Концептуальный подход проведения профессиональной ориентационной работы в школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 11.03.2015

Статья просмотрена: 277 раз

Библиографическое описание:

Левенец, С. С. Концептуальный подход проведения профессиональной ориентационной работы в школе / С. С. Левенец. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7572/ (дата обращения: 16.12.2024).

Профессиональная ориентационная работа в школе является важной социальной функцией, основная цель которой — подготовка школьников к будущей жизни вне школы. Главная роль в выполнении этой социальной функции отводится педагогу, который должен быть соответствующим образом подготовлен.

Анализ литературы по данной проблеме и анализ собственного педагогического опыта привели нас к выводу о том, что подготовка педагогов к проведению профессиональной ориентационной работы должна осуществляться на основе концептуального подхода. Концепция (от лат. conceptio — восприятие) — это система взглядов на те или иные явления; способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо, общий замысел [1]. Рассмотрение проблемы во всей ее совокупности, а также реализация целей и задач подготовки педагога к профессиональной ориентационной работе с этой же позиции, способны сделать эту подготовку целенаправленной и эффективной. Нами был разработан тематический план в помощь преподавателям средних школ для решения этой проблемы (Приложение № 1).

Концептуальный подход к подготовке педагогов для проведения ими профессиональной ориентационной работы заключается в:

-        рассмотрении проблемы профориентации в школе, ее формы;

-        рассмотрении характеристики деятельности педагогов в процессе профессиональной ориентационной работы;

-        определении путей и средств подготовки педагогов к проведению профессиональной ориентационной работы в школе;

Сначала необходимо установить исходный уровень готовности педагогов к проведению этой работы, для чего используются следующие шаги:

1.      Выявление минимума теоретических знаний и умений в профессиональной ориентационной работе.

2.      Разработка форм проверки и параметров оценки уровня сформированности выявленных знаний и умений.

Исходный уровень сформированности знаний и специальных умений в профессиональной ориентационной работе у педагогов недостаточно высок. Специальное обучение студентов педагогических высших учебных заведений профессиональной ориентационной работе не проводится.

Некоторые представления у педагогов в данной области имеются из методических совещаний, семинаров, процесса внеклассной работы, средств массовой информации, а также из работы с методической литературой.

В качестве критериев успешности педагога в профессиональной ориентационной деятельности нами была взята за основу методика, предложенная Е. А. Фёдоровой [2], позволяющая выявить с максимальной достоверностью важнейшие показатели деятельности педагога. В соответствии с выбранными нами критериями определяется уровень подготовленности педагогов к проведению профессиональной ориентационной работы.

Результаты определения заносятся в таблицу

Содержание деятельности педагога

Кол-во баллов

1

Изучение личности учащегося (его способностей, наклонностей, свойств характера, состояния здоровья).

 

2

Знание форм и владение приёмами профессиональной информации.

 

3

Знание основ профессиографии и умение работать с нею.

 

4

Умение проводить методически правильно профессиональные ориентационные уроки.

 

5

Умение проводить профессиональные консультации.

 

6

Умение проводить профессиональную ориентационную работу с родителями.

 

7

Умение проводить совместную работу с профессиональными училищами, лицеями и промышленными предприятиями.

 

8

Умение проводить профессиональную ориентационную работу на гендерной основе.

 

 

Баллы определяются в диапазоне 0–5.

Корректировка подготовленности проводится с учетом результатов диагностирования.

Приложение № 1

Тематический план профессиональной ориентационной работы педагогов в старших классах средней общеобразовательной школы

Пояснительная записка

Подготовка подрастающего поколения к общественно полезному труду — важнейшая функция учебно-воспитательного процесса в средней школе. Выполнением этой функции школа вносит существенный вклад в формирование человеческого фактора.

Одна из трудностей, переживаемых в настоящее время теорией и практикой трудового воспитания, состоит в противоречии между расширяющимся объемом политехнических знаний и умений и слабой разработанностью адекватных этим знаниям и умениям форм и методов профессиональной ориентационной работы.

Важной проблемой трудового воспитания является непрестижность рабочих профессий, неуважительное отношение к труду рабочего, непопулярность среди школьников учебы в профессиональных училищах, лицеях.

Профессиональная ориентационная работа в школе, проводимая бессистемно от случая к случаю, не решает проблемы. Педагоги, не получившие в вузах специальной подготовки к профессиональной ориентационной работе, не всегда имеют о ней полное представление. Требуется специально организованная система профессиональной ориентационной работы в школе, соединенная с участием в ней специально подготовленных педагогов, и только тогда эта работа может быть эффективной.

Целью данного тематического плана является подготовка учителей-предметников и классных руководителей к проведению профессиональной ориентационной работы в старших классах средней общеобразовательной школы.

Задачи:

-        раскрыть сущность профессиональной ориентационной работы в средней школе;

-        познакомить педагогов с формами и методами профессиональной ориентационной работы, стимулировать их к её выполнению;

-        показать роль непрерывного профессионального образования в системе: средняя общеобразовательная школа — начальное профессиональное образование.

Содержание плана рассчитано на 15 часов.

Содержание работы, цели

Форма работы

Кол. час.

Вид контроля

Исполнители

1

Цели и задачи профориентационной работы в школе.

Доклад на педсовете

2

«Круглый стол»

Директор школы

2

Изучение способностей и наклонностей учащихся как основа профессиональной ориентации

Доклад на педсовете

1

Обсуждение, тестирование

Психолог школы

3

Анализ состояния здоровья учащихся старших классов как составляющая их профессионального самоопределения.

Выступление на педсовете

1

 

Школьный врач

4

Пути реализации гендерного подхода в профориентационной работе.

Доклад на педсовете

2

Анкетирование

Социальный педагог школы

5

Формы профориентационной работы в школе.

 

2

Выступление преподавателей

Завуч по воспитательной работе

6

Возможности предметов поли технического цикла в проведении профориентационной работы.

Доклад на педсовете

2

Выступление преподавателей предметников

Преподаватели предметники

7

Работа классного руководителя с родителями с целью координации профориентационной направленности учащихся

Доклад на педсовете

2

Выступление классных руководителей

Классные руководители старших классов

8

Непрерывное профессиональное образование, его цели, задачи, содержание

Выступление на педсовете

2

Обсуждение за «круглым столом»

Представители проф. училищ

9

Анализ трудоустройства выпускников школы

Доклад на педсовете

1

 

Завуч по воспитательной работе

 

Литература:

 

1.        Большой словарь иностранных слов. М.: Юнвес. 2004. 771С.

2.        Федорова Е. А. Как подготовиться к аттестации. — Новгород, Изд-во РЦРО. 1995.-120С.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная ориентационная работа, профориентационная работа, школа, общеобразовательная школа, педсовет, тематический план, умение, воспитательная работа, концептуальный подход, непрерывное профессиональное образование.

Похожие статьи

Принципы оптимальной работы блога учителя в профессионально-педагогической деятельности

Методологические подходы к формированию системы непрерывной экологической подготовки дизайнера

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Ресурсный подход к решению задачи индивидуализации профориентационной деятельности в школе

Интегрированный подход в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Теоретические и методологические подходы к пониманию предпринимательской деятельности в России

Роль компетентностного подхода в процессе воспитания музыкальной культуры

Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования

Эмпирические аспекты организации и контроля самостоятельной работы студентов с применением рейтинговой системы обучения

Концепция исследования теоретических и методических основ формирования инновационной культуры будущих учителей технологий в процессе профессиональной подготовки

Похожие статьи

Принципы оптимальной работы блога учителя в профессионально-педагогической деятельности

Методологические подходы к формированию системы непрерывной экологической подготовки дизайнера

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Ресурсный подход к решению задачи индивидуализации профориентационной деятельности в школе

Интегрированный подход в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Теоретические и методологические подходы к пониманию предпринимательской деятельности в России

Роль компетентностного подхода в процессе воспитания музыкальной культуры

Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования

Эмпирические аспекты организации и контроля самостоятельной работы студентов с применением рейтинговой системы обучения

Концепция исследования теоретических и методических основ формирования инновационной культуры будущих учителей технологий в процессе профессиональной подготовки