ИКТ на интегрированных уроках ОБЖ, русского языка и литературы
Авторы: Веденеева Светлана Анатольевна, Гришина Любовь Николаевна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июнь 2011)
Статья просмотрена: 517 раз
Библиографическое описание:
Веденеева, С. А. ИКТ на интегрированных уроках ОБЖ, русского языка и литературы / С. А. Веденеева, Л. Н. Гришина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/693/ (дата обращения: 16.12.2024).
Мало знать, надо и применять.
Мало очень хотеть, надо и делать!
А. Кларк
Стратегической целью модернизации школьного образования является достижение нового качества образования. В «Основных направлениях модернизации образования», одобренных Правительством РФ, акцентируется внимание на необходимость изменения методов обучения, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт самоорганизации. Современное образование предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства самосовершенствования и самообразования обучающихся. Компьютерные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Мы, учителя ОБЖ, русского языка и литературы, рассматриваем компьютер на уроке как современное техническое средство обучения, обеспечивающее в руках квалифицированного педагога оптимальное решение образовательных задач. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его! Согласимся, компьютер позволяет учителю и значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения и организации условий, которые необходимы для успешного решения образовательных задач. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. К сожалению, наши школы не позволяют в каждом кабинете проводить индивидуальный контроль знаний с использованием компьютеров. Поэтому, в основном, на уроках компьютер используется в сочетании с мультимедийным проектором. В практике своей работы мы широко применяем проведение интегрированных уроков. Проведение таких уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством этих уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Открытые уроки и семинары с использованием информационных технологий убеждают нас в возможности применения современные технологий и на уроках ОБЖ, русского языка и литературы.
Рассмотрим задачи и необходимые условия, которые решаются с помощью ИКТ на данных уроках:
развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учёбы;
организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе;
увеличение наглядности при рассмотрении новой темы;
облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.
Необходимыми условиями для реализации задач являются:
наличие в школе средств ИКТ и возможность использования их учителем ОБЖ в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала;
владение учителем ОБЖ основами информационно-коммуникационных технологий;
развитая информационная среда образовательного учреждения.
Известно, что положительные эмоции стимулируют интерес к обучению, оптимизируют умственный труд школьника и результативность его обучения. Одной из главных воспитательных задач, решаемых на интегрированных уроках, является военно-патриотическое воспитание учащихся. Воспитание должно основываться на примерах. К сожалению, идеалами для многих учеников служат не космонавты или мыслители, а вымышленные герои компьютерных игр, всевозможных развлекательных программ. Поэтому на уроках нужно использовать исторические видеоматериалы, документальную кинохронику записанные с телевидения, собственные презентации по основам военной службы. Подход к каждому ученику должен быть индивидуальным, поэтому некоторым ученикам необходимо предлагать творческие задания, выполнение которых предполагает использование ИКТ и освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и видеороликов как результат самостоятельной исследовательской деятельности. Лучшие работы учащихся использовать в качестве учебного пособия при проведении занятий по соответствующей тематике.
Рассматривая дидактические принципы, мы остановились на наглядности и пришли к выводу, что наглядность-один из важнейших дидактических принципов. Так как текстовый редактор предоставляет большие возможности для его реализации, то с его помощью можно подготовить наглядные пособия, разнообразные материалы: программы, конспекты уроков, дидактические карточки, можно создать иллюстрированные тесты и упражнения, организовать выпуск школьных периодических изданий по предмету, оформить кабинет.
Среди всех стилей обучения все большее значение приобретает творческий стиль, поскольку стимулирует развитие творческих способностей ученика. Творческие проекты, задания, исследования, доклады для конференций необходимо представлять в интересной, визуально привлекательной форме. Включение в учебник элементов анимации и компьютерных игр усиливает его интерактивность и привлекательность. Применение фильма позволяет создать положительную мотивацию учения, прежде всего благодаря высокой наглядности представления информации и внесения элемента новизны. Яркие иллюстрации и анимированные процессы привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к рассматриваемой теме. Данная тема имеет большие возможности для иллюстрирования, но, как правило, не представляется возможным выполнить цветной раздаточный материал для каждого учащегося. Когда же дидактические средства красивы, ярки, необычны или неожиданны, как, например, компьютерный видеофильм со звуком, графикой и анимацией, манипулирование ими доставляет детям удовольствие, так что в итоге проживается удовлетворение учебной работой на уроке. Такой способ еще и позволяет уменьшить время на объяснение нового материала. Так, например, лекционное изложение материала занимает весь урок, не оставляя времени на закрепление материала, а учебный видеофильм - 20 минут. Благодаря этому освобождается время для закрепления, которое осуществляется также с помощью компьютерных технологий. Таким образом, применение ИКТ на уроке рассматривается не как самоцель, а:
Как источник дополнительной информации по предмету;
Как способ повышения интереса к предмету и преподавателю;
Как способ самоорганизации учебного труда и самообразования;
Как возможность реализации личностно-ориентированного подхода для учителя;
Как способ расширения зоны индивидуальной активности и социализации человека. Реализация компьютерной поддержки процесса обучения, является процедурой, органически взаимосвязанной с разработкой программы и тематического планирования учебного курса.
Применение компьютерной техники на уроках на наших уроках, вовсе не означает переноса всех уроков в компьютерный класс или перепоручения изложения учебного материала компьютеру. Сегодняшний уровень обеспеченности школ компьютерами даже просто технически не позволит этого сделать. В то же время нельзя противопоставлять работу с компьютерной программой традиционным формам работы. Речь идет о том, что традиционные уроки, практические занятия преподаватель может чередовать с уроками на основе использования компьютерных технологий. Такие уроки должны проводиться, прежде всего, по ключевым темам курса. В совершенстве владея информационными, мультимедийными технологиями, цифровыми ресурсами и успешно реализую их в работе, применяю информационно-компьютерные технологии, используя контролирующие и обучающие программы, разрабатываем компьютерные презентации и видеоролики по предметам.
В заключении необходимо отметить, что проведение интегрированных уроков ОБЖ, русского языка и литературы, с использованием информационных технологий оказывает высокое эмоциональное воздействие на учеников при изучении различных тем учебной программы. В рамках курсов переподготовки учителей ОБЖ, русского языка и литературы мы поделились своими наработками и распространила свой опыт на курсах переподготовки учителей ОБЖ, русского языка и литературы (2008 год – по теме «Нетрадиционные методы обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности»; 2009 год –«Инновационные технологии в учебном процессе общеобразовательных школ», город Набережные Челны),в 2010году на Международной конференции ЮНЕСКО ИИТО и Ассоциации школ ЮНЕСКО «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и качество образования: ПАШ ЮНЕСКО на пути к школе будущего»2010год, Казань.
2008год «Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы в современной школе» г. Альметьевск; 2009 год «Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы» г. Набережные Челны.
На основании вышесказанного мы пришли к выводу, что включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех - это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга, что способствует развитию интереса к обученью.