Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 269 раз

Библиографическое описание:

Завражнов В. В., Романова Г. А. Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 588-590. — URL https://moluch.ru/archive/130/36245/ (дата обращения: 26.09.2018).



Подростковый возраст характеризуется рядом серьезных изменений в физиологическом и психологическом развитии ребенка. Переходный характер данного возраста и промежуточное положение между ребенком и взрослым, которое занимает подросток, становится источником широкого круга проблем в поведении. Девиантное поведение наиболее часто связывается именно с подростковым возрастом, так как неустойчивость психологических регуляторов поведения и несформированность представлений подростков о социальных нормах становятся причинами отклонений в поведении детей.

Подростковый возраст является периодом активной социализации личности. В данном возрасте подросток начинает активно взаимодействовать в различных сферах деятельности с взрослыми и свертниками. Происходит развитие социальных навыков подростков, усвоение типичных форм социального поведения в различных ситуациях, подростки получают опыт социального взаимодействия. Вместе с тем подростковый возраст, осложняется многочисленными нарушениями процесса социализации, обусловленными широким кругом социально-психологических и социально-педагогических причин.

Одной из проблем социализации подростков является девиантное поведение, которое является показателем неуспешности в усвоении социальных норм и правил. В то же время девиантное поведение создает неблагоприятные условия для дальнейшей социализации подростков, так как делает неэффективным педагогические воздействия учителей и родителей. В подростковом возрасте девиантное поведение значительно увеличивает риск социальной дезадаптации ребенка, так как именно на данном этапе создаются условия для дальнейшего протекания процесса социализации.

Проблема социализации подростков с девиантным поведением рассматривалась в исследованиях Г. М. Андреевой, О. В. Козловой, Я. Л. Коломинского, Е. С. Кузьминой, B. Н. Мясищева, Д. И. Фельдштейна и др.

Проблема социализации подростков с девиантным поведением заключается в нарушении усвоения ими социальных норм и имеющегося опыта общественной жизни. Источником девиантного поведения в подростковом возрасте выступает слабое знание существующих социальных норм, проблемы в психическом здоровье подростков, неблагоприятное влияние различных социальных групп или родителей [5]. Девиантное поведение подростков создает значительные трудности при их интеграции в социальные отношения и без помощи соответствующих специалистов процесс социализации может оказаться нарушенным, что приведет к закреплению девиантных форм поведения и возникновению социальной дезадаптации.

Особенности социализации подростков с девиантным поведением обуславливаются рядом факторов. Ю. А. Клейберг, Т. Р. Алимханова, А. В. Мисько выделяют три основных фактора девиантного поведения подростков. Биологический фактор выражается в физиологических особенностях подростка, т. е. в неустойчивости жизненно важных систем организма, в первую очередь нервной системы [6]. В ряде случаев антисоциальные формы поведения подростков связаны с органическим поражением нервной системы явлениями интеллектуальной неполноценности и психопатическими чертами личности. Такие подростки отличаются большей степенью внушаемости, некритичностью поступков [4].

Психологический фактор заключается в особенностях темперамента, акцентуациях характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им. Источником нормативной регуляции и нравственной оценки поведения для подростков становятся социализированные нормы, однако еще не те, которые принимаются взрослыми людьми. Для подростков это — лидерские или групповые нормы, принятые в референтных группах.

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдаются два направления процесса социализации: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими и др. [6].

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность [6].

Социальные факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации [6].

Особенности социализации подростков с девиантным поведением обусловлены влиянием семьи. Часто родители устраняются от процесса воспитания ребенка, предоставляя это педагогам. Соответственно, в проблемах поведения подростка, по мнению таких родителей, виноват учитель или улица. На самом деле ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы, отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров [1]. Важнейшим условием формирования личности девиантного подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия (прежде всего, морально ущербный социально-психологический климат семьи [2].

Формами девиантного поведения подростков являются бродяжничество, пьянство, воровство, проявления агрессии по отношению к детям и взрослым. Данные поведенческие проявления говорят о несформированности социальных представлений подростков, их слабом знакомстве с социальными нормами и низкой включенности в социальное взаимодействие [2,3].

Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса социализации подростков с девиантным поведением связана с созданием социальной среды благоприятно воздействующей на отношения подростка с окружающими. Для этого педагогом-психологом проводится диагностика, направленная на выявление проблем каждого подростка, способных порождать девиантное поведение [8]. На основании данных диагностики вырабатывается индивидуальная стратегия коррекционной работы. Она может включать мероприятия способствующие нормализации отношений подростка с окружающими, в том числе разъяснительную работу среди педагогов и родителей, взаимодействующих с ребенком. Коррекционная работа с подростками может проводиться как индивидуально, так и в группе. Эта работа должна помочь в развитии коммуникативных навыков подростка, повысить его уверенность в себе, сформировать адекватную самооценку. Другой формой работы по оптимизации социализации подростков с девиантным поведением выступает вовлечение подростка в социально приемлемые виды деятельности [7].

На основе изучения психолого-педагогической литературы, было проведено эмпирическое исследование. В результате диагностики было выявлено, что коллектив класса недостаточно дружный. Общение сосредотачивается в основном вокруг лидеров, которые составляют 25 % от численности класса. Лидеры контактируют друг с другом опосредованно, через предпочитаемых, которые составляют 40 % от численности класса. 30 % подростков имеют статус пренебрегаемых, поэтому сверстники стараются избежать общения с ними. 5 % находятся в изоляции. Исследование межличностных отношений подростков позволило выявить причины такого распределения статусов. Лидеры класса занимают свои позиции благодаря организаторским качествам или независимой позиции. 20 % подростков со статусом предпочитаемые демонстрируют конформное поведение в отношении лидеров и соглашаются с их мнением. Также 20 % со статусом предпочитаемые стараются проявлять дружелюбие по отношению ко всем членам референтной группы. Подростки с неблагоприятными статусами характеризуются излишней застенчивостью или недружелюбием в отношении с другими детьми. Также в поведении младших подростков в классе преобладают такие тенденции как независимость, общительность и избегание «борьбы».

На основании данных исследования была разработана программа, которая направлена на оптимизацию процесса социализации подростков. При составлении программы учитывались данные психодиагностики. Исходя из этого, в программу включены упражнения на развитие уверенности в себе, на снятие тревожности в межличностном взаимодействии, на развитие социальных эмоций. В ходе проведения программы подростки должны учиться преодолевать эмоциональные барьеры в общении, отрабатывать навыки понимания эмоций окружающих и пытаться самим передать свои эмоции другим. Программа также включает упражнения, направленные на отработку адекватного поведения в различных ситуациях.

Таким образом, подростковый возраст характеризуется рядом серьезных изменений и является периодом активной социализации личности. Проблема социализации подростков с девиантным поведением заключается в нарушении усвоения ими социальных норм и имеющегося опыта общественной жизни. Особенности социализации подростков с девиантным поведением обуславливаются биологическим, психологическим, социологическим фактором. Значительное влияние на социализацию подростков оказывает семья. Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса социализации подростков с девиантным поведением связана с созданием социальной среды благоприятно воздействующей на отношения подростка с окружающими. Проведенное эмпирическое исследование позволило разработать программу, направленную на оптимизацию процесса социализации подростков.

Литература:

  1. Азаров, Ю. П. Педагогика любви и свободы. [Текст] / Ю. П. Азаров — М.: Академия, 2005–312 с.
  2. Анзорг, Л. Дети и семейный конфликт [Текст] / Л. Анзорг — М.: Просвещение, 2007. — 283 с.
  3. Арнаутова, Е. П. Общение с родителями: Зачем? Как? [Текст] / Е. П. Арнаутова, Е. М. Иванова / Научный редактор В. М. Иванова. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 318 с.
  4. Вроно, Е. М. Несчастливые дети — трудные родители. Наблюдения детского психиатра. [Текст] / Е. М. Вроно — М.: Академия, 2007. — 92 с.
  5. Голод, С. И. Будущая семья: какова она?: (Социально-нравственный аспект). [Текст] / С. И. Голод — М.: Высшая школа, 2001. — 38 с.
  6. Дольто, Ф. На стороне подростка. [Текст] / Ф. Дольто — СПб.: Питер, 2003. — 238 с.
  7. Ковалев, С. В. Психология современной семьи. [Текст] / С. В. Ковалев — М.: Академия, 2006. — 482 с.
  8. Колесов, Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. — 2-е изд. [Текст] / Д. В. Колесов — М.: Педагогика, 1984. — 164 с.
Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, подростковый возраст, подросток, оптимизация процесса социализации подростков, проблема социализации подростков, норма, особенность социализации подростков, девиантное поведение подростков, социальная среда, коррекционная работа.


Похожие статьи

Влияние адаптации на процесс социализации девиантных...

Ключевые слова: процесс социализации, процесс адаптация, девиантные подростки, девиантное поведение, самооценка, тревожность.

Особенности девиантной социализации несовершеннолетних

девиантное поведение, ребенок, агент социализации, семья, подросток, процесс социализации, жестокое обращение, массовая коммуникация, Россия, окружающая среда.

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

В подростковом возрасте девиантное поведение отличается рядом особенностей, которые зависят от семейного воспитания подростка, отношений в школьном коллективе и положения подростка среди сверстников.

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного...

девиантное поведение, девиантное поведение подростков, подростковый возраст, подросток, дом, социальная дезадаптация, детский дом, межличностное взаимодействие, жизненная перспектива...

Профилактика девиантного поведения подростков...

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, социальная работа, поведение подростков. «Девиантное поведение — одно из видов отклоняющего поведения, связанное с нарушением соответствующих возрастных социальных норм и правил поведения...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации...

адаптация, девиантное поведение, социум, социально-психологическая дезадаптация старших подростков, дегармонизация взаимодействия.

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

В статье анализируются особенности социальной работа с подростками социального риска в США, Германии и России. Ключевые слова: социальная работа, девиантное поведение, подростки.

Особенности конфликтного поведения современных подростков

Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях.

Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства.

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного...

Проблема конфликтного поведения подростков становится в настоящее время все более актуальной.

Еще одна опасность конфликтного поведения подростков заключается в том, что оно, развиваясь, перерастает в агрессивное, а затем и в девиантное поведение, которые...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Влияние адаптации на процесс социализации девиантных...

Ключевые слова: процесс социализации, процесс адаптация, девиантные подростки, девиантное поведение, самооценка, тревожность.

Особенности девиантной социализации несовершеннолетних

девиантное поведение, ребенок, агент социализации, семья, подросток, процесс социализации, жестокое обращение, массовая коммуникация, Россия, окружающая среда.

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

В подростковом возрасте девиантное поведение отличается рядом особенностей, которые зависят от семейного воспитания подростка, отношений в школьном коллективе и положения подростка среди сверстников.

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного...

девиантное поведение, девиантное поведение подростков, подростковый возраст, подросток, дом, социальная дезадаптация, детский дом, межличностное взаимодействие, жизненная перспектива...

Профилактика девиантного поведения подростков...

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, социальная работа, поведение подростков. «Девиантное поведение — одно из видов отклоняющего поведения, связанное с нарушением соответствующих возрастных социальных норм и правил поведения...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации...

адаптация, девиантное поведение, социум, социально-психологическая дезадаптация старших подростков, дегармонизация взаимодействия.

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

В статье анализируются особенности социальной работа с подростками социального риска в США, Германии и России. Ключевые слова: социальная работа, девиантное поведение, подростки.

Особенности конфликтного поведения современных подростков

Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях.

Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства.

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного...

Проблема конфликтного поведения подростков становится в настоящее время все более актуальной.

Еще одна опасность конфликтного поведения подростков заключается в том, что оно, развиваясь, перерастает в агрессивное, а затем и в девиантное поведение, которые...

Задать вопрос