Эмпирические аспекты организации и контроля самостоятельной работы студентов с применением рейтинговой системы обучения
Автор: Жданова Людмила Сергеевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)
Дата публикации: 23.09.2016
Статья просмотрена: 141 раз
Библиографическое описание:
Жданова, Л. С. Эмпирические аспекты организации и контроля самостоятельной работы студентов с применением рейтинговой системы обучения / Л. С. Жданова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11060/ (дата обращения: 15.11.2024).
Эмпирические аспекты организации иконтроля самостоятельной работы студентов сприменением рейтинговой системы обучения
Жданова Людмила Сергеевна, старший преподаватель
Брянский государственный технологический университет
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию. Решение этой задачи возможно путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту, а так же путем самообразования, используя обучающие, контролирующие, тренажерные программы.
С введением ФГОС нового поколения значение самостоятельной работы студента (СР) существенно возрастает. В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося.
Роль преподавателя заключается в организации СР с целью приобретения студентом ОК и ПК, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности;
Роль студента заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.
Самостоятельная работа — это планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания ОПОП НПО/СПО, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
– систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
– формирование умений профессиональной деятельности, профессиональных компетенций;
– формирование культуры умственного труда студентов;
– развитие общих компетенций, включающих в себя способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения учебно-профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования учебно-профессиональной деятельности;
– развитие познавательных способностей и активности студентов, их творческой инициативы, самостоятельности, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
– развитие проектных, исследовательских умений.
Практика организации СР свидетельствует о многообразии видов и типов самостоятельной деятельности обучающихся, различных способах педагогического управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со стороны педагогов.
Аудиторная самостоятельная работа.
- Работа на лекции. Составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. В ходе лекции возможны так называемые «вкрапления» — выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана. Опережающие задания для самостоятельного изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.). Важнейшим средством активизации стремления к самостоятельной деятельности являются активные технологии обучения. Функция студента — не только переработать информацию, но и активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.
- Работа на практических занятиях. Метод проектов. Для реализации этого метода важно выбрать тему, взятую из реальной жизни, значимую для студента, для решения которой необходимо приложить имеющиеся у него знания и новые знания, которые еще предстоит получить. Выбор темы преподаватель и студент осуществляют совместно, раскрывают перспективы исследования, вырабатывают план действий, определяют источники информации, способы сбора и анализа информации. В процессе исследования преподаватель опосредованно наблюдает, дает рекомендации, консультирует. После завершения и представления проекта студент участвует в оценке своей деятельности.
Технология создания шпаргалки.Данная технология является нетрадиционной и вызывает повышенный интерес студенческой аудитории к возможности поучаствовать в создании подобного «творческого продукта». Она позволяет развивать и формировать у студента ряд важных умений, таких как:
– мыслить нешаблонно, оригинально;
– обобщать информацию в микроблоки;
– глубоко прорабатывать материал, акцентируя внимание на основной, главной, стержневой информации;
– выбирать и систематизировать ключевые понятия, термины, формулы.
Использовать «шпаргалку» на экзамене можно в следующих случаях:
– личная просьба студента при затруднениях;
– только при ответе за столом преподавателя;
– время просмотра не более 2 минут (если студент материал знает, то этого времени достаточно).
Внеаудиторная самостоятельная работа.
- Конспектирование. Существуют два разных способа конспектирования — непосредственное и опосредованное.
Непосредственное конспектирование — это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения. При записи лекций этот способ оказывается единственно возможным. Опосредованное конспектирование начинают лишь после прочтения всего текста до конца, после того, как будет понятен общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи.
Опосредованное конспектирование возможно применять и на лекции, если перед началом лекции преподаватель будет раздавать студентам схему лекции (табличка, краткий конспект в виде основных понятий, алгоритмы и т. д.).
- Доклад, реферат, контрольная работа.
Доклад — вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить. При написании доклада по заданной теме следует составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения. К докладу по крупной теме привлекается несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. В учебных заведениях доклады содержательно практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачётной работой.
Реферат — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Темы реферата разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину.
Контрольная работа— одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.
Отличительной чертой письменной контрольной работы является большая степень объективности по сравнению с устным опросом.
Для письменных контрольных работ важно, чтобы система заданий предусматривала как выявление знаний по определенной теме (разделу), так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и умения. При выполнении таких контрольных работ следует использовать предложенную основную литературу и подбирать дополнительные источники. Темы контрольных работ разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:
– входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;
– текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
– промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
– самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
– итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
– контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
В БГИТУ наряду с традиционными формами контроля — зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы, то есть организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий. В качестве такой технологии в современной практике высшего профессионального образования часто рассматривается рейтинговая система обучения.
Рейтинговая система обучения предполагает многобалльное оценивание студентов, но это не простой переход от пятибалльной шкалы, а возможность объективно отразить в баллах расширение диапазона оценивания индивидуальных способностей студентов, их усилий, потраченных на выполнение того или иного вида самостоятельной работы.
В систему рейтинговой оценки включаются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или разрешению научных проблем. У студента имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во внеучебной работе (выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружка и т. д.). При этом студенты, не спешащие сдавать работу вовремя, могут получить и отрицательные баллы.
Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т. д.
В БГИТУ рейтинговая система включает три промежуточные аттестации в течение семестра. В результате можно четко увидеть и отследить как меняются итоги «среза знаний» от первой ко второй аттестации, например, для студентов 2 курса специальностей ПГС, ГСХ, ПрЗ направление «Строительство» по дисциплине «Электроснабжение с основами электротехники». Вторая аттестация более реально оценивает работу студентов в течение семестра, то есть выявляется большее количество «успешных» студентов 60–80 баллов, и явных «аутсайдеров» 10–40 баллов. Студенты, желающие вовремя получить зачет, могут выполнить индивидуальное задание или реферат. Так каждый вид учебной деятельности приобретает свою «цену». Рейтинговая система в обучении студентов обеспечивает наибольшую информационную и творческую продуктивность, мотивирует студентов к самостоятельной деятельности.
Литература:
- Галицких Е. Организация самостоятельной работы студентов [Текст]/ Высшее образование в России. — 2004.– № 6.– С. 60.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.- 448 с.
- Морозова Н. В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Н. В. Морозова // Молодой ученый. — 2011. — № 2. Т.2. — С. 102–104.
Похожие статьи
Методика обучения студентов с применением интерактивных методов в организации самостоятельной работы
Организационно-педагогические проблемы формирования навыков управленческой культуры у студентов
Статья рассматривает особенности формирования навыков управленческой культуры с использованием методов активного, модульного и проблемного обучения. Проанализированы данные, используемые в опытно-экспериментальной работе.
Похожие статьи
Методика обучения студентов с применением интерактивных методов в организации самостоятельной работы
Организационно-педагогические проблемы формирования навыков управленческой культуры у студентов
Статья рассматривает особенности формирования навыков управленческой культуры с использованием методов активного, модульного и проблемного обучения. Проанализированы данные, используемые в опытно-экспериментальной работе.