Автор: Смагулова Касиет Бактияровна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 28.11.2016

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Смагулова К. Б. Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 607-610.



В результате обзора литературы автором высказано мнение о том, что наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов, среди смешанных типов часто встречаются эпилептоидно-неустойчивый.

Ключевые слова: девиантное поведение, акцентуации характера, видами психопатических расстройств личности, подростковый возраст

В современном мире, в том числе и в Казахстане, обнаруживается резкое увеличение числа подростков, имеющих различные девиантные формы поведения или отклонения от общепринятых социальных норм. При этом девинтность в подростковом возрасте преимущественно проявляется в пьянстве и алкоголизме, сексуальной распущенности, бродяжничестве, наркомании и токсикомании, а так же в суицидальном поведении.

В социально-психологической науке с этим выделяются три основных типа девиантного поведения среди подростков [1]:

– конформное поведение — приспособление подростка к требованиям референтной для него группы, отличающейся от приятых в обществе норм, взглядов;

– импульсивное поведение — поступки подростка, возникающие под влиянием сильного возбуждения, вопреки свойственным стандартам поведения и сопровождаемое временной утратой самоконтроля со стороны сознания;

– «компульсивное» поведение — особый вид принудительного поведения подростка, возникающий под воздействием систематических оскорблений, либо наркотиков как защитная реакция организма.

Часто в психолого-педагогической литературе наряду с термином «девиантное поведение» используются такие понятия как «патологическое поведение», «аморальное поведение» «асоциальное поведение» и т. д. Данный факт свидетельствует о том, что на современном этапе развития общества понятие «девиантное поведение» заметно расширяется, охватывая все формы нарушений поведения у здоровых, тик и у психически больных людей. Но в любом случае, термин «девиантное поведение» связан с понятием «социальная норма», т. е. с ее нарушением.

В самом общем виде «социальная норма» трактуется как совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет та или социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью осуществления поведения (деятельности) установленного типа (образца) [2].

Следует подчеркнуть, что девиантное поведение в подростковом возрасте имеет свою специфику, обусловленную рядом разнонаправленных факторов, среди которых можно выделить: социально-психологические, психолого-педагогические, психо-биологические.

На наш взгляд, наиболее значимую роль среди перечисленных факторов играют особенности характера подростка, определяющие его особенности поведения, так как именно в характере закрепляются привычные формы поведения личности по отношению к социуму, самому себе, к вещам и деятельности.

Важной характеристикой подросткового возраста служит завершение процесса формирования характера с заострением некоторых его черт, так как именно в данный возрастной период чаще всего проявляются акцентуации характера, которые представляют собой крайние варианты нормы.

В обычных условиях, наличие какой-либо акцентуации характера, может и не проявляется в повседневном поведении подростков, но под влиянием различных стрессовых и проблемных ситуаций поведение подростков с акцентуациями характера может стать девиантным [3].

Различные аспекты акцентуаций характера в подростковом возрасте были изучены такими учеными как Э. Кречмер, К.Леонгард, П. Б. Ганнумкина, В. В. Ковалева, А.Е Личко и др.

В рамках данной статьи, рассмотрим определение акцентуации характера А. Е. Личко. Автор под акцентуацией понимает крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий, при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Следует отметить, что к подростковому возрасту, акцентуации характера, как правило, со временем компенсируются, но при сложных стрессовых ситуациях, длительно воздействующих на подростка, могут не только стать основой для острых аффективных реакций, но и послужить условием формирования психопатического развития в будущем [4].

Так как акцентуации характера граничат с соответствующими им видами психопатических расстройств личности, их типология базируется на предложенной в психиатрии классификации психопатий, отражая, однако и свойства характера психически нормального индивида.

В психологической науке выделяют две степени акцентуации характера: явная акцентуация (крайний вариант нормы) и скрытая акцентуация (обычный вариант нормы).

Явная акцентуация характеризуется наличием выраженных черт определенного типа характера и выраженность черт какого-либо типа акцентуации в характере подростка, как правило, не препятствует его успешной социальной адаптации. Часто подростков данной категории относят к группе «трудных» детей.

Скрытая акцентуация характера отличается тем, что в обычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не видны совсем в поведении подростка, но в то же время черты этого типа ярко проявляются под воздействием сложных жизненных ситуаций. Кроме того, подростки с явными акцентуациями характера составляют группу «повышенного риска», так как они очень чувствительны к определенным негативным влияниям окружающей социальной среды или стрессовым ситуациям, при этом нормализация травмирующей ситуации, как правило, возвращает их в обычное нормальное состояния. Но неразрешенная длительный отрезок времени стрессовая ситуация, может привезти к повторению психопатических реакций у подростка и перерасти в психопатию характера в целом [5].

У современных подростков отмечаются частые нарушения на фоне акцентуаций характера в транзиторных непсихологических девиациях. К таким нарушениям можно отнести деликвентность, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество, суицидальное поведение и т. д.

Существует множество спорных мнений о причинах возникновения психопатии характера в подростковом возрасте. Так, например, В. М. Бехтерев отмечал, что психопатию характера могут вызывать как отрицательная наследственность, так и неблагоприятные социальные условия, т. е., неправильное воспитание, отрицательный пример родителей.

П. Б. Ганнушкина выделила следующие факторы возникновения и развитие акцентуаций характера в подростковом возрасте:

1) биологические факторы:

– действия пренатальных, натальных и ранних постнатальных негативных воздействий (тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, соматические заболевания);

– неблагоприятная наследственность (алкоголизм или наркомания родителей);

– органические повреждения головного мозга (черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и т. д.);

– «пубертатный кризис» (неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, повышенная активность эндокринной системы, гормональные нарушения).

2) социально-психологические факторы:

– нарушения воспитательных норм подростка в семье (гиперопека, попустительство, авторитаризм и т. д.);

– школьная дезадаптация (депрессивное состояние, тревожность, эмоциональное напряжение и т. п.);

– подростковый кризис (усиленное развитие самосознания, стремление к самоутверждению, наличие межличностных и внутриличностных конфликтов);

– психические травмы (конфликты с родителями, друзьями, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное влюбленностью, переживанием семейных разладов и т. д.) [6].

Кроме того, данные группы факторов воздействуют на подростка не по отдельности, а тесно взаимодействуют.

В психологической науке предложены две классификации типов акцентуаций характера, авторами которых являются К. Леонгард и А. Е. Личко. Данные классификации отличаются своими названиями групп акцентуаций, но имеют в своем содержании много общего. Так, например, в классификации предложенной К. Леонгардом отсутствуют достаточно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый, конформный и астено-невротический типы, а в классификации А. Е. Личко не встречаются дистимический и застревающий типы.

Надо отметить, что у подростков кроме «чистых» наблюдаются и смешанные (промежуточные) типы акцентуации характера. Например, конформно-гипертимный, лабильно-циклоидный, шизоидно-сенситивный типы акцентуации и т. д. Промежуточный тип акцентуации характера может сформироваться как результат накладывания черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу каких-либо постоянно действующих психогенных факторов.

Российский ученый А. Е. Личко [7] считает, что именно акцентуации характера определяют «трудности» подросткового возраста. Следовательно вопрос о распространенности того или иного типа акцентуации среди подростков является очень актуальным в современной психолого-педагогической науке.

В исследованиях И. А. Горьковой [8] отмечается, в конце ХХ века акцентуации характера фиксировались у 52–62 % социально-адаптированных подростков, XXI века уже у 96 % подростков. Таким образом, можно говорить о том, что наличие акцентуаций характера являются характерной особенностью современных подростков.

Как было отмечено выше, именно акцентуации характера вызывают девиантное поведение в подростковом возрасте. По результатам исследований проведенных А. А. Реан [9], наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов, среди смешанных типов часто встречаются эпилептоидно-неустойчивый.

Следует констатировать, что в динамике акцентуаций характера в подростковом возрасте существует такой феномен как заострение определенных черт в характере и наличие на этом фоне девиаций в поведении подростков.

Литература:

1. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1987. — 309 с.

2. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. — 2-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2007. — 140 с.

3. Актуальные проблемы девиантного поведения: борьба с социальными болезнями. — М.: Просвещение, 1995. — 124 с.

4. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: изд-во Логос, 1981. — 439 с.

5. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М. И. Рожкова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 240 с.

6. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. — М.: Наука, 2003.- 348с.

7. Личко А. Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. — М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 416 с.

8. Горькова И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. — 1994.- № 2.- С.44–47.

9. Реан А. А. Характерологические особенности подростков — деликвентов. // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 139–144.

Основные термины (генерируются автоматически): акцентуации характера, подростковом возрасте, акцентуаций характера, девиантное поведение, определенного типа характера, акцентуациями характера, психопатию характера, девиантного поведения, особенности характера подростка, типы акцентуации характера, определение акцентуации характера, степени акцентуации характера, аспекты акцентуаций характера, тип акцентуации характера, века акцентуации характера, фоне акцентуаций характера, типов акцентуаций характера, явными акцентуациями характера, Скрытая акцентуация характера, развитие акцентуаций характера.

Ключевые слова

девиантное поведение, подростковый возраст, акцентуации характера, видами психопатических расстройств личности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос