Библиографическое описание:

Мамедова А. М., Кенсаринова М. В. Особенности девиантной социализации несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2016. — №9.4. — С. 40-42.



В условиях социальной нестабильности поведение людей часто находится вне ординарных рамок, имеет тенденцию к отклонению от стандартов и становится все менее предсказуемым. Такое поведение может рассматриваться как потенциальная угроза социальному порядку. Молодежная среда, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Личность еще не достаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил [7]. Тревожным сигналом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющийся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Появляются все новые виды отклоняющегося поведения [3, с. 5]. Девиа́нтное или отклоняющееся поведение – это поведение, отклоняющееся от общепринятых, распространённых и устоявшихся норм в сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя [4].

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе называется социализацией. Она охватывает все процессы: обучения и воспитания, приобщения к культурным ценностям при помощи этого личность приобретает социальную природу и способность к взаимодействию с социумом [2]. Нейл Дж. Смелзер выдающийся американский социолог, определил три фактора для успешной социализации: ожидания, изменения поведения и стремление для соответствия этим ожиданием. Но в процессе социализации могут быть и негативные сбои. Проявлением этих сбоев и является негативное или девиантное поведение.

Социализация это сложный и объемный процесс, который находится на стыке таких наук как педагогических, психологических, политологических, биологических, криминологических. И у каждой из данных наук есть свои направления в решении проблемы социализации личности. Девиантное поведение современной молодежи становится актуальной социально-педагогической и психологической проблемой нашего общества. Все больше научных деятелей рассматривают причины девиантного поведения с различных точек зрения: Попов В.А., Паатов М.Э., Шульга М.Л., Соколова С.Л., Санникова А.Л., Редькина Л.В., Белобородова Н.С и др. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически,человеккак существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её [7]. Достаточно сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте, а именно в период с 13 и до 17 лет в связи с тем, что происходят физиологические изменения в организме, а также в сознании человека. Повышается уровень психологического развития человека, меняется не только содержание, но и формы дружеских, любовных и враждебных связей. На подростка огромное влияние оказывает микро и макро среда, а так же различные социальные институты.

Агенты социализации – это социальные институты, отдельные группы и люди, способствующие социализации личности человека. Первый агент социализации и на наш взгляд самый важный это семья. Часто подростки неудовлетворенны взаимоотношениями с родителями. В современном обществе налицо нерешенность проблемы "отцов и детей", которая заключается в большом разрыве между поколениями. Люди даже с небольшой разницей в возрасте редко имеют одинаковые взгляды на жизнь, а тем более родители и дети. Данная ситуация проявляется в нестабильности положения ребенка в семье, отсутствии благоприятного микроклимата, должного внимания к ребёнку, злоупотребление алкоголем со стороны родителей и грубое отношение к детям. Влияние на взаимоотношения в семье оказывает культ жестокости, который существует в нашем обществе. Физическое насилие по отношению к детям в семье может привести к серьезным нарушением физического, а также психического здоровья и отставания в возрастном развитии. Главная причина жестокого обращения с детьми алкоголизм родителей, а также нерешенные социально-бытовые проблемы взрослых, дети становятся помехой в решении проблем. Все большее количество детей растет в неполных семьях. По статистическим данным количество разводов в России составило:2010 год – 153 тысячи; 2011год – 669 тысяч; 2012 год – 642 тысячи; 2013 год – 667971тысяч; 2014 год – 669780 тысяч. Многие семьи «со спокойной душой» перекладывают воспитание детей на школу или на пожилых бабушек и дедушек. Увеличивается количество неблагополучных семей, где не только не занимаются воспитанием ребенка, но даже не создают ему элементарных условий для жизни и обучения. Другая причина девиантного поведения подростка в семье это гиперопека или чрезвычайная забота о детях, которая выражается в стремлении родителей окружать ребёнка повышенным вниманием и защитить его от мнимой опасности.

Вторым немало важным агентом социализации является школа. Согласно исследованию ВОЗ в России на каждые 100 тысяч смертей молодых людей приходится 16 случаев когда дети убивают детей. Буллинг – это эмоциональное и физическое школьное насилие. Психологи говорят о том что, очень часто приходится слышать от детей следующее «Одноклассник заставляет меня делать за него уроки и угрожает расправой»; «Сосед по парте после уроков в раздевалке бьёт меня, а я не умею драться»; «Девочки дразнят меня из-за немодной одежды, а мальчишки затаскивают в туалет и пристают»; «Я в этом классе новенькая, и никто из одноклассников хочет со мной дружить»; «Учительница при всём классе прочитала мою переписку с одноклассницей, и теперь все над нами смеются»; «Во время урока учительница бьёт меня по рукам линейкой, если я пишу не красиво». Участились в последнее время и случаи обращения за медицинской помощью детей- подростков с телесными повреждениями, нанесенными сверстниками.

К сожалению, от жестокого обращения не застрахован ни один ребёнок, но длительные наблюдения экспертов позволили определить группу риска, критерии которые помогают выявить детей, наиболее склонных оказаться жертвой школьного насилия. В первую очередь это дети с заболеваниями, для которых характерны физические недостатки, функциональные расстройства. Например, дети со сниженным слухом, с нарушением движений, что часто встречается при детском церебральном параличе, курносый нос, оттопыренные уши также могут стать причиной насмешек.

Следующий агент социализации это друзья и дворовые компании. Практически целый день подросток общается со своими сверстниками впитывая все события окружающей среды, и с увлечение играет в опасную игру, которая называется свобода. Авторитетом для подростка становятся не родители, а его ровесники, а иногда и личности старшей возрастной категории с которыми ему престижнее дружить. Подростки впитывает все события окружающей среды. Попадая в асоциальные группы, подросток начинает проявлять негативизм к окружающим, что впоследствии проявляется в девиантном поведении.

Средства массовой коммуникации и информации – воздействуют особенно на молодежь. Социальные роли, правила поведения и нормы усваиваются на основе кино, телевидения, радио, прессы, фильмов и пользование интернет пространством. Особую роль среди СМИ играет телевидение. Считается, что влияние телевидения на детей также велико как и семьи. Установлено, что дети в возрасте от 2 до 11 лет смотрят телепрограммы более 27 часов в неделю.По мнению некоторых исследователей, средства массовой информации лишь подкрепляют идеи, завоевавшие популярность – люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают, в первую очередь, те факты, которые подтверждают их мысли.По мнению других исследователей, телепередачи и другие средства массовой коммуникации оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряют девиантные формы поведения [5].

Девиантное поведение несовершеннолетних проявляются в различных формах: от повышенной конфликтности до совершения правонарушений. Растет уровень подростковой преступности:кражи и грабежи, употребления алкоголя и наркотиков.В основном подростки совершают имущественные преступления, но ипреступления связанные с употреблением токсических веществ инаркотиков.

Исследование факторов подростковых девиаций их влияния на возникновение и рост поведенческих отклонений в подростковой среде, а также состояния преступности несовершеннолетних позволяет сделать вывод что, отклоняющееся поведение подростков эта острая проблема современного российского общества, поскольку социальная девиация подрастающего поколения объективно препятствует общественной стабилизации, повышению уровня жизни и создает реальные возможности закрепления у подростков в будущем отклоняющихся форм поведения.

Литература:

1. Агенты социализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/agenty-socializacii.html( дата обращения 3. 09.2015).

2. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество
Голикова С.В., Горева О.М., Гурьянова И.В., Кабахидзе К.Л., Козлова Н.С., Купряшкин И.В., Лепешев Д.В., Осипова Л.Б., Пустошинская О.С., Пушкина И.М., Царева Н.А., Шестак О.И., Шилова Н.Н. - Новосибирск, 2014. Книга 22. – 248 с.

3. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. М.,2001. 160 с.

4. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением : учеб.–метод. пособие /Под ред. М.И. Рожкова.М.,2001. 240 с.

5. Девиантное поведение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 13. 02. 2016).

6. Отклоняющееся поведение подростков как социальная проблема современного российского общества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/otklonyayushcheesya-povedenie-podrostkov-kak-sotsialnaya-problema-sovremennogo-rossiiskogo(дата обращения 23. 3. 2016).

7. Социализация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 4.02.1016).

Основные термины (генерируются автоматически): Девиантное поведение, девиантного поведения, Режим доступа, Электронный ресурс, процессе социализации, социализации личности, агент социализации, Агенты социализации, девиантное поведение, дата обращения, поведение подростков, проблемы социализации личности, проблема современного российского, социализации личности человека, современного российского общества, важным агентом социализации, Девиантное поведение современной, Негативное девиантное поведение, социальной нестабильности поведение, Следующий агент социализации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос