Подготовка инновационной педагогической деятельности педагогических кадров, особенно учителей предметов, в курсах методики обучения предметов, внедрение инновационных технологий в процесс формирования методической подготовки, которое является неотъемлемой частью их профессионально-педагогической подготовки, создаёт основу повышения эффективности этого процесса.
Инновация взаимосвязана с поиском решений педагогических проблем, протеканием инновационных процессов в сфере образования, их особенности, составом содержания и анализом результатов проверок.
Слово «Инновация», взята с латинского, оно означает внесение новшеств. В начале ХХ века появилась наука внесения новшеств в какую-нибудь область знаний и их применения. Ученые, это внесение новизны и его проверку, разделили на 3 этапа:
- первый этап — изучение факторов, которые помогают или воспрепятствуют успеху новшества; анализ эмпирических данных разных новшеств;
- второй этап — изучение самого процесса внесения новизны вместе с учетом механизма его переведения из среды одной области во вторую;
- третий этап — направить внимание исследователя на анализ разных инновационных обстоятельств, разработку методов оценки рискованных действий, создание рекомендаций в области внесения новостей [1].
Педагогическая подготовка является маленькой системой в системе педагогической деятельности. Педагогическая деятельность состоит из следующих маленьких систем: профессиональные ценности- нормы, цели и задачи, образовательно-воспитательный процесс, знания по образованию и воспитанию, навыки, планирование деятельности, социальный статус, авторитет профессии; психологическая составная часть — мотивы, потребности, стремления, личные особенности, присущие членам социальной группы; педагогическая составная часть- знания по организации деятельности соответственно целям и задачам, навыки и квалификации.
Педагогическая подготовка непосредственно связана с направленностью к педагогической деятельности и стабильным отношением к педагогическому труду.
Педагогическая деятельность направлена на формирование всесторонне развитого человека, его кругозора, убеждений, сознания и поведения.
Задачи, которые должен решить учитель, можно разделить на две группы:
1. Стратегические — перспективные задачи, намеченные на долгий срок.
2. Тактические — задачи, возникающие из определенных обстоятельств.
Успех педагогической деятельности зависит от достижения совокупности стратегических задач с тактическими задачами.
Специальные педагогические способности делятся на несколько групп:
1. Гносеологические — способность к знаниям, к упорядочению знаний по своему предмету обучения, выборе форм, средств и методов воздействия на учеников, к познанию их и собственных индивидуальных особенностей.
2. Конструктивные — выбор и переработка учебно-воспитательного материала, соответственно возраста, индивидуальных особенностей учеников и цели, предусмотренной в образовательно-воспитательном процессе.
3. Коммуникативные — способность к установлению взаимоотношений с учениками, согласно педагогическим целям, вносить соответствующие изменения в их развитие.
4. Организаторские — способность организовать работу учеников индивидуально и в группе, умение вести за собой, работать в аудитории.
5. Проектирование — способность диагностически анализировать личность ученика и его развитие, определить цель оказания воспитательного влияния.
Проблема формирования степени научно-методической подготовки учителя физики непосредственно связана с многими гранями педагогической профессиональной подготовки, она разъясняется педагогической профессиональной подготовкой педагогики профессии, непрерывным образованием, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации педагогических кадров, содержанием педагогической профессиональной подготовки и способы её формирования, инновационными технологиями и другими различными понятиями, терминами.
Создание педагогических условий формирования степени методической подготовки учителя физики, вопрос органической связанности содержания, средств, методов и форм этого процесса, требует четырехстороннего рассмотрения соответствующего непрерывной системе образования видами общего среднего образования, средне-специального, профессионального образования, высшего педагогического образования и переподготовкой и повышением квалификации педагогических кадров.
В формировании методической подготовки учителя физики, перенимание передовых опытов развитых стран не дадут ожидаемого результата. Поэтому, к ним нужно подходить творчески.
Требует создания теоретически- методических основ в формировании методической подготовки учителя физики — широкое освоение инновационных технологий, разработка крепких механизмов интеграции непрерывной системы образования с производством, коренное улучшение кадровой пригодности системы образования, повышение профессионального авторитета учителя, в корне изменить программы образования с учетом мировых современных достижений культуры, экономики, образования, науки, техники и технологий; развитие духовно-нравственных достоинств учеников в каждом звене и на каждом этапе образования на основе принципов национальной независимости и богатого народного интеллектуального наследия [2].
Повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса с использованием инновационных технологий в формировании методической подготовки учителей физики, требует постановки главной цели подготовка их к инновационной педагогической деятельности.
В формировании методической подготовки учителя физики отмечены следующие задачи: определить составные части формирования методической подготовки учителя физики; создание системы форм, методов, средств и содержания, позволяющее формирование методической подготовки учителя физики; разработка перспективных задач в формировании методической подготовки учителей физики.
Способы формирования методической подготовки учителя физики на основе методического подхода, следующие: обновление содержания методики обучения курсов физики, их приспособление к культурно-просветительским изменениям в обществе, к процессу строения развитого демократически-правового государства; применение инновационных технологий в образовательно-воспитательный процесс; повысить эффективность педагогической практики; формирование методической подготовки по выполнению завершительной квалификационной работы через направление обучающихся к творческим исследованиям.
В условиях инновационных технологий, проектирование и выполнение формирования методической подготовки учителя физики требует следующее: в условиях инновационных технологий, научно- практический подход к формированию методической подготовки будущего учителя физики; привлечение внимания учителей физики к задачам использования инновационных технологий образования, их методам и формам; в условиях инновационных технологий создать систему формирования методической подготовки учителя физики, для активизации этого процесса- разработать способы их поощрения; побольше привлекать будущих учителей физики к инновационным, научно-исследовательским работам; разработать методики формирования методической подготовки учителя физики и применение их на практике.
Необходимо учитывать в условиях инновационных технологий, формирования методической подготовки учителя физики, педагогически-психологические и научно-теоретические подготовки, которые являются составными частями профессионально- педагогической подготовки.
Это, в свою очередь, указывает на необходимость применения инновационных технологий в обучении физики, создание рекомендаций по обновлению содержания, внесения определенных изменений в составные части формирования методической подготовки учителя физики в условиях инновационных технологий.
В формирования методической подготовки учителя физики важны такие факторы, как: обучение их по “методике обучения физике”, методике решения задач, выполнения лабораторных работ, соблюдение педагогических и информационных технологий, дать показания и знания по выбору методов обучения, соответствующих содержанию и темам этого предмета, ознакомление передовыми методическими опытами.
Они должны изучить способы оптимального и эффективного достижения знаний, навыков, квалификаций, работы по его программе, анализирования, разделению по часам содержания предмета, и овладению понятиями методических рекомендаций по его обучению.
В формирования методической подготовки учителя физики важным считается научно-педагогическая проблема формирование этих понятий с помощью инновационных технологий. В характеристике методов педагогического обучения не существует единого подхода. Характеристика методики обучения по источникам знания — довольно простое, они широко распространены на практике. По этим знакам методику можно разделить на три группы: устные, показательные и практические. По причине взаимосвязанности этих методов, их не всегда можно четко ограничить. Каждый метод обучения имеет свои задачи.
Проблемное проведение проблемного обучения урока физики обеспечивает формирование способностей и мышления. На уроке методики обучения физике, проблемы применяются в двух случаях: в решении задач и в проведении самостоятельного эксперимента. Учебные проблемы обучения физике делятся по содержанию на три группы: теоретические, практические и смешанные. Теоретические проблемы применяются в решении задач, в исследованиях, в заключении новых закономерностей проблем, теоретическом обосновании, предсказании результатов эксперимента. Практические проблемы требуют от учителя физики решения различных практичных задач, поиска новых путей их решения. Конечно, невозможно выполнить практическую работу без теоретического анализа. Но, когда проблема практическая, эта сторона вопроса является вспомогательным средством. Например, можно дать им такую задачу: определение мощности электрической лампы с помощью реостата и амперметра. Основная цель этой задачи- в экспериментальном нахождении способа определения мощности электрической лампы. Конечно же, это имеет только практическое значение, но в то же время, требует определенных теоретических знаний и умения применить их на практике. Например: учитель физики должен знать формулу мощности тока в частях цепи и когда сила тока в них одинакова, то его мощность пропорциональна сопротивлению.
В практические проблемы, можно еще включить задачи по определению на опыте новые закономерности. Например: практическая работа по определению взаимосвязанности силы тока с сопротивлением проводника. при параллельном и последовательном соединении проводников.
Смешанные проблемы — это проблемы, решение которых, возникают на основе некоторых теоретических и практических задач. Например: при объяснении явления электромагнитной индукции, невозможно разделить роли теории и практики. Потому что, в этом случае, ответы теоретических вопросов, дополняют выполнение практических задач.
Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что эффективное выполнение проблемного обучения связана с организацией проблемной ситуации соответственного процесса обучения. Проблемная ситуация выражает психологическое состояние учителя физики.
Литература:
1. Ишмухамедов Р., Абдукадыров А., Пардаев А. Инновационные технологии в образовании (практические рекомендации учителям-педагогам образовательных учреждений). Ташкент: “Истеъдод”, 2008 г.
2. Карлыбаева Г. Инновационные подходы к подготовке учителей-бакалавров. (на примере высших учебных заведений, готовящих учителей физики.)// Методическая рекомендация.–Ташкент. Изд.”Ворис” 2011 г.