Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование ИКТ-компетентности студентов педагогического колледжа на уроках методики

8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
26.06.2020
255
Поделиться
Библиографическое описание
Тайлакова, Е. В. Формирование ИКТ-компетентности студентов педагогического колледжа на уроках методики / Е. В. Тайлакова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15955/.


Ключевые слова: ИКТ, ИКТ-компетентность, дистанционное обучение.

В рамках современной образовательной парадигмы уже давно не актуален вопрос о формировании только лишь знаний, умений и навыков обучающихся. Конечно, никто не отрицает, что знания, умения и навыки формировать нужно, но этого недостаточно. Современный мир очень быстро изменяется. Меняются знания, меняются требования к умениям и навыкам, необходимым для реализации себя в профессиональной деятельности. Поэтому сейчас образование на всех ступенях переориентируется на обучение «умению учиться».

Несмотря на то, что новые образовательные стандарты приняты довольно давно, система образования с трудом перестраивается в новый формат. Довольно сложно перестраиваться, в том числе, и педагогическим колледжам, где преподаватели не только сами должны работать в новом формате формирования компетенций у студентов, но и учить своих студентов работать по-новому.

Студенты педагогических колледжей — это будущие учителя. В своей будущей профессиональной деятельности они должны будут уметь реализовывать все требования стандартов, владеть эффективными технологиями обучения и уметь адаптироваться в быстро изменяющейся реальности современного мира и педагогики.

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» основывается на принципе: «…свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей…» [2]

Однако, до конца нерешенным остается вопрос индивидуализации обучения. Известно, что недостатком классно-урочной системы, существующей в Российском образовании, является именно сложность организации индивидуального подхода к обучающимся. И, если даже у опытных педагогов возникают сложности, то они неминуемо возникают у молодых специалистов, недавних выпускников колледжа.

Конечно, ориентация на личность в педагогике — не новая идея. Личностно-ориентированное обучение, гуманная педагогика, педагогика сотрудничества и т. д. — вот только несколько вариантов. Но вопрос о том, как интегрировать подобные педагогические идеи в образовательный процесс в современных условиях, остается открытым. В разных странах он решается по-разному. Но, пожалуй, не следует отрицать тот факт, что большим подспорьем в решении данного вопроса в настоящее время стали цифровые технологии.

Непростая ситуация во всем мире в связи с пандемией, показала, что цифровое пространство, в которое вынуждены были перейти работать многие, в том числе и учителя, дает довольно большую палитру возможностей по самообразованию. Но также выяснилось, что не только в России, но и в зарубежных странах, многие учителя испытываю большие сложности с переходом на дистанционное обучение.

Поэтому необходимо целенаправленно обучать студентов педагогического колледжа применять в своей будущей профессиональной деятельности цифровые технологии. Конечно, в колледжах есть уроки информатики, где студентов обучают использованию различных программ. Но часто оказывается, что студенты затрудняются в применении своих знаний на практике. И трудности возникают не с технической стороны, а с методической: создавая материал для занятий в школе (презентации, тесты и т. д.), они испытывают трудности в отборе материала, в его презентации, не учитывают специфику дистанционного обучения, когда нет возможности непосредственно получать консультацию учителя.

В статье Лыковой И. В. приводится определение: «ИКТ — компетенция является сложным и многоуровневым понятием, определяется информационно-коммуникативными знаниями, умениями, значимыми личностными качествами, имеет деятельно выраженный и ситуативный характер, является метапредметной и относится к базовым компетенциям учащихся». [1]

Необходимо на уроках методики преподавания уделять внимание формированию таких умений, как: умение производить отбор содержания дидактического средства не только с учетом методических задач, но и в соответствии со спецификой его цифрового представления; умение конструировать учебные задания по определенной теме в соответствии с уровнями усвоения знаний: узнавание, воспроизведение, понимание, применение; умение разрабатывать уровневые учебные задания, обеспечивающие усвоение конкретной темы по учебному предмету; умение подготавливать инструментария для обеспечения усвоения материала по теме урока в условиях дистанционного обучения (подбор заданий тренировочного и контролирующего характера на разных образовательных платформах, составление инструкций для родителей).

Следует отметить, что данные умения согласуются с конкурсными заданиями WorldSkills Russia в 2020 году (проводится в дистанционном формате). И именно эти умения оказались востребованными во время перехода на дистанционное обучение во время пандемии.

Конечно, всеобщее дистанционное обучение — это лишь временная мера. Но после возвращения к привычным для учеников и учителей занятиям все эти цифровые инструменты можно использовать параллельно с традиционным способом обучения, что позволит придать большую индивидуализацию, подстроить материал под потребности каждого ученика. Во многом это связано с тем, что выполнение заданий или изучение материала, представленного в цифровом формате, ученик может осуществлять в удобное время и в удобном темпе. Также ученики, по тем или иным причинам не могущие посещать занятия в школе, могут изучать материал самостоятельно.

Рассмотрим кратко некоторые инструменты, которые полезно изучать со студентами на уроках методики преподавания математики в начальной школе.

Одним из удобных и простых в освоении является LearningApps –онлайн-сервис из Германии, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний. Студенты создают в данном сервисе различные упражнения, которые можно использовать на разных этапах в соответствии с уровнями усвоения знаний: узнавание, воспроизведение, понимание, применение. Сервис предоставляет довольно много вариантов заданий, позволяющих легко и быстро конструировать нужные учителю. На сервисе возможно создание и использование 20 видов интерактивных упражнений. Так же возможно выбирать задания из уже имеющихся. Но следует помнить, что данные задания разрабатываются учителями и не проходят проверку на корректность и т. п. Необходимо научить студентов отбирать корректные задания в соответствии с целью урока.

Основные сложности у студентов при создании учебных заданий в данном сервисе обычно связаны с написанием инструкций по выполнению. Часто в заданиях, где необходимо вводить ответ, они не представляют образец, а сами ответы оказываются излишне развернутыми для правильного ввода детьми. Только выполняя задания друг друга, когда каждый побудет в роли ученика, студенты начинают видеть недочеты.

Особенности сервиса таковы, что для реальной дистанционной проверки знаний учащихся использовать упражнения затруднительно. Но их можно использовать на уроках при наличии интерактивных досок, а также для самопроверки учащихся дома.

Так же студенты учатся использовать интерактивную доску и соответствующее программное обеспечение.

Программный продукт SMART Notebook может быть быстро освоен студентами на уроках информатики, и на уроках методики следует уделять внимание уже специфике предмета. У SMART Notebook довольно простая интеграция с офисными приложениями — чертежи можно переносить для дальнейшего использования в текстовые редакторы, поддерживающие работу с изображениями, и в графические редакторы.

При проведении фрагментов урока на занятиях студенты в обязательном порядке используют интерактивную доску, таким образом обретая уверенность в использовании этого инструмента.

Наиболее часто встречающимся инструментом в настоящее время является презентация. Для создания презентаций можно использовать различные приложения, например, Microsoft PowerPoint и Google Презентации. Конечно, требования к презентации, как дополнительному средству визуализации на уроке, и к презентации, как средству дистанционного обучения, когда ученик осваивает материал самостоятельно или с родителями, отличаются. И именно на эти различия следует обращать внимание студентов при выполнении задания. Понятно, что презентация для самостоятельного изучения должна быть подробной, содержать инструкцию, а для младших классов аудио сопровождение просто обязательно.

Можно отметить, что студенты в большинстве своем любят использовать средства ИКТ, что повышает их мотивацию. Здесь перечислена лишь небольшая доля средств, обучению использованию которых можно и нужно уделять внимание на уроках методики.

Литература:

  1. Лыкова, И. В. Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция (ИКТ-компетенция) / И. В. Лыкова. // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1016–1018.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
ИКТ
ИКТ-компетентность
дистанционное обучение

Молодой учёный