Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 232 раза

Библиографическое описание:

Завражнов В. В., Зинина Г. М. Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 583-585. — URL https://moluch.ru/archive/130/36280/ (дата обращения: 27.04.2018).



Подростковый возраст является особым периодом, определяющим содержание развития личности в жизненной перспективе. Особый статус данному возрасту придают два обстоятельства: во-первых, подростковый возраст характеризуется интенсивным развитием социальных навыков ребенка, что выражается в ведущем виде деятельности этого периода. Во-вторых, подростковый возраст является переходным периодом, что выражается в наличии кризисов развития. Развитие ребенка в данном возрасте должно подготовить его к дальнейшей жизни, следовательно, подросток должен вступать во взаимодействие со взрослыми, в котором он находит примеры разрешения сложных ситуаций.

Подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, лишены возможности выбора круга общения. Их потребность в доверительных отношениях с родителями так же высока, как и у их сверстников из обычных семей, но реализовать ее они не могут. Отношение взрослых к подросткам, воспитывающимся в условиях детского дома, имеет чаще всего негативную окраску. Невозможность полноценного общения с другими людьми, приводит к тому, что нарушается не только социальное развития подростков, но и личностное.

Для того чтобы привлечь внимание взрослого к своим трудностям подростки выбирают различные формы поведения. Например, стараются выполнять все его требования, чтобы получить положительную оценку. Однако в условиях детского дома это чаще всего подросткам не удается, поэтому они избирают различные виды девиантного (отклоняющегося) поведения.

Невский И. А. отклоняющимся (девиантным) поведением называет социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам [4]. И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали [3].

Девиантное поведение присуще многим детям подросткового возраста. Оно может выступать и средством протеста и способом получения престижа в среде сверстников. Однако в условиях детского дома оно может приводить к особенно негативным последствиям. Препятствия, порождаемые девиантным поведением подростка, делают его невосприимчивым к воспитательному воздействию, что приводит к социальной дезадаптации.

Проблеме девиантного поведения подростков посвящены исследования Б. Н. Алмазова, С. Н. Дубинина, Ю. А. Клейберга, А. Е. Личко, С. Ф. Устименко, Г. М. Иващенко, В. С. Мухиной и мн. др.

Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема заключается в усвоении личностью негативных или противоправных форм поведения и перенесении их в практику отношений с другими людьми. Прежде всего, девиантное поведение выражается в противоречии социальным нормам и традициям. Девиантное поведение является многосторонним феноменом и рассматривается с точки зрения угрозы обществу. В подростковом возрасте наиболее распространенной причиной девиантного поведения исследователи называют негативный социальный опыт. Такое поведение чаще всего наблюдается у подростков из неблагополучных семей. Другой причиной девиантного поведения в подростковой среде выступает влияние асоциальной компании, где девиантное поведение выступает способом достижения престижа. Формы девиантного поведения подростков многообразны, однако наиболее социально опасными считаются алкоголизм, подростковая преступность и тяга к употреблению психоактивных веществ. Опасность девиантного поведения в подростковом возрасте связана с тем, что оно с течением времени закрепляется и может приводить к социальной дезадаптации [1].

Девиантное поведение подростков в условиях детского дома детерминируется рядом факторов. К ним можно отнести особенности развития всех сфер личности этих подростков (познавательной, эмоционально-волевой и др.). Исследование показателей психической развития детей подросткового возраста показывает, что в закрытых учреждениях у подростков обнаруживается преимущественно средний и низкий уровень психического развития. Лишь в единичных случаях отмечается наличие детей, общий уровень развития которых более высокий [5].

У подростков обнаруживается неравномерность развития различных психических функций. Отмеченная «дисгармоничность» ярко проявляется при изучении интеллектуальной сферы. По уровню развития таких элементов логического мышления, как систематизация и понятийная классификация, дети, воспитывающиеся вне семьи, практически не уступают своим «домашним» сверстникам, в то время как логическая операция обратимости, диагностируемая тестами, сформирована у них значительно хуже, чем у семилеток из массовых школ и даже у шестилеток из обычных детских садов. Также на значительно более низком уровне находится у детей из детского дома развитие наглядно-образного мышления.

В силу этих причин подростки не могут осуществлять деятельность, которая требует творческого подхода, оригинальности мышления. Среди социальных причин девиантного поведения подростков можно назвать особенности их межличностного взаимодействия с окружающими. В отличие от своих сверстников из семьи, подростки в детском доме не могут выбирать круг общения из сверстников и взрослых. В то же время подростки в детском доме лишены родительской любви и заботы, хотя потребность в ней у них не меньше, чем у семейных сверстников. Другой причиной девиантного поведения является отсутствие положительных образцов, демонстрируемых значимым взрослым. Это создает трудности в идентификации подростков. В этих условиях девиантное поведение является способом привлечения внимания к собственным проблемам, а также попыткой решения сложных жизненных ситуаций. Если подросткам не будет оказана своевременная социально-педагогическая помощь, то девиантное поведение может быть перенесено ими на дальнейшее взаимодействие с окружающими, после того как они оставят детский дом [5].

Девиантное поведение может создавать серьезные проблемы для дальнейшего развития личности подростка, поэтому социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков связана с созданием социальной среды благоприятно воздействующей на отношения подростка с окружающими. Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения являются: ранняя диагностика детей «группы риска»; консультационно-разъяснительная работа с педагогами и воспитателями; мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего; организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращения к помощи специализированных учреждений, центров, служб; разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения [2].

Выявленные в психологической и социально-педагогической литературе особенности девиантного поведения подростков воспитывающихся в условиях детского дома, позволили провести диагностическое исследование. В исследовании принимали участие 20 подростков в возрасте 12–14 лет, из них 13 мальчиков и 7 девочек. В качестве диагностического инструментария использовались патохарактерологический опросник (ПДО) А. Е. Личко; опросник Басса-Дарки; «Личностный опросник (FPI)». Диагностика показала, что у значительной части подростков (80 %) доминирующими являются эпилептоидный, истероидный и гипертимный типы акцентуаций характера. Данные типы акцентуаций проявляются в нарушении различных правил и норм, вспышках агрессии, грубости по отношению к сверстникам и взрослым. Также было выявлено, что в поведении подростков преобладают физическая, косвенная и вербальная агрессия и при этом наблюдается высокий уровень раздражительности. Наличие указанных поведенческих проявлений подтверждается исследованием личностных особенностей подростков. Оно показывает, что у подростков имеются такие негативные личностные характеристики как спонтанная и реактивная агрессивность, раздражительность, эмоциональная лабильность.

Изучение девиантного поведения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, позволило разработать программу, направленную на профилактику девиантного поведения подростков. Программа основана на исследованиях и методических разработках И. В. Дубровиной, Р. В. Овчаровой, А. В. Петровского. Цель программы: провести социально-педагогическую профилактику девиантного поведения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома. Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд задач: обучение подростков навыкам межличностного взаимодействия и конструктивным способам решения сложных ситуаций в общении; содействие развитию адекватной самооценки подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, развитие общения подростков со сверстниками, преодоление негативных стереотипов поведения. Программа включает в себя 3 этапа: 1. Ориентировочный. Основная задача этого этапа — помочь подросткам настроиться на работу, преодолеть психологические барьеры в общении, привыкнуть к новому виду деятельности. 2. Коррекционно-развивающий. На этом этапе участникам предлагаются упражнения, направленные на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы личности. 3. Заключительный. Задача этого этапа заключается в закреплении навыков, полученных на занятиях.

Таким образом, подростковый возраст является особым периодом, определяющим содержание развития личности в жизненной перспективе. Подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, лишены возможности выбора круга общения. Для того чтобы привлечь внимание взрослого к своим трудностям подростки выбирают различные формы поведения. В условиях детского дома подростки чаще избирают различные виды девиантного (отклоняющегося) поведения. В условиях детского дома девиантное поведение может приводить к особенно негативным последствиям. Препятствия, порождаемые девиантным поведением подростка, делают его невосприимчивым к воспитательному воздействию, что приводит к социальной дезадаптации. В силу определенных факторов у таких подростков обнаруживается неравномерность развития различных психических функций. Девиантное поведение может создавать серьезные проблемы для дальнейшего развития личности подростка, поэтому необходима целенаправленная социально-педагогическая деятельность с такими подростками. Проведенное диагностическое исследование позволило составить программу, направленную на профилактику девиантного поведения.

Литература:

  1. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / Е. В. Змановская — М.: «Академия», 2010. — 228 с.
  2. Практическая психология образования [Текст] Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
  3. Кон, И. С. Психология ранней юности. [Текст] / И. С. Кон — М.: Педагогика, 1989. — 174 с.
  4. Невский, И. А. Учителю о детях с отклонениями в поведении [Текст] / И. А. Невский.— М.: Просвещение, 1993. — 270 с.
  5. Яковлева, Н. Ф. Воспитание характера детей-сирот. [Текст] / Н. Ф. Яковлева.— М.: «Флинта», 2014. — 365 с.
Основные термины (генерируются автоматически): девиантного поведения, условиях детского дома, девиантного поведения подростков, Девиантное поведение, профилактику девиантного поведения, причиной девиантного поведения, девиантное поведение, различные виды девиантного, проблемы девиантного поведения, Проблеме девиантного поведения, различные формы поведения, девиантного поведения исследователи, развития личности, определение девиантного поведения, Опасность девиантного поведения, Формы девиантного поведения, причин девиантного поведения, Изучение девиантного поведения, профилактике девиантного поведения, особенности девиантного поведения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос