Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации характера младших подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 12.05.2018

Статья просмотрена: 1662 раза

Библиографическое описание:

Симонян, М. В. Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации характера младших подростков / М. В. Симонян, Ю. А. Кочетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 383-386. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50301/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье актуализируются проблемы влияния стилей детско-родительских отношений на формирование акцентуаций характера младших подростков. Обоснована концепция взаимосвязи типа акцентуации характера и типа детско-родительских отношений, формируемых на основе стилей семейного воспитания. Автором выявлены особенности локализации акцентуаций характера на основе систематизации данных анализа теоретических исследований. В статье показана взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и формирования акцентуаций характера младших подростков в условиях социализации, продолжающейся в среде сверстников и окружающих взрослых. Подчеркнута важность определенных изменений стиля семейных отношений для успешной социализации подростка.

Ключевые слова: акцентуации характера, младшие подростки, социализация, детско-родительские отношения, стили семейного воспитания.

The article actualizes the influence of styles of child-parent relations on the formation of accentuations of the nature of younger adolescents. The concept of interrelation between the type of character accentuation and the type of child-parent relations formed on the basis of family education styles is substantiated. The author reveals the features of the localization of character accentuations based on the systematization of data from the analysis of theoretical studies. The article shows the relationship between the styles of child-parent relations and the formation of accentuations of the character of younger adolescents in the conditions of socialization, continuing among peers and surrounding adults. The importance of certain changes in the style of family relations for the successful socialization of the adolescent is highlighted.

Keywords: character accentuations, younger adolescents, socialization, child-parent relations, styles of family education.

Семья является тем социальным институтом, благодаря которому происходит дальнейшая интеграция личности ребенка в сложную для него систему социальных взаимодействий и отношений. Данные отношения образуют в последствии достаточно устойчивые связи, образующиеся сначала в рамках микросоциума, в котором социализируется личность, а затем переходит в процессы взаимодействия в обществе. Эти связи преломляются через состояние личности ребенка, его социальный статус и выражаются в последующей деятельности в качестве формируемого личностного отношения к окружающим. Содержательный компонент этих отношений имеет истоки, лежащие во влиянии стиля детско-родительских отношений на акцентуации характера ребенка при достижении им подросткового возраста, как наиболее трудного и нестабильного, характеризующегося всплеском физиологических изменений, а также психического и физического состояния. Тем не менее, считаем необходимым отметить, что прогностический компонент, раскрывающий аспекты влияния стилей внутрисемейных отношений на акцентуации характера младших подростков, к сожалению, не всегда преподносит положительные и обнадеживающие перспективы для дальнейшей социализации подростка.

Акцентуации характера ребенка, находящегося на этапе перехода в подростковый возраст, обусловлены тем, что данный возрастной период характеризуется особыми трудностями становления и развития характера личности, особенности которых были подробно изучены К. Леонгардом, разработавшим классификацию типов акцентуаций, А. Е. Личко, выявившим степени проявления акцентуированных черт, П. Ганнушкин, подробно описавшим классификацию психопатических проявлений, и др. [5; 6].

На сегодняшний день психологическая наука определяет 12 типов акцентуаций, принадлежность которых обосновывается следующими локациями:

– особенности высшей нервной деятельности, проявленные в темпераменте; по данному типу локации были выделены следующие акцентуации: гипертимный, дистимический, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный и эмотивный типы;

– характерологический концепт, опосредующий образование таких акцентуаций как демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы;

– личностные особенности (экстра- и интровертированный типы) [2; 5; 6].

Необходимо отметить, что под акцентуацией характера следует рассматривать проявление чрезмерной интенсивности индивидуальных черт характера подростка, проявляющееся в психологических и психофизиологических особенностях протекания реакций на факторы, воздействующие извне или на какую-либо конкретную ситуацию. Эти особенности проявления подробно представлены в работах Л. И. Божович, Л. М. Фридман, И. С. Кона, И. Ю. Кулагиной и др., показывающих психофизиологическую реакцию организма подростка на отношения с окружающими, прямо или косвенно участвующими в социализации личности [1; 8].

В этом плане на этапе младшего подросткового возраста особое значение приобретают детско-родительские отношения, которые, как считают, ученые, должны быть перестроены одновременно с переходом ребенка во внешний мир, в среду сверстников и взрослых, изменив тем самым и стиль воспитания.

В области психологических наук детско-родительские взаимоотношения становились предметом исследования таких ученых как А. Я. Варга, В. В. Столин, А. А. Реан и др., которыми были выделены различные параметры, характеризующие тип данных отношений. Так, например, А. А. Реаном в основу определения типов детско-родительских отношений были положены такие параметры как степени принятия-отвержения, кооперации, симбиоза, авторитарной гиперсоциализации и отношению к неудачам ребенка. А. Я Варга рассматривал в основе детско-родительских отношений сформированные в процессе ранней социализации поведенческие паттерны и стереотипы и т. д. [2; 7].

Особая роль детско-родительских отношений рассматривалась через призму ценностных ориентаций в семье: например, отсутствие гибкости воспитания и излишняя требовательность могут пагубно сказываться на самооценке младшего подростка, формировании фрустрации; возложение на ребенка неоправданных надежд влияет на развитие высокой личностной и ситуативной тревожности, определяющих уровень нервно-психической устойчивости личности подростка и т. д.

Таким образом, в психологической науке была сформирована концепция взаимосвязи типа акцентуации характера и типа детско-родительских отношений, формируемых на основе стилей семейного воспитания (Лично Леонгард Юстицикий и пр.). Определенные отношения в семье при определенных условиях или их несоблюдении могут влиять на развитие акцентуаций характера младшего подростка [5; 6; 9].

Так, например, гипопрекция, недостаток внимание, отстранение ребенка, эмоциональное отвержение и т. п. могут привести к формированию неустойчивого, конформного типа, а также способствовать в дальнейшем развитию психологической травмы подростка. Доминирующая гиперпротекция, проявляющаяся как чрезмерная опека, тотальный контроль, запрет на самостоятельные действия и решения усиливают у подростка реакции непослушания, протеста и приводят к формированию гипертимно-неустойчивого типа при возможности развития психастенической, сензитивной, астено-невротической акцентуаций [3; 4].

Потворствующая гиперпротекция определяет формирование истероидной акцентуации и проявляется в таких особенностях отношений как чрезмерное возвеличивание, восхищение нередко мнимыми достоинствами, необоснованным наделением прав и свобод подростка, не усвоившего нормы поведения в обществе и т. д. А жестокие взаимоотношения, в процессе которых, как правило, развиваются признаки психических травм, являются особо пагубными для эпилептоидного и конформного типов.

Таким образом, аспект детско-родительских отношений может регулироваться разными шкалами, в основе которых могут быть рассмотрены степень требований-запретов или требований-обязанностей, строгость наказаний, характер взысканий и пр. [3].

В младшем подростковом возрасте, когда акцентуации характера проявляются особенно ярко, факторы детско-родительских взаимоотношений могут сделать так называемое слабое место, относящее к соответствующей акцентуации наиболее уязвимым, что спровоцирует риск социальной дезадаптации подростка.

Сохранение комфортных взаимоотношений родителей и ребенка будет способствовать профилактике усиления акцентуированного поведения и, как следствие, психических отклонений и расстройств.

Литература:

  1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — СПб: Питер, 2008. — 256 с.
  2. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия / А. Я Варга. — СПб.: Речь, 2001.
  3. Егоров, Р. Н. Родители и взрослые дети: особенности взаимоотношений (по материалам зарубежных источников) / Р. Н. Егоров, И. В. Шаповаленко // Современная зарубежная психология. — 2017. — Том 6. — № 2. — С. 54–62.
  4. Игнатьева, Н. А. Детско-родительские отношения с точки зрения подростков / Н. А. Игнатьева, И. Е. Мельникова // Семья и ребёнок: проблемы возрастного развития: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 44–49.
  5. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. — М. Изд-во Феникс, 2000. — 544 с.
  6. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. — СПб.: СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2010. — 256 с.
  7. Реан, А. А. Психология подростка. Психологическая энциклопедия. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / Под ред. А. А. Реана. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
  8. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков. Справочник для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. — М., 2003.
  9. Эйдемиллер, Э. Г. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. — М., 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, акцентуация характера, семейное воспитание, акцентуация характера ребенка, конформный тип, концепция взаимосвязи типа акцентуации характера, младший подростковый возраст, младший подросток, подростковый возраст, психологическая наука.


Похожие статьи

Алекситимия у подростков с разным типом акцентуации...

подростковый возраст, акцентуация характера, девиантное поведение, подросток, крайний вариант нормы, психопатическое расстройство личности, явная акцентуация, суицидальное поведение, психологическая наука...

Индивидуально-типологические особенности личности, как фактор...

Обоснована концепция взаимосвязи типа акцентуации характера и типа детско-родительских отношений...

Основные термины (генерируются автоматически): акцентуация характера, таблица, ответ, неустойчивый тип, эпилептоидный тип, конформный тип, девиантная форма.

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков...

Изучение агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации характера проходило на базе подразделения по делам несовершеннолетних при УВД города Белгород в 2010 году с подростками в возрасте 14-17 лет.

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

Явная акцентуация характеризуется наличием выраженных черт определенного типа характера и выраженность черт какого-либо типа акцентуации в характере подростка, как правило, не препятствует его успешной социальной адаптации.

Личностные особенности подростков, влияющие на проявление...

акцентуация характера, отклоняющееся поведение, подросток, наименьшее сопротивление, Тип акцентуаций характера, тип характера, акцентуация, поведение, ребенок, родитель.

Факторы, влияющие на процесс социального восприятия...

социальное восприятие, акцентуация характера, восприятие, тип акцентуации, подросток, старший подростковый возраст, социальное восприятие старших подростков, восприятие человека...

Критерии и показатели социально-психологической...

Таковы подростки, называемые конформными.

Выше перечисленные типы можно отнести к случаям, когда у подростка уже выраженные акцентуации характера.

Литвиненко Н. В. Социально-психологическая адаптация младших подростков: индивидуально-личностный...

Психологические особенности влияния матери на формирование...

формирование, мать, характер, подростковый возраст, понимание, опека, девочка-подросток, положительные

Акцентуации характера ребенка, находящегося на этапе перехода в подростковый возраст.

Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации...

Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

В младшем подростковом возрасте суицидальные проявления, как правило, не

Эти черты, выраженные нередко до уровня акцентуации характера, создают предпосылки для

суицидальное поведение, подростковый возраст, суицид, суицидальная активность, Россия...

Похожие статьи

Алекситимия у подростков с разным типом акцентуации...

подростковый возраст, акцентуация характера, девиантное поведение, подросток, крайний вариант нормы, психопатическое расстройство личности, явная акцентуация, суицидальное поведение, психологическая наука...

Индивидуально-типологические особенности личности, как фактор...

Обоснована концепция взаимосвязи типа акцентуации характера и типа детско-родительских отношений...

Основные термины (генерируются автоматически): акцентуация характера, таблица, ответ, неустойчивый тип, эпилептоидный тип, конформный тип, девиантная форма.

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков...

Изучение агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации характера проходило на базе подразделения по делам несовершеннолетних при УВД города Белгород в 2010 году с подростками в возрасте 14-17 лет.

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

Явная акцентуация характеризуется наличием выраженных черт определенного типа характера и выраженность черт какого-либо типа акцентуации в характере подростка, как правило, не препятствует его успешной социальной адаптации.

Личностные особенности подростков, влияющие на проявление...

акцентуация характера, отклоняющееся поведение, подросток, наименьшее сопротивление, Тип акцентуаций характера, тип характера, акцентуация, поведение, ребенок, родитель.

Факторы, влияющие на процесс социального восприятия...

социальное восприятие, акцентуация характера, восприятие, тип акцентуации, подросток, старший подростковый возраст, социальное восприятие старших подростков, восприятие человека...

Критерии и показатели социально-психологической...

Таковы подростки, называемые конформными.

Выше перечисленные типы можно отнести к случаям, когда у подростка уже выраженные акцентуации характера.

Литвиненко Н. В. Социально-психологическая адаптация младших подростков: индивидуально-личностный...

Психологические особенности влияния матери на формирование...

формирование, мать, характер, подростковый возраст, понимание, опека, девочка-подросток, положительные

Акцентуации характера ребенка, находящегося на этапе перехода в подростковый возраст.

Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации...

Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

В младшем подростковом возрасте суицидальные проявления, как правило, не

Эти черты, выраженные нередко до уровня акцентуации характера, создают предпосылки для

суицидальное поведение, подростковый возраст, суицид, суицидальная активность, Россия...

Задать вопрос