Использование интернет-ресурсов на уроках иностранного языка находит широкое применение в современной системе образования. Это обусловлено функциональностью онлайн ресурсов, которые позволяют обучающимся за короткий промежуток времени получать, перерабатывать, оценивать и использовать в практической деятельности большой объем информации, и возможностью сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным, индивидуальным и интерактивным.
Информационные ресурсы в электронном виде, доступные в сети Интернет, называются интернет-ресурсами. Также под интернет-ресурсами понимается информация, расположенная в компьютерной сети и представляющая собой информационные объекты, существующие в виде логически завершенных записей или файлов. Интернет-ресурсы представляют собой совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления [1, с. 12].
Поскольку не каждый ресурс сети Интернет можно использовать в процессе обучения, в данном исследовании рассматривается понятие интернет-ресурса в контексте образования, иными словами, интернет-ресурса образовательного назначения. Интернет-ресурсы образовательного назначения — это материализованные в компьютерной сети:
‒ информационные продукты труда специалистов, занимающихся проблемами образования;
‒ компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;
‒ обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
‒ распределенные базы данных по отраслям знаний [2, с. 11].
Также к информационным интернет-ресурсам образовательного назначения относятся:
‒ личные Web-страницы, отражающие опыт педагогической деятельности автора;
‒ сайты и презентации, отражающие различные аспекты педагогической деятельности.
Образовательные ресурсы сети Интернет — веб-сайты, набор гипертекстовых документов, грамотное структурирование которых позволяет существенно повысить эффективность работы с информацией [5, с. 173].
По мнению отечественных ученых П. В. Сысоева и М. Н. Евстигнеева учебные интернет-ресурсы — это текстовые, аудиовизуальные материалы по различной тематике, направленные на формирование иноязычной коммуникативной компетенции и развитие коммуникативно-когнитивных умений обучающихся осуществлять поиск, отбор, классификацию, анализ и обобщение информации» [3, с. 2].
Д. М. Домненко и М. В. Бурсов дают определение образовательному сайту, как комплексу информации в сети Интернет, посвящённому одному учебному предмету, разделу или теме [4, с. 22].
Таким образом, нами будет использоваться термин интернет-ресурсы образовательного назначения, под которым будет пониматься, что такие интернет-ресурсы — есть обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках.
Интернет-ресурсы и онлайн-платформы занимают особое место в системе начального образования во многих международных школах. Они помогают развивать ключевые компетенции обучающихся: личностную посредством творческих заданий, учебно-познавательную за счет установления межпредметных связей, информационную и другие. Далее подробным образом рассматриваются интернет-ресурсы и приложения, которые являются частью образовательного процесса в обучении английскому языку.
1) BrainPopJunior https://jr.brainpop.com/
Основная функция: данное приложение можно использовать как надежный информационный ресурс, который содержит в себе обучающие видео по различным дисциплинам (естествознание, математика, искусство, медицина, обществознание и грамматический аспект языка) и задания по просмотренному материалу, которые можно распечатать или вывести на экран. Основной целью использования BrainPopJunior является развитие учебно-познавательной компетенции за счет установления межпредметных связей. Сфера применения данного приложения довольно обширна, оно может использоваться как учителем для объяснения новой темы посредством информативного видео, так и учениками для исследовательской работы и проверки знаний по определенной теме, пройдя разноуровневое тестирование или выполнив задание на основе просмотренного видео.
2) Scratch Junior https://www.scratchjr.org/
Основная функция: это приложение для создания анимации/мини-мультфильмов. Оно закладывает навыки программирования у детей. Соответственно помогает развивать информационную компетенцию, которая предполагает владение разными источниками информации и умение работать с ними. Сфера применения: проектная деятельность, которая подразумевает финальный отчет о проделанной работе с использованием наглядных пособий для представления результатов исследования.
3) StudyLadder https://www.studyladder.com/
Основная функция: ресурс, который может использоваться дополнительно к основной теме изучения на уроках математики, английского языка, естествознания, искусства, музыки и IT-уроках. Данная образовательная онлайн-платформа содержит обучающий материал в форме текстов, игр, заданий, тестов для распечатки дополнительных материалов по разным предметам, которые разделены тематически согласно возрасту. Основная цель использования StudyLadder: развитие самообразовательной компетенции обучающихся, которая предполагает способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения; ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности; гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений; постоянный самоанализ, контроль своей деятельности. Сфера применения: самопроверка собственных знаний и самоконтроль со стороны учеников. Помощь учителю в подборе материала по выбранной теме.
4) PurpleMashhttps://www.purplemash.com/login/freesamples https://www.2simple.com/purple-mash
Основная функция: это приложение работает как интерактивный учебный ресурс, с помощью которого можно создавать собственные книжки, игры, графики и прочее. Обучающиеся используют различные инструменты для выполнения проектов или закрепления изученного материала посредством игры. Цель использования: развитие личностной компетенции, которая предполагает развитие индивидуальных способностей и талантов; знание своих сильных и слабых сторон; способность к рефлексии; динамичность знаний. Сфера применения: приложение может найти применение на любом уроке в начальной школе за счет своего широкого спектра инструментов, которые позволяют проявить творческие навыки.
5) SeeSaw https://web.seesaw.me/
Основная функция: создание «Digital portfolio» (электронного/цифрового портфолио). Как правило, обучающиеся используют планшеты или смартфоны (в домашних условия) для обновления контента. Они делают фотографии собственных работ/проектов, снимают видео, пишут небольшие заметки и выкладывают это на свою страницу. После этого учитель должен просмотреть новые посты и одобрить/не одобрить их, прокомментировать, оценить. Цель: развитие социальной компетенции, которая предполагает способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей; социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе; развитие личностных качеств, саморегулирование. Сфера применения: данное приложение можно применять повсеместно, начиная со школьного урока, заканчивая отдыхом заграницей. Учитель получает небольшой отчет об индивидуальном обучении во время выходных и каникул в том числе.
6) Green Screen https://www.youtube.com/watch?v=QlH3h19ablI
Основная функция: приложение для создания собственных видео с использованием дополнительных материалов (картинки, анимация, другие видео как задний фон, тогда как передним является непосредственно «главный актер»). Цель: развитие личностной компетенции, которая предполагает развитие индивидуальных способностей и талантов; знание своих сильных и слабых сторон; способность к рефлексии; динамичность знаний. Сфера применения: приложение позволяет проявить творческие навыки, поэтому может найти применение на уроках в начальной школе, которые подразумевают проектную деятельность.
7) RAZkids https://www.raz-kids.com/
Основная функция: приложение обеспечивает возможность для обучающихся практиковать навыки чтения с помощью книг разного уровня. На каждом уровне чтения определенное количество книг (около 10), чтобы перейти на следующий уровень, надо прочитать все книги и выполнить по ним задания. Цель: развитие познавательной компетенции, которая предполагает учебные достижения; интеллектуальные задания; умение учиться и оперировать знаниями. Применение: приложение можно использовать на уроках английского языка для практики чтения и проверки понимания прочитанного у обучающихся. У учителя есть возможность распечатать отчет об индивидуальной посещаемости сайта и о прочитанных книгах.
Таблица 1
Использование онлайн-приложений вразвитии основных образовательных компетенций
Познавательная компетенция |
Информационная компетенция |
Коммуникативная компетенция |
Личностная компетенция |
Самообразовательная компетенция |
|
BrainPop Junior |
|
|
|
||
Scratch Junior |
|
|
|||
StudyLadder |
|
|
|||
Purple Mash |
|
|
|||
SeeSaw |
|
|
|
||
Green Screen |
|
|
|
||
RAZkids |
|
|
|
В Таблице 1 наглядно демонстрируются компетенции, которые развиваются у обучающихся при использовании онлайн-приложений.
Лидирующее место занимает информационная компетенция. Ее развитию способствует использование всех приведенных приложений. Познавательная компетенция развивается при использовании приложений BrainPopJunior, StudyLadder и RAZkids, так как данные образовательные ресурсы снабжены материалом для самостоятельного изучения (обучающие видео, книги, задания по математике). Приложения SeeSaw и GreenScreen способствуют формированию коммуникативной компетенции за счет непрерывного общения с учителем или одноклассниками во время использования данных платформ. Благодаря приложениям ScratchJunior, SeeSaw и GreenScreen у обучающихся появляется возможность проявить свою личностную компетенцию за счет процесса творчества и индивидуального подхода к работе с данными интернет-ресурсами. Самообразовательная компетенция реализуется при использовании приложений BrainPopJunior, PurpleMash и RAZkids.
Литература:
1. Абалуев Р. Н. Астафьева Н. Г., Баскакова Н. И., Бойко Е. Ю. Интернет-технологии в образовании: учеб.-метод. пособие. Ч.3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. 114 с.
2. Захарова Е. Н. Учим английский в Интернете: метод. пособие для преподавателей английского языка. Саратов: ИЦ «РАТА», 2011. 60 с.
3. П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-sovremennyh-uchebnyh-internet-resursov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-i-kulture.
4. Д. М. Домненко и М. В. Бурсов.. Создание образовательных интернет-ресурсов [Электронный ресурс]. URL: cie.ifmo.ru/doc/developer.pdf.
5. Интернет в гуманитарном образовании / под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманитарный ИЦ «ВЛАДОС», 2001. 272 с.