Ключевые слова: ИКТ, ИКТ-компетентность, дистанционное обучение.
Наше общество не так давно стало информационным. Но мало кто уже может представить жизнь без средств информационных технологий. Они плотно вошли в нашу обыденность, и, в том числе, не осталась в стороне сфера образования.
Информатизация образования — это процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества. И приняв в себя информатизацию, сфера образования стала новым стимулом для развития новых информационных технологий. Проблема дистанционного обучения заставила искать новые подходы и решения в образовании и ИКТ в целом.
Современный рынок труда требует от всех участников владения навыками использования ИКТ, информационной и коммуникационной культуры. В условиях стремительной смены информационных потоков и технологий необходимо уметь быстро и эффективно адаптироваться. В сложившихся кризисных условиях сфера образования не без проблем, но «приручает» компьютеры и интернет, оказавшихся наиболее эффективными инструментами обучения в условиях пандемии. В связи с этим развиваются и новые формы, методы обучения, изменяется парадигма образования.
И в определенном смысле это неплохо. Потому что именно средства информационно-коммуникационных технологий позволяют реализовать принцип «образование через всю жизнь», сформировать навыки самостоятельной работы обучающихся. Использование компьютера или гаджетов позволяет: быстро и надежно получить и обработать информацию, иметь доступ к океану информации в сети Интернет; дифференцировать учебную деятельность учеников в зависимости от уровня подготовки и познавательных интересов; овладеть минимумом знаний, требуемым ФГОС; помогает обучать навыкам самостоятельной работы с учебной, научно-популярной литературой, справочным материалом.
В статье Стариченко Б. Е., доктора педагогических наук, приводятся примеры информационных технологий для решения различных дидактических задач. Следует отметить, что статья рассматривает результативность применения информационных технологий в образовании именно с педагогической точки зрения. Поэтому представляется интересным рассмотреть, какие же дидактические задачи решают образовательные ресурсы, имеющиеся в открытом доступе. Результативность применения сложно оценить, только исходя из собственного опыта.
Какие же средства появились в распоряжении учителей и учеников в последнее время? Рассмотрим некоторые из них, доступные в России. Их преимущества и недостатки.
Российская электронная школа. Это интерактивные уроки по всему школьному курсу, от первого до одиннадцатого класса. Программы предметов — авторские. Учитывая разнообразие учебников, последовательность тем уроков может не совпадать и даже разительно отличаться материалом для каждого класса. Видео-контент качественный, легко можно найти необходимую тему, даже если она не в том классе, как у вас в программе. Таким образом, решается дидактическая задача обеспечения доступности учебного контента для учащихся. Наглядность тоже на высоком уровне. РЭШ представляет и инструменты для контроля хода усвоения учебной информации. И вот здесь есть недоработки: контрольных заданий часто мало, многие выполнены некорректно, посмотреть ответы обучающихся невозможно. Учитель видит только итоговую отметку. Использовать для оценивания неудобно как учителям, так и обучающимся — ошибки проработать нет возможности.
Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart. Следует отметить условную бесплатность данного сайта. Для учителей он доступен в любое время, ученики же могут выполнять задания бесплатно только в определенное время. Сервис содержит достаточно большое количество заданий по различным предметам. Это не банальные тесты. Здесь представлен довольно большой выбор заданий в разных формах, в том числе с возможностью представления развернутого ответа.
Следует отметить, что этот сервис единственный из подобных представляет возможность работы с математическими формулами, поэтому учащиеся могут вводить их в программе, заполняя пропуски или давая ответ в задании, и такие формулы проверяются автоматически. Для учителей математики это большой плюс, так как во всех остальных приложениях подобные возможности ограничены и приходится проверять задания вручную. Из сложностей следует отметить, что ввод формул ученики осваивают не сразу, несмотря на то, что редактор формул привычный, подобный Microsoft Equation. Но обычно ученики не имеют опыта набора формул, и необходимо им объяснить принципы работы с ним.
Система отслеживает, использовал ли ученик систему копирования-вставки при выполнении заданий, учитывает IP и выполнение с одного адреса. В некоторых заданиях система генерирует индивидуальные варианты. Такие учебники отмечены.
Несмотря на все достоинства, все же в Skysmart встречаются технические проблемы, например, только один вариант ответа при возможных нескольких вариантах. Но следует отметить слаженную работу команды разработчиков, оперативный отклик на выявленные проблемы и их устранение. Есть возможность вносить свои предложения по усовершенствованию системы, и к ним прислушиваются. Имеются задания не ко всем школьным учебникам, и не все задания к имеющимся учебникам в распоряжении пользователей платформы. Но они пополняются.
Таким образом, платформа представляет неплохой инструмент для контроля усвоения изученного материала. Дальнейшее ее развитие позволит эффективно решать данную дидактическую задачу.
Кроме вышеописанных платформ многим учителям необходимо проводить онлайн уроки. Для математиков это представляет определенные трудности: необходимо делать много записей на доске, подчас довольно трудоемких. Этот процесс невозможно заметить готовыми презентациями, потому что при поиске решения задач необходимо показывать именно процесс поиска. Так же ученикам тоже необходимо записывать решения. На данный момент есть инструменты, которые в некоторой степени решают эти проблемы.
Например, Microsoft Whiteboard. Преимуществом является свобода использования данного средства на компьютерах с ОС Windows и возможность приглашать пользователей для общего использования. Можно вставлять файлы с изображениями, презентации. Записи приходится делать от руки.
У Google так же есть подобное средство, работающее через браузер, — Jamboard. Основное отличие — ограниченность площади доски, но можно создавать несколько фреймов в рамках одного Jam-файла. Так же можно добавлять изображения, хотя и не столь удобно, как в приложении Microsoft.
Эти приложения, конечно, не разрабатывались специально для учителей и математиков, и преследовали другие цели, поэтому понятен ограниченный функционал, часто не подходящий для учебных задач.
Так же данные инструменты не обеспечивают полноценной работы: нет видео и звука. Необходимо использовать другое приложение для этого. Приложение Zoom сочетает эти две формы работы.
Следует отметить приложение sBoard, созданное специально для учителей-репетиторов. Данная онлайн-доска имеет ограниченный функционал в бесплатной версии, но дает возможность набирать математические формулы как к Word или LaTeX. Так же возможна совместная работа с учениками, но в бесплатном тарифе отсутствует возможность добавлять изображения на доску.
Таким образом, данные приложения позволяют устанавливать диалог с учениками не только на словах, но и в записях, без чего немыслимы обычные уроки математики.
Есть ряд сайтов, предназначенных для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и т. п. Например, сайт СдамГИА Д.Гущина. Он содержит множество заданий, сайт постоянно обновляется. Предлагают готовые варианты и возможность составлять варианты самому. Безусловно, это большое подспорье для учеников при подготовке к экзаменам. Учителя тоже охотно пользуются такими сайтами. На сайте предусмотрена возможность для учителей создавать классы, давать задания ученикам, но, увы, в таком формате, несмотря на всё удобство для учителей, ученики научились легко находить задания в базе и записывать ответ не выполняя заданий.
Следует признать, что инструменты, используемые для дистанционного контроля знаний, должны иметь большую степень защиты от недобросовестных действий учеников, иначе их использование теряет всякий смысл.
Таким образом, в распоряжении учителей уже имеется набор инструментов для дистанционной работы с учениками, но все же он не полноценный, а инструменты с большим функционалом — платные. Так же следует отметить, что некоторые инструменты не эффективны из-за недобросовестности самих учеников.
Литература:
- Стариченко, Б. Е. Педагогический подход к оценке результативности использования ИКТ в решении образовательных задач / Б. Е. Стариченко. — Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 8. — С. 153–162.