Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 11.11.2015

Статья просмотрена: 2866 раз

Библиографическое описание:

Гафиятуллина, А. Г. Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида / А. Г. Гафиятуллина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/350/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.

К. Ушинский

 

Необходимость использования ИКТ на уроках в коррекционной школе VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

Отмечается несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках:

Во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей с отклонениями в развитии.

Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.

В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач.

Организация учебного процесса в школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности детей, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение данных технологий на уроках должно носит щадящий характер. Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.

Использование ИКТ на уроках в школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Ученики коррекционной школы в основном имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Приоритетным направлением коррекционной работы учителя в компьютерном классе является:

        выявление и коррекция индивидуальных трудностей и проблем в учебной деятельности детей;

        формирование коммуникативной деятельности;

        формирование умения приобретать новые знания в процессе общения с учителем.

Немаловажной задачей учителя коррекционной школы является социализация учащихся в обществе. ИКТ позволяет решать и эту задачу.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

        позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

        способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

        позволяют индивидуализировать процесс обучения;

        повышают интерес к урокам;

        активизируют познавательную деятельность учащихся;

        развивают творческий потенциал учащихся;

        осовременивают урок.

  • стимулируют воображения школьников;
  • способствуют развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.
  • повышают успеваемость и качество знаний учащихся;

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

        при объяснении нового материала;

        закреплении;

        повторении;

        контроле знаний, умений и навыков.

Основные направления использования компьютерных технологий на уроках:

        визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

        интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

        контроль за умениями, навыками учащихся.

        визуализация учебного материала;

        интеграция со смежными дисциплинами: историей, художественной культурой, музыкой.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, изучать новый материал, закреплять, выполнять практическую работу, включающую разные виды упражнений, углублять знания, проводить контроль. Учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету.

Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.

Уроки литературы — это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений.

Ученики на уроках литературы могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, сказок, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки, услышать актерское прочтение стихов.

Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

Уроки с использованием ИКТ — это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно — найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Применение средств ИКТ на уроках — эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Важно, чтобы на каждом уроке учащимся было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес.

 

Литература:

 

  1. А. Г. Московкина, Н. И. Орлова Клинико-генетические основы детской дефектологии. М.: Владос, 2015.
  2. Е. Н. Шаврипнова, А. Г. Думдчева, В. О. Гусакова Воспитание и социализация учащихся (5–9 классы). СПб.: Каро, 2015.
  3. Т. И. Нелипенко Современный урок в коррекционном классе. М.: Учитель, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): урок, ИКТ, коррекционная школа, русский язык, урок литературы, учебный процесс, VIII, навык учащихся, учебный материал.

Похожие статьи

Комплексный подход к развитию координационных способностей учащихся коррекционной школы VIII вида

Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности учащихся

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Использование проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся

Использование компетентностно-ориентированных заданий в процессе изучения природы учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Похожие статьи

Комплексный подход к развитию координационных способностей учащихся коррекционной школы VIII вида

Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности учащихся

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Использование проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся

Использование компетентностно-ориентированных заданий в процессе изучения природы учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Задать вопрос