Формирование готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий
Автор: Топольник Яна Владимировна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 08.05.2015
Статья просмотрена: 1122 раза
Библиографическое описание:
Топольник, Я. В. Формирование готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий / Я. В. Топольник. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 200-203. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8109/ (дата обращения: 16.12.2024).
На современном этапе развития и использования информационно-коммуникационных технологий в педагогике происходит трансформация содержания профессионального образования на всех ее ступенях, пересмотр организационных форм учебной работы, которые сложились: увеличение доли самостоятельной индивидуальной и групповой работы слушателей, отход от традиционного учебного занятия с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера, внеаудиторных занятий, использование инновационных технологий, которые стали обязательной составляющей целостного учебного процесса.
В высшем учебном заведении широко применяются информационно-коммуникационные технологии, что побуждает к изменению содержания подготовки будущего преподавателя. Есть две позиции рассмотрения проблемы использования новых информационных технологий. Одна из них — современный преподаватель должен уметь использовать компьютерные средства, ведь это является неотъемлемой составляющей его профессиональных умений. Именно поэтому высокий уровень овладения новыми информационными технологиями определяет готовность к воплощению педагогических технологий и осуществлению инновационной деятельности. Второй важной позицией является то, что применение современных компьютерных средств помогает развивать гибкость мышления преподавателя, подталкивает к систематическому обновлению знаний, самообразованию.
Анализ проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе нашел отражение в трудах М. Анцибор, И. Богдановой, И. Зязюна, Ю. Машбиц, Л. Морской, И. Прокопенко, И. Синельник, А. Спиваковского, Н. Талызина и др. Возможности использования компьютерных технологий в учебном процессе вуза (в частности, это касается процесса подготовки будущего преподавателя) достаточно широко исследуются такими учеными как: М. Жалдак, В. Клочко, Н. Морзе, С. Раков, Ю. Рамский, Ю. Триус и др. Над решением проблем формирования информационной компетентности специалистов различных отраслей и особенностей технологий обучения работают ученые В. Быков, Ю. Жук, А. Иваницкий, В. Петрук, Ю. Пасечник и др.
Проблема формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности аккумулирует проблемы психологической науки, связанные с особенностями личности, чертами ее характеристики, возможностями, которые обусловливают успешность профессиональной подготовки. Психология формирования готовности к профессиональной деятельности изучалась украинскими исследователями, среди которых Г. Балл, Г. Костюк, Е. Милерян, В. Моляко, П. Перепелица, М. Смульсон и др. Готовность рассматривается учеными [2; 5] в непосредственной связи с формированием, развитием и совершенствованием психических процессов, состояний, свойств личности, необходимых для успешной деятельности. Авторы исследований также отмечают, что готовность, как предпосылка любой деятельности, является одновременно и ее результатом.
Исследователи Г. Балл, П. Перепелица [9] указывают на то, что основу формирования готовности к профессиональной деятельности следует видеть не в развитии операционно-технических умений и навыков, а опираясь на такой определяющий параметр готовности, как «комплексная способность».
Однако исследуемая проблема остается до сих пор недостаточно теоретически разработанной. Поэтому считаем необходимым определение сущности готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Формирование ИКТ-компетентности будущего преподавателя должно быть систематическим, осуществляться непрерывно, с первых дней обучения в университете. Использование компьютера в процессе обучения не должно носить эпизодический характер и сводиться к демонстрации лекционного материала, иллюстрации отдельных теоретических положений курса, презентации некоторых тем. Желательно охватить все организационные формы обучения.
Сформированная компетентность не всегда является свидетельством формирования готовности — работая с разными группами и отдельными студентами, преподавателю нужно предусматривать перспективы развития их мотивации. Для эффективности учебной деятельности весомым является формирование мотивации, которая обуславливается интеллектуальной инициативой и познавательными интересами. Процесс развития положительной мотивации учения, по утверждениям ученых [6; 7] — это процесс, который способствует трансформации побуждений студентов к зрелой мотивационной сферы с доминированием мотивов, которые характеризуют содержание положительной мотивации учения.
Под понятием «компетентностно-ориентированный подход» в формировании готовности будущих преподавателей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности, мы предлагаем понимать направленность учебно-воспитательного процесса высших учебных заведений на формирование и развитие информационно-коммуникационных компетенций личности и личностной мотивации. Результатом обучения является формирование информатической готовности, которую предлагаем считать одной из ведущих составляющих характеристики будущего преподавателя.
Поэтому в современных условиях на первый план выходит задача по формированию готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональная готовность личности — это регулятор и предпосылка эффективной и творческой деятельности. Наиболее значительными ее факторами являются мотивация, подготовка, самомобилизация знаний, установка на деятельность, свойства личности, удовлетворенность трудом [4, с. 3].
Психологическая готовность молодого специалиста помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться в зависимости от появления непредвиденных ситуаций. Психологическая готовность — решающее условие быстрой адаптации к условиям труда и дальнейшего профессионального усовершенствования квалификации будущего специалиста. По своей сути готовность — это единство устойчивых и ситуативных установок на активные и соответствующие действия (во время обучения и с началом профессиональной деятельности).
Охарактеризованные виды готовности студента к труду находятся в единстве и взаимодействуют в ходе его деятельности. Причем состояние готовности является в некоторой степени продолжением устойчивой готовности. Оно закрепляется в ходе обучения.
В широком смысле понятие «готовность к деятельности» трактуется как готовность к жизненной практике в целом, к вхождению в новую сферу, к самореализации в творческой деятельности, к переносу знаний и способов деятельности из одной сферы в другую, к деятельности в новых постоянно меняющихся условиях, к адекватной самооценке. В узком смысле готовность к педагогической деятельности можно рассматривать как совокупность свойств и качеств личности преподавателя, которая адекватно отражает структуру его педагогической деятельности как решающее условие быстрой адаптации выпускника высшего учебного заведения к специфическим условиям педагогического труда, как возможность для дальнейшего профессионального совершенствования.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в определении понятия и структуры готовности студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий существуют разные подходы.
Так С. Яшанов [10] рассматривает готовность будущего учителя к эффективному использованию новейших информаций технологий как синтез таких структурных компонентов: мотивационного; операционно-познавательного; эмоционально-волевого; оценочного.
Р. Гурин [3] определяет готовность будущего учителя к применению новых информационных технологий в профессиональной деятельности как интегрированное качество личности будущего учителя, которое выявляется, во-первых, в повышении продуктивности мышления, развития памяти, навыков, расширении и углублении знаний посредством использования новых информационных технологий и их средств; во-вторых, в предоставлении возможности выбирать способы действий, осуществлять самоконтроль за выполнением собственных действий и прогнозировать пути повышения производительности труда при информатизации процесса обучения.
Итак, готовность — это внутреннее состояние (способность), которое является признаком профессиональной квалификации, а также результатом целенаправленной подготовки. Готовность выпускника высшего педагогического учебного заведения к использованию ИКТ зависит от состояния информатизации общества, которое, в свою очередь, влияет на уровень информатизации учебного заведения, а, следовательно, и на уровень информатизации жизнедеятельности студентов и преподавателей [10].
Процесс подготовки будущих преподавателей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности реализуется через:
1) актуализацию субъективной позиции личности будущего преподавателя в процессе его подготовки к использованию ИКТ в профессиональной деятельности;
2) гибкость управления и самоуправления процессом такой подготовки;
3) модульную технологию структурирования учебного материала по изучению теоретических и практических аспектов использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности преподавателя [8].
Развитие личностной позиции студента, повышение значимости его опыта использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности возможно при условии актуализации его субъективной позиции путем:
- стимулирования личностных достижений студентов относительно применения ИКТ в будущей профессиональной деятельности;
- создания проблемных ситуаций в процессе подготовки будущих преподавателей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности;
- привлечения студентов к личностно значимой для них деятельности.
Отношение личности студента к своим достижениям в процессе использования ИКТ в профессиональной деятельности может быть разным. Студент может положительно или отрицательно оценивать свой успех или неудачу, стремиться к достижениям или не задумываться над этим, прилагать усилия, чтобы обеспечить успех, или, наоборот, реально достигать или не достигать успеха. Низкое личностное значение собственных достижений в различных видах деятельности может тормозить развитие человека, а высокое — стимулировать развитие личности, ориентированной на самореализацию.
Таким образом, создание условий, которые актуализируют личностные достижения студентов в процессе их подготовки к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности, стимулируют активность студентов по формированию у них такой готовности и превращают их, одновременно, на субъекты собственно личностного профессионального развития.
Анализ научно-педагогической литературы показал, что критериями актуализации личностных достижений по использованию ИКТ в профессиональной деятельности являются:
- осмысленность студентом собственных достижений по использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности;
- заинтересованность студента в собственных достижениях по эффективному использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности;
- практическая готовность к осуществлению реальных действий в направлении высоких достижений по использованию ИКТ в профессиональной деятельности;
- устремление будущего преподавателя к росту достижений [1].
На основе обобщения результатов упомянутых выше исследований и учета современных тенденций развития высшего образования в Украине считаем, что процесс формирования готовности будущих преподавателей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- органическое сочетание процесса развития профессиональных качеств, знаний и умений студентов с процессом изучения информатики;
- интеграция преподавания информатики с профильными курсами профессионального содержания;
- включение в содержание обучения информатике, которое основано на проблемном подходе, профессиональных задач, требующих эвристического поиска решения с использованием компьютера и профессиональных знаний;
- реализация межпредметных связей путем использования ИКТ при подготовке и проведении учебных занятий по специальным предметам;
- наглядное сопоставление реализации педагогических технологий с использованием ИКТ и без него во время преподавания специальных дисциплин или информатики.
В этих условиях формированию готовности и способности педагога использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности способствует решение ряда задач:
- совершенствование и развитие навыков использования персонального компьютера, периферийных устройств, локальных и глобальных сетей;
- ознакомление с программами общего и учебного назначения, моделирующими средами, а также с возможностями их использования в учебном процессе;
- овладение методикой преподавания профессиональных дисциплин с использованием ИКТ;
- развитие умений и навыков работы с электронной информацией (поиск, анализ, систематизация и т. д.).
В любом случае основным является желание преподавателей и студентов к изучению и использованию в учебном процессе инноваций в области информационно-коммуникационных технологий. Чтобы сформировать такую мотивацию, необходимо широко пропагандировать и демонстрировать возможности информационно-коммуникационных технологий на студенческих конференциях, предметных кружках, воспитательных часах и тому подобное.
Результат внедрения ИКТ в учебный процесс напрямую зависит от профессиональных знаний, умений и навыков преподавателя. Преподаватель должен быть готов к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, владеть навыками организации обучения с использованием ИКТ, знать возможные рациональные и наиболее эффективные пути, уметь комбинировать их и приспосабливать к потребностям конкретной студенческой аудитории.
Перспективным считаем дальнейшее изучение особенностей формирования готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности в зависимости от выбранной специальности.
Литература:
1. Intel: Навчання для майбутнього. — К.: Вид-во «Нора-принт», 2005. — 680 с.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Лидия Ильинична Божович; [под ред. Д. И. Фельдштейна]. — [2-е изд.]. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
3. Гурін Р. С. Підготовка майбутнього вчителя гуманітарного профілю до застосування нових інформаційних технологій у навчальному процесі загальноосвітньої школи: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Р. С. Гурін; Південноукраїнський держ. педагогічний ун-т ім. К. Д. Ушинського (м. Одеса). — О., 2004. — 252 с.
4. Дурай-Новикова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: автореф. дис. … д-ра пед. наук / К. М. Дурай-Новикова. — М., 1983. — 18 с.
5. Дьяченко М. И. Психология высшей школы / Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С. Л. –- М., Издательство: Харвест, 2006. — 416 с. — (Серия: Библиотека практической психологии).
7. Леонтьев В. Г. Мотивационная основа учебной деятельности / Владимир Григорьевич Леонтьев // Психология образования: Дайджест. — 2001. — № 5. — С. 37–39.
8. Основи нових інформаційних технологій навчання: посібник для вчителів / МО України. ІЗМН. Ін-т психології ім. Г. С. Костюка АПН України; авт.: Ю. І. Машбиць, О. О. Гокунь, М. І. Жалдак та ін.; за ред. Ю. І. Машбиця. — Київ: ІЗМН, 1997. — 264 с.
10. Яшанов C. M. Формування у майбутніх учителів умінь і навичок самостійної навчальної роботи у процесі використання нових інформаційних технологій: дис.... канд. пед. наук: 13.00.09 / С. М. Яшанов; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. — К., 2003. — 220 с.