Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Применение педагогических технологий экологического воспитания на уроках математики

5. Педагогика общеобразовательной школы
07.11.2021
255
Поделиться
Библиографическое описание
Иванова, Е. М. Применение педагогических технологий экологического воспитания на уроках математики / Е. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 27-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16727/.


Экологические проблемы на нашей планете возникли не сегодня. Из-за жизнедеятельности человечества каждую минуту погибает 23 га леса и три биологических вида. Уже стоит задуматься, что достанется нашим внукам и правнукам. Обучающиеся, которые сегодня сидят за школьной партой, через 10–15 лет будут развивать различные отрасли нашего государства, и очень хочется, чтобы они бережно относились к природе родного края. Выходя из школьных стен, каждый ребенок должен освоить программу основного общего образования, которая соответствует требованиям ФГОС. Личностные результаты обучающихся освоения программы ООО достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части экологического воспитания:

– ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

– повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

– активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

– осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

– готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Главная задача экологического воспитания школьников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления. Формирование экологической культуры можно развивать и на уроках математики. Для этого достаточно использовать различный материал о природе родного края с экологическим содержанием различной направленности. Это развивает у ребят интерес и любовь к природе, позволяет формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

На уроках математики можно наглядно продемонстрировать учащимся существование метапредметных связей и, таким образом, повысить мотивацию к изучению сразу нескольких дисциплин: биологии, экологии, географии, физики, химии. Получение дополнительных знаний об окружающем мире, изучение экологических проблем области, формирующих нравственно-экологическую культуру, возможно, применяя на уроках математики элементы технологии проблемного обучения, которая позволяет так организовать освоение понятий, законов, теорий учащимися, что эти знания в дальнейшем становятся для них инструментом познания, а не набором сложных научных слов. Практически невозможно эффективно организовать процесс на уроке, если учащиеся с необходимостью решения проблемного задания впервые сталкиваются в старших классах. К этому времени у них уже складываются устойчивые способы учебной деятельности репродуктивного характера и переходить на продуктивные способы работы им сложно, да и не очень-то хочется. Поэтому знакомить обучающихся элементами технологии проблемного обучения необходимо уже в начальной школе. Эффективность использования технологии проблемного обучения определяется значительным объемом предварительной работы педагога, системностью применения, а также возраста учащихся, но эти затраты оправдывают результат.

Реализовать метапредметные связи несложно при решении задач, как для устного счета, так и для письменной коллективной и самостоятельной работы. С помощью математики можно качественно и количественно оценить состояние объектов природы, последствий деятельности человека на экологию родного края. Планируя урок, учитель должен, выделять цель, ради достижения которой применяется данная технология. А затем проводить анализ результативности урока для каждого учащегося с точки зрения выделенной цели. В соответствии с целями применения проблемного обучения можно выделить и типы проблемных уроков. В курсе математики наиболее часто встречаются уроки решения задач. Конечно, необходим значительный объемом предварительной работы, но математические задачи с экологическим содержанием получаются и познавательные, и интересные и обеспечивают овладение обучающимися программным материалом. Так на уроках использую текстовые задачи с экологическими проблемами. Предлагаю вашему вниманию несколько из них:

  1. Сосна прожила уже 50 лет, что составило 1/10 часть продолжительности её жизни. Сколько лет может прожить сосна? Зависит продолжительность сосны от того, что она растет в городе или лесу?
  2. Объем воды в Байкале 23 тыс. м 3 , что составляет 20 % мировых запасов воды. Каков объем запасов пресной воды на Земле? Назовите причины, по которым, объем пресной воды уменьшается.
  3. Территория Иркутской области 777,8 тыс. км 2 , а лесной фонд Иркутской области составляет 81 %. Найдите какую площадь занимают леса в Иркутской области. Что необходимо делать, чтобы площадь лесов в нашей области не уменьшалась?

Следующий не менее важный этап — научить детей использовать знания для объяснения фактов окружающей действительности, т. е. как инструмент познания. В результате происходит как бы объединение того, что ребята наблюдают вокруг себя и научного знания. Формируется способность к теоретическому познанию мира.

К работе по составлению подобных задач привлекаю самих обучающихся, так как сегодня важнейшей способностью является умение использовать многочисленные источники информации. Поэтому важно формировать у школьников такие познавательные действия, как понимание и интерпретация текста, выделение, отбор в тексте необходимого материала, работа со справочными материалами. Это способствует развитию не только математических способностей, но воспитанию любви к родному городу, краю. Ведь ребятам необходимо подобрать материал, проанализировать его и увидеть экологическую проблему. Хочется привести примеры задач, составленных обучающимися, участвовавших во Всероссийском конкурсе «Экологический фольклор народов России», заочный конкурс экологических задач:

Задача № 1. «Предельно допустимая концентрация ртути в воздухе 0,0003мг/м³. Известно, что в одной энергосберегающей лампе содержание 2,5мг ртути. В кабинете с длиной 10м, шириной 6м и высотой 3,5 метра нечаянно разбили одну энергосберегающую лампочку. Определите концентрацию ртути в данном кабинете. Опасна ли такая ситуация для человека?»

Задача № 2. «Всем известно, что ртуть самое ядовитое вещество и относится к 1-му классу опасности. Ртуть накапливается в организме человека и долго не выводится, нанося непоправимый вред здоровью. Содержание ртути в одной энергосберегающей лампе 2,5 миллиграммов, в то время как в обычном ртутном термометре — 1900 миллиграмма. Сколько нужно умышленно разбить энергосберегающих ламп, чтобы получить концентрацию, соизмеримую с одним разбитым градусником. Вредна ли одна разбитая энергосберегающая лампочка в сравнении с одним разбитым градусником?»

Задача № 3. «Известно, что в Росси единовременно работает 500 млн. энергосберегающих ламп, каждая из которых содержит 2,5 мг ртути. Ежегодно перегорают, разбиваются, выходят из строя 100 млн. ламп, которые выбрасываются в мусорные контейнеры и вывозятся на свалку, где вдавливаются тракторами в землю на глубину 10 см. Определите содержание ртути, опаснейшего металла, во всех работающих лампах России. Определите ежегодное попадание ртути в окружающую среду при выбрасывание использованных ламп. Приводит ли к загрязнению почвы такая утилизация отходов, если известно, что предельно допустимое содержание ртути в почве»

Экологическое образование в современной системе дополнительного образования невозможно представить без проектной и игровой технологий, представляющих собой совместную учебно-познавательную, творческую деятельность обучающихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Проектирование дает возможность формировать и развивать умения проявлять инициативу, брать на себя ответственность, аргументировать свою позицию; проявлять волевые усилия при достижении долгосрочных целей; правильно относится к трудностям, проблемам, незнанию чего-либо; работать в команде, искать и использовать информацию; публично презентовать свои работы.

Экологический проект — деятельность обучающихся по решению экологически — значимой проблемы с полным ее обоснованием и оценкой результатов. Обучающиеся активно реализуют экологические проекты. Учебная деятельность, конференции — мероприятия, участие в которых способствует формированию экологической культуры обучающихся. Для примера покажу фрагмент проекта обучающегося 7 класса «Байкал глазами математики» :

«…В последнее время интерес к экологии резко возрос. В средствах массовой информации приходится слышать об угрозе, которая нависла над человечеством.

Человек — часть природы: он не может жить вне её, не может нарушить законы, которые существуют в окружающем мире. Только живя в полном согласии с природой, мы сможем лучше понимать ее тайны, сохранить жизнь на Земле.

Нам посчастливилось жить рядом с одним из красивейших чудес мира БАЙКАЛОМ».

Наверное, нет ни одного жителя нашего города, который хотя бы раз не побывал на берегах Байкала. Мы изучаем природу и животный мир Байкала на уроках географии. А на уроках математики учитель часто дает нам задание составлять задачи по разным темам. И вот так, объединяя математику, биологию и географию, я пришел к проекту «Байкал глазами математики». Материалом для работы послужили данные «Байкал в цифрах», которые были найдены в интернете.

Я поставили перед собой цель : обобщить и систематизировать любые знания о Байкале. В ходе работы над проектом я решал задачи:

– изучить животный и растительный мир Байкала, выяснить интересное об озере;

– вовлечь одноклассников в активную деятельность по сохранению и защите Байкала;

– продемонстрировать возможность интегрирования математики с экологией, географией, биологией;

– показать, как можно применить знания по математике к решению экологических проблем.

Данные я занес в таблицу. Отдельно представлен животный мир, растительный мир.

Пример фрагмента таблицы:

Сибирский кедр

35–44 метров в высоту 1,8 метра в диаметре ствола.

Максимальная продолжительность жизни — 500 (по некоторым данным 800–850) лет

В семенах кедра содержится (%): крахмала — 5,80; глюкозы — 2,83; декстринов — 2,26; клетчатки — 2,21. Фруктоза и сахароза составляют лишь 0,25 и 0,44 %

Байкальская нерпа

Численность в настоящее время около 60 тыс. голов

Живет нерпа более 50 лет, за жизнь самка может принести до 2-х десятков детенышей.

Единственный представитель млекопитающих Байкала — тюлень или нерпа байкальская, имеющая общего предка с северным тюленем. Ученые предполагают, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период.

Данные таблицы были использованы для составления задач. Таким образом результатом работы над проектом стал сборник задач. Примеры задач:

Задача № 1 На производство одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?

Задача № 2 Байкал возник 25.000.000 лет назад. А в 1870 году появилась первая сибирская карта с изображением Байкала. Сколько лет было Байкалу в 1870 году?

Задача № 3. В Байкале 1850 видов животных и 850 видов растений. Из них 84 % эндемики. Сколько в Байкале эндемиков?

Задача № 4. Животный мир озера Байкал насчитывает 1850 видов, из которых 75 % присущи только ему. Найти, сколько видов животных можно встретить только на Байкале.

Проблемы обновления содержания образования в настоящее время остаются актуальными. Перед школой ставятся новые задачи, открываются новые возможности, что обуславливает необходимость продолжения работы в выбранном направлении.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный