Коррекционно-педагогическая работа по развитию учебно-познавательного интереса учащихся с нарушением интеллекта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бекетова, О. В. Коррекционно-педагогическая работа по развитию учебно-познавательного интереса учащихся с нарушением интеллекта / О. В. Бекетова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 210-213. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7752/ (дата обращения: 16.12.2024).

Отношение учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида к тому или иному учебному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. Одной из основных причин сравнительно плохой успеваемости является слабо развитый познавательный интерес многих учащихся к конкретному предмету. Учитель с помощью продуманной системы коррекционно-педагогической работы может значительно повысить интерес школьников к своему предмету.

Учебно-познавательная деятельность школьников с нарушениями интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида не всегда эффективна при использовании лишь традиционных средств обучения. Поэтому для достижения наилучших результатов учебно-познавательной деятельности учащихся целесообразно применение разнообразных специфических средств обучения.

Выбирая средства обучения, педагогам специальных (коррекционных) школ, важно помнить, что эти средства должны соответствовать принципам специального образования. Поэтому ценность использования того или иного средства определяется тем, насколько обучение становится максимально доступным, интересным и посильным для учеников.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида популярно применение технических средств обучения (ТСО). Необходимо отметить, что их использование имеет большое значение в коррекции и компенсации недостатков развития школьников.

Так, на уроках естествознания, географии, истории можно предложить педагогам применять разнообразные аудиовизуальные средства: отрывки из кинофильмов, видеофильмов, диафильмы, кодопозитивы и другое. Все это способствует активизации процесса восприятия школьниками нового учебного материала, познавательной активности.

На уроках русского языка, математики, истории и других можно использовать следующие средства ИКТ:

1)        готовую электронную продукцию (DVD, CD-диски) — с целью повышения качества обучения предмету, воплощения в учебный процесс принципа наглядности;

2)        мультимедийные презентации — это учебный материал в виде ярких опорных образов, которые наполнены исчерпывающей информацией в определенном алгоритме;

3)        сети Интернет — с целью расширения возможностей в поиске учебно-значимой информации;

4)        отрывки из телевизионных передач, видеофильмов (в записи) — с целью формирования у учеников естественнонаучной картины мира, обучения детей установлению логических связей в учебном материале.

Необходимо отметить, что уроки с использованием ИКТ имеют большее коррекционное воздействие, чем традиционные. Ученики на таких уроках более охотно и активно включаются в работу, заметно увеличивается время на самостоятельное выполнение необходимых для усвоения темы заданий.

Важно также отметить, что применение средств ИКТ на уроках является огромным стимулом для дальнейшего процесса обучения детей с нарушением интеллекта. У учителей появляется уникальная возможность проявить творчество при создании и проведении интересного, полноценного, современного урока. Таким образом, использование ИКТ открывает большие возможности для оптимизации деятельности учителей и создания современной предметно-развивающей среды для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

При индивидуальном обучении педагогами в первую очередь учитываются потребности всех учеников, а особенно тех, у кого имеются физические отклонения либо затруднения в учебе. У школьников появляются более ответственное отношение к учебе, желание применять технологии на практике. Поэтому учителям нужно использовать технологии специальных возможностей с учетом адаптации их к нуждам каждого ученика. Такая форма работы влияет на самооценку детей, снимает закомплексованность, формирует навыки пользования средствами ИКТ.

Необходимо отметить, что особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников диктуют специфику их применения: ученики не могут усвоить большой по объему учебный материал, поэтому его необходимо делить на небольшие части. Кроме того, на уроке необходимо умело сочетать разные методы обучения, чтобы учащиеся лучше понимали и запоминали учебный материал.

С целью повышения эффективности процесса обучения необходимо включать в уроки различные методы и приемы обучения: как традиционные, так и нетрадиционные. Такие как: дидактические игры и упражнения, демонстрации, элементы программированного обучения, упражнения на привлечение внимания, круги приветствия, элементы арт-терапии, музыкотерапии, релаксацию и другие.

Хорошо зарекомендовали себя на уроках дидактические игры и занимательный материал, которые вызывают положительное отношение к выполняемой работе, улучшают общую работоспособность. Например, тему урока математики можно предложить в виде ребуса. На доске размещается плакат с ребусом. Учитель объявляет: «Решив ребус, вы узнаете тему сегодняшнего урока». Ученики по очереди выходят к доске и отгадывают по одной букве. Затем хором читают открывшуюся тему урока. Такой прием способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя на урок, развитию логического мышления, заинтересованности.

На уроках математики при закреплении любой темы с целью выработки вычислительных навыков, арифметических действий можно использовать следующие дидактические игры: «Арифметическое лото», «Веселый счет», «Живые цифры», «Молчанка», «Круговые примеры». Задания могут размещаться либо на доске, либо на индивидуальных карточках.

Применение занимательного материала и дидактических игр на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует развитию мышления, внимания, памяти, наблюдательности у школьников с нарушениями интеллекта. В процессе игр у школьников вырабатывается привычка сосредоточиваться, самостоятельно мыслить, проявлять инициативу.

В целях повышения эффективности процесса обучения учащихся с нарушениями интеллекта можно также использовать элементы программированного обучения. Так, на уроке математики при закреплении знаний, а именно при выработке вычислительных навыков можно предложить задание «Реши примеры». Задание составляется следующим образом: ученики самостоятельно выполняют задание, находят ответы, сравнивают их с группой данных им ответов, среди которых есть и правильные ответы. Задание выполняется до тех пор, пока не будут получены правильные ответы. В итоге, ученики самостоятельно выполняют большее число арифметических действий, самостоятельно решают проблемные задачи, выполняют анализ и сравнение чисел.

Достаточно популярными в специальной (коррекционной) школе VIII вида становятся интегрированные уроки, которые повышают интерес учащихся к учебе, способствуют снятию утомляемости, перенапряжения за счет включения разнообразных видов деятельности в ходе уроков. Кроме того, интеграция способствует познанию красоты окружающей действительности в полном объеме, развитию внимания, воображения, памяти, мышления школьников.

Чтобы обеспечить связи между словесными и наглядными компонентами у школьников с нарушениями интеллекта, требуются специальные методические приемы. Так, например, на уроке литературного чтения по теме: «А. С. Пушкин. «У Лукоморья»«. в 7 классе можно использовать прием «Живая картинка» — один ученик читает отрывок произведения, а другой мимикой лица реагирует на услышанное. Попеременно все желающие ученики пробуют проявить свое актерское мастерство с помощью мимики, жестов, разных поз. На уроках литературного чтения в старших классах с целью развития речевой интонационной выразительности можно применять прием «Расскажи» на нахождение отрывка из изучаемого произведения, который нужно прочитать радостно, весело, печально, с мольбой, строго, с возмущением, с насмешкой. Также на уроках чтения в средних классах можно использовать прием «Конкурсное чтение стихотворений». В жюри выбираются ученики, ставшие победителями в предыдущих конкурсах. Стоит отметить, что данные приемы на уроках чтения способствуют формированию у учащихся устойчивого интереса к предмету, умения понимать и ценить красоту русской поэзии, воспитанию эстетических качеств личности.

Помимо этого, с целью расслабления мышц, снятия эмоционального напряжения и выражение агрессии на уроках в старших классах на заключительных этапах урока можно включать следующие упражнения. Упражнение «Драка»: учитель предлагает детям представить ситуацию, если они поссорились с другом. Они очень разозлились, и им очень хочется подраться. Поэтому учитель предлагает с силой сжать кулаки. С напряжением сомкнуть челюсти. Учитель просит на несколько секунд задержать дыхание. И тут дети смотрят друг на друга и вспоминают, как они хорошо общались. Может быть, не стоит драться? Выдохнули дети и расслабились.

С целью положительно настроиться на урок, повысить мотивацию детей в начале урока учитель может провести круг приветствия: «Передай хорошее настроение», «С добрым утром!», «Комплименты» и т. п. Например, ученики становятся в круг и по команде учителя приветствуют друг друга заданным способом, настраиваясь на совместную работу. Кроме этого, можно включить игры на внимание. Учитель говорит, что при слове «утро» — дети руки поднимают вверх, «день» — руки в стороны, «вечер» — руки на поясе, «ночь» — руки вниз. Учитель старается запутать детей, называя слова в неправильной последовательности.

Игра «Карлики и великаны»: ученики становятся в круг лицом друг к другу. Учитель подает команду «Великаны» — дети встают на носочки и поднимают руки вверх, «Карлики» — приседают на корточки и опускают руки на пол. Усложнение игры: учитель подает команду «Карлики», а сам поднимается на носочки, по команде «Великаны» — приседает. Дети выполняют то, что слышат, а не то, что видят.

В учебное и внеучебное время учителя могут активно использовать элементы арт-терапии. Так, на уроках музыки можно слушать музыкальные классические произведения, благотворно влияющие на нервно-психическую сферу умственно отсталых учеников, оптимизирующие психовегетативные реакции. Музыкотерапия в специальной (коррекционной) школе VIII вида используется как тонизирующее или релаксирующее музыкальное сопровождение.

На уроках литературного чтения по теме «Устное народное творчество» можно использовать элементы арт-терапии: драматизация при помощи кукольного театра (кукол би-ба-бо). При распределении ролей учитываются индивидуальные психофизические особенности детей. Участие в таких спектаклях повышает самооценку школьников, дает уверенность в себе. Помимо этого, использование таких методов способствует развитию психических функций (внимание, воображение, память), коррекции и компенсации отклонений в развитии, активизирует познавательные интересы. Таким образом дети с нарушениями интеллекта осваивают различные формы социальной жизни, готовятся к активному включению в общественную, культурную и досуговую деятельность в самостоятельной жизни.

На уроках изобразительного искусства с целью развития творческих способностей детей и развития их сенсомоторных навыков можно включать работу с разнообразным материалом (песок, пластика, разные краски). Изобразительные средства являются богатым источником знаний об окружающем мире: мире красок, образов, а также способом выражения чувств школьников, их впечатлений, эмоций, внутреннего мира. После уроков в классе нужно обязательно организовать тематические выставки детских работ, что является дополнительным стимулом для дальнейшей учебы, также повышает самооценку учеников.

Таким образом, коррекционно-педагогическая работа по развитию учебно-познавательного интереса учеников в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, является эффективной. У школьников повышается мотивация к процессу обучения, интерес к предмету, улучшается настроение. Учащиеся лучше сосредоточиваются, у них отмечаются улучшение внимания, памяти, и всех психических процессов. Кроме этого, дети становятся более усидчивыми, самостоятельными, ответственными. Включение в уроки традиционных и нетрадиционных методов и приемов обучения благоприятно воздействует на развитие учебно-познавательного интереса, влияя на успеваемость учеников с нарушениями интеллекта, в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): VIII, нарушение интеллекта, урок, ученик, учитель, литературное чтение, ребенок, урок математики, учебный материал, школа.

Похожие статьи

Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения средствами сюжетно-ролевой игры

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоций младших школьников с ОВЗ

Развитие учебно-познавательной компетенции на уроках информатики

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Работа учителя-логопеда по предупреждению нарушений речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Похожие статьи

Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения средствами сюжетно-ролевой игры

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоций младших школьников с ОВЗ

Развитие учебно-познавательной компетенции на уроках информатики

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Работа учителя-логопеда по предупреждению нарушений речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения