Принципы оптимальной работы блога учителя в профессионально-педагогической деятельности
Автор: Науменко Людмила Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 08.10.2014
Статья просмотрена: 192 раза
Библиографическое описание:
Науменко, Л. С. Принципы оптимальной работы блога учителя в профессионально-педагогической деятельности / Л. С. Науменко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6357/ (дата обращения: 16.12.2024).
«Интенсивная информатизация всех сфер жизнедеятельности ставит новые цивилизационные проблемы, в том числе перед педагогической наукой и системой образования» [1, c. 26], поэтому предъявляются всё новые требования к профессиональной деятельности педагога. Сегодня деятельность учителя отличают «мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, самостоятельность в принятии решений» [2], а личность педагога — это саморазвивающаяся личность, которая постоянно демонстрирует умение учиться. Освоение Интернета; взаимодействие по Скайпу, через электронную почту и социальные сети с обучающимися, родителями и коллегами; организация деятельности с использованием проектора и интерактивной доски на уроках и вне его — вот далеко не весь список, которым каждый учитель овладел за последнее десятилетие.
Однако для осуществления эффективной профессионально-педагогической деятельности в нынешних условиях этого уже оказывается явно недостаточно. Сегодня документально подтверждена позиция, что учитель должен владеть ИКТ-компетенциями и быть профессионально ИКТ-компетентным, что предполагает не только клавиатурный ввод и навыки поиска в Интернете, но и реализацию дистанционной формы обучения детей [3, c. 275], осуществление дистанционного консультирования при выполнении заданий учащимися [2], поддержку взаимодействия с тьютором [2], использование образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий [4, c. 30], осуществление деятельности с одаренными детьми, в том числе с детьми в условиях инклюзивного образования, составление портфолио учащихся и своего собственного [2], привлечение семьи к решению вопросов воспитания ребенка, сотрудничество с другими педагогами [2] и пр.
В осуществлении перечисленного, а значит, для ведения профессионально-педагогической деятельности на новом, соответствующем требованиям государства, общества, развития науки и техники уровне призван помочь блог учителя, который создан и используется самим педагогом.
Вышеуказанный факт подтверждается наличием блогов учителей, которые созданы и находятся в свободном доступе в сети Интернет. Это: блоги классных руководителей, блоги учителей-предметников, блоги педагогических сообществ, блоги предметных методических объединений, блоги-проекты, блоги-электронные тетради, блоги-школьные газеты, блоги классов и др.
Приходится констатировать, что часть педагогов периодически возобновляет ведение персонального блога. Это происходит раз в месяц, раз в 3–4 месяца, раз в год. Но часть учителей отказалась полностью от осуществления профессионально-педагогической деятельности его средствами.
В обоих случаях использование блога в деятельности не оправдало ожиданий, т. е. эффект от ведения блога был минимальным и осуществление деятельности его средствами оказалось неэффективным и нецелесообразным.
Однако анализ существующих блогов явно показывает, что данную причину можно классифицировать по 3-м основаниям.
Во-первых, учитель недостаточно мотивирован на использование персонального блога в своей деятельности. Скорее всего, педагог не осведомлен обо всех возможностях и преимуществах, которые представляет блог, а значит, не испытывает потребности в блоге как средстве профессионально-педагогической деятельности. Отсюда и возникают трудности с четким определением целевого назначения самого блога и его пользовательской аудитории.
Во-вторых, вероятно, учитель испытывает трудности при работе в технической составляющей блога, которая предполагает реализацию нескольких уровней технологий.
- К первому уровню относятся 1. Технология создания блога; 2. Технология поиска блога в сети Интернет (а) поиск блога автором; б) поиск блога пользователями); 3. Технология работы с сообщениями на странице (а) создание сообщений; б) редактирование сообщений; в) удаление сообщений); 4) Технология создания ссылок (а) на материалы из сети интернет; б) на материалы с компьютера пользователя). Без овладения перечисленными технологиями использование блога учителя становится проблематичным. С другой стороны, овладение указанными технологиями ведет к элементарному использованию блога учителем и возможности реализовать базовые функции блога. На данном уровне использование некоторых технологий происходит одноразово (например, технология создание блога), другие технологии повторяются постоянно и становятся автоматизированными.
- Ко второму уровню были отнесены технологии, владение которыми становится достаточным, чтобы осуществлять деятельность с использованием блога разносторонне, с размещением материалов из сети Интернет, редактированием и обновлением информации. Владение технологиями данного уровня показывает способность учителя разнообразить блог материалами, страницами, содержать блог в рабочем порядке и умение провести классификацию, объединение страниц и материалов. Эти умения данного уровня становятся основополагающими в условиях ограниченного количества страниц. Данный уровень демонстрирует учителя уверенным пользователем блога, способного работать в его технической составляющей.
- К третьему уровню относятся технологии, отсутствие владения которыми в целом не мешает работе блога учителя в разных направлениях с размещением разнообразной информации. Однако владение технологиями данного уровня относит уровень к высокому и объявляет учителя владеющим блог-технологией в целом со всем многообразием выделенных технологий, позволяет говорить об учителе как о специалисте, способного справиться с техническими неполадками в работе, его умении работать по самостоятельному созданию материалов, их публикации, а значит, наполнению блога авторскими работами.
Третьим основанием неэффективности блога оказывается отсутствие или недостаточное присутствие рефлексивно-аналитической деятельности результата использования учителем персонального блога. Наличие такового позволяет учителю анализировать полученные результаты с использованием блога и работать по их улучшению через поиск способов и условий совершенствования деятельности с использованием блога. При этом одним их способов такого совершенствования считается размещение на блоге компонентов обратной связи. Это: чаты, формы для связи, анкеты, вопросники, опросные листы, комментирование и оценивание информации, которые призваны выполнять генеральную цель существования блога учителя, обеспечение информационного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Таким образом, к основным принципам оптимальной работы блога учителя относятся: 1) наличие мотива на осуществление профессионально-педагогической деятельности с использованием блога учителя; 2) овладение технологиями работы в технической составляющей блога; 3) осуществление рефлексивно-оценочной деятельности результатов использования блога учителя в собственной профессионально-педагогической деятельности.
Литература:
1. Ермаков, Д. С. Информационная компетентность в информационном обществе [Текст] / Д. С. Ермаков // Педагогика. — 2013. — № 2. — С. 26–30.
2. Профессиональный стандарт педагога. Проект стандарта. — Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/prof_standart_pedagoga.pdf.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / [сост. е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.
4. Новый Закон «Об Образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2013 г. — М.: Эксмо, 2013. — 208 с.