиантным поведением осуществляется по трём типам программ:

  1. Базовые программы полиции.
  2. Базовые программы школ.
  3. Базовые программы судов по делам о несовершеннолетних. [4, с. 78]

Первый контакт несовершеннолетних правонарушителей с правоохранительной системой, в большинстве случаев, происходит в местном полицейском участке. На первом этапе работы с такими подростками вся инициатива отдана на усмотрении полиции, и в большинстве случаев непосредственно от нее зависит число дел, которые передаются в суды для несовершеннолетних. Однако в последние годы в правоохранительные органы нанимают специалистов по работе с несовершеннолетними. Их цель — помочь подросткам и их семьям.

Базовые программы школ подразделяются на две группы: программы для обычных школ и программы для специальных школ, которые рассчитаны на трудных и осужденных подростков. И те, и другие школы берут на себя ответственность за оказание помощи тем подросткам, которых правоохранительные органы или социальные службы направляют в эти школы либо обращаются с просьбой обратить на них особое внимание. [4, с. 78]

В настоящее время в США цель базовых программ судов по делам о несовершеннолетних состоит в реабилитации несовершеннолетних правонарушителей. Система судов по делам несовершеннолетних акцентирует свое внимание не на наказании, а на ресоциализации. Суды по делам о несовершеннолетних существуют следствие того, что американское общество видит принципиальное различие между действиями взрослого и ребенка, признает ключевую задачу данных судов в воспитании девиантных подростков, предупреждении их преступности.

В отличие от США в Германии есть общенациональный Закон о помощи молодежи, который вышел в 1991 году. В соответствии с этим законом помощь молодежи должна носить превентивный характер. Ведомствам по делам молодежи предписывалось создавать соответствующие и в достаточном количестве службы помощи подросткам, которые должны быть дифференцированными и расположенными в месте проживания детей. [3, с. 304] Кроме того в законе фиксировалось, что все разновидности помощи должны реализоваться на добровольной основе, и при участии подростка в поисках наиболее оптимального и подходящего для него предложения.

Следует отметить, что в Германии сильны традиции социальной педагогики, и термины «социальный работник» и «социальный педагог» там используются как идентичные. Социально-педагогический такой подход включает следующие виды помощи:

  1. Педагогическую защиту, направленную на сокращение причин, которые ведут к девиантному поведению. Данная помощь должна выступать препятствием к доступу к наркотикам, уверенностью в себе, социальной изоляции, пробелам в образовании.
  2. Деятельность служб социально-педагогической помощи, педагогических консультаций нацелена на оказание помощи семье в кризисной ситуации.

На сегодняшний день в России, вследствие изменений в общественном сознании, возрос интерес к девиациям в поведении. Общесистемный кризис приводит к постепенному росту лиц группы риска, вследствие этого повышается возможность разнообразных проявлений отклоняющегося поведения и расширяется социально-дезадаптированный слой населения. Ведущими направлениями деятельности социальной работы в России выступают: во-первых, исследовательская, нацеленная на выявление причин дезадаптации подростков; во-вторых, профилактическая, связанная с предупреждением асоциальных поступков; в-третьих, специальная работа по адаптации и развитию подростков “социального риска”. [1, с. 147]

Профилактические меры включают в себя:

– Ликвидацию источников негативного влияния, причин и обстоятельств, которые способствовали противоправным действиям подростка;

– Защиту прав и интересов ребенка;

– Социально-педагогическую, психологическую реабилитацию, направленную на исправление и перевоспитание подростка, ранее совершившего нарушения закона, либо изменение его криминогенной ориентации;

– Привлечение подростка к участию в различных мероприятиях, организация занятости и обеспечение досуга свободного от учебы (работы) время. [5, С. 65–67]

Одной из важных мер предупреждения рецидива преступлений, правонарушений является своевременного подключение к работе с несовершеннолетними и его семьей специалистов: педагогов, психологов, юристов, специалистов по социальной работе. Также следует отметить, что среди социальных институтов особенную значимость представляют социальные службы. Для оказания помощи организованы специализированные учреждения по социальной реабилитации детей, которые утратили семейные связи, остались без постоянного места жительства, средств к существованию и оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации. К подобным учреждениям можно отнести различные, социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье и детям.

Также необходимо отметить, что значительное место в борьбе с правонарушениями подростков занимает уголовно-правовая деятельность. Основное ее содержание состоит в воспитательной работе, предупреждении отклоняющегося поведения со стороны подростков, устранении причин и условий, которые способствуют преступности несовершеннолетних. Данные задачи благополучно разрешаются совместными действиями подразделений УВД, занимающиеся проблемами подростков и различными социальными институтами.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что в осовремененном обществе проблема отклоняющегося поведения является особо актуальной и разрабатываемой. Особенно важно изучать девиацию в поведении подростков, ведь сегодняшние подростки — это завтрашние активные участники социальных процессов. Также можно выделить общее, что характеризует социальную работу с подростками с отклоняющимся поведением за рубежом: имеет превентивный характер; осуществляется по месту жительства подростков; исполняется на основе программ, направленных на конкретную группу подростков; осуществляется различными специалистами; разветвленная сеть социальных служб. В России основными направлениями социальной работы являются: исследовательское, профилактическое, работа по адаптации и развитию девиантных подростков. Как и за рубежом, в отечественной практике подключают к работе с несовершеннолетними и его семьей специалистов не только по социальной работе, но и педагогов, психологов, юристов и тд. Сравнивая с зарубежным опытом социальную работу с подростками группы риска, можно отметить, что в России большую роль отводится уголовно-правовой системе. В этом и проявляется специфика социальной работы с девиантными подростками в современной России.

Литература:

  1. Жукова Т. В. Педагогическое обеспечение работы с молодежью: учебное пособие / Т. В. Жукова, Д. А. Астафьев. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2014. — 268 с.
  2. Голуб Е. В. Социально-педагогическая работа с асоциальными подростками и детьми группы риска: учеб. метод. пособие / Е. В. Голуб — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. — 60 с.
  3. Холостова Е. И. Зарубежный опыт социальной работы: учебное пособие / Е. И. Холостова, А. Н. Дашкина, И. В. Малофеев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — 368 с.
  4. Корнюшина Р. В. Зарубежный опыт социальной работы: учебное пособие / Р. В. Корнюшина. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. — 84 с.
  5. Тиссен Е. В. Помочь подростку сделать правильный выбор // Социальная работа. — 2016. — № 5. — С. 65–67.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, отклоняющееся поведение, подросток, девиантное поведение, Россия, США, работа, оказание помощи, превентивный характер, подростковая преступность.


Похожие статьи

Профилактика девиантного поведения подростков...

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, социальная работа, поведение подростков. «Девиантное поведение — одно из видов отклоняющего поведения, связанное с нарушением соответствующих возрастных социальных норм и правил поведения...

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

девиантное поведение, подросток, контрольная группа, подростковый возраст, отклоняющееся поведение, девиантное поведение подростков, главное общее положение, длительное время...

Проблема делинквентного поведения подростков в условиях...

В статье раскрыты особенности делинквентного поведения подростков, дифференцированы понятия деликвентного и девиантного поведения. Рассмотрены особенности социально-психологической адаптации подростков и возможности профилактики их...

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного...

Формы девиантного поведения подростков многообразны, однако наиболее социально опасными считаются алкоголизм, подростковая преступность и тяга к употреблению психоактивных веществ.

Особенности подросткового возраста и их влияние на...

3. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова.

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, правонарушение, асоциальное поведение, подростковый возраст, девиантное поведение, несовершеннолетний правонарушитель, преступная...

Современные интернациональные технологии профилактики...

отклоняющееся поведение, уличная социальная работа, подросток, социальный педагог, профилактика отклонений, социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическая деятельность...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Цель работы – обоснование путей профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности.

Особенности психолого-педагогической профилактики...

ребенок, подростковый возраст, подросток, современное общество, девиантное поведение, возрастное развитие, коррекционная работа, девиантная форма поведения, метод кинотерапии, форма поведения.

Особенности девиантной социализации несовершеннолетних

Девиантное поведение несовершеннолетних проявляются в различных формах: от повышенной конфликтности до совершения правонарушений.

6. Отклоняющееся поведение подростков как социальная проблема современного российского общества [Электронный...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профилактика девиантного поведения подростков...

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, социальная работа, поведение подростков. «Девиантное поведение — одно из видов отклоняющего поведения, связанное с нарушением соответствующих возрастных социальных норм и правил поведения...

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

девиантное поведение, подросток, контрольная группа, подростковый возраст, отклоняющееся поведение, девиантное поведение подростков, главное общее положение, длительное время...

Проблема делинквентного поведения подростков в условиях...

В статье раскрыты особенности делинквентного поведения подростков, дифференцированы понятия деликвентного и девиантного поведения. Рассмотрены особенности социально-психологической адаптации подростков и возможности профилактики их...

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного...

Формы девиантного поведения подростков многообразны, однако наиболее социально опасными считаются алкоголизм, подростковая преступность и тяга к употреблению психоактивных веществ.

Особенности подросткового возраста и их влияние на...

3. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова.

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, правонарушение, асоциальное поведение, подростковый возраст, девиантное поведение, несовершеннолетний правонарушитель, преступная...

Современные интернациональные технологии профилактики...

отклоняющееся поведение, уличная социальная работа, подросток, социальный педагог, профилактика отклонений, социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическая деятельность...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Цель работы – обоснование путей профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности.

Особенности психолого-педагогической профилактики...

ребенок, подростковый возраст, подросток, современное общество, девиантное поведение, возрастное развитие, коррекционная работа, девиантная форма поведения, метод кинотерапии, форма поведения.

Особенности девиантной социализации несовершеннолетних

Девиантное поведение несовершеннолетних проявляются в различных формах: от повышенной конфликтности до совершения правонарушений.

6. Отклоняющееся поведение подростков как социальная проблема современного российского общества [Электронный...

Задать вопрос