Развитие институционального механизма социальной защиты детей в Кыргызстане в условиях суверенности | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Марасулова Н. А., Артыкбаева С. Ж. Развитие институционального механизма социальной защиты детей в Кыргызстане в условиях суверенности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 28-31. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7534/ (дата обращения: 16.11.2018).

Становление и институциональное развитие современной системы социальной защиты детей связано с кардинальными политическими и социально-экономическими реформами, проводившимися в Кыргызстане в 1990-е годы. В этот период значительно обострились проблемы детства, основными причинами которого являются нестабильность социально-экономической обстановки, негативные последствия перехода от командной экономики к свободным рыночным отношениям, продолжающийся спад производства, дороговизна товаров и услуг, инфляция, безработица и вынужденная миграция населения. Таким образом, фактическое снижение роли государства в системе социальной защиты детства, резкое снижение общего жизненного уровня населения республики, серьезное сокращение государственных расходов на социальное обеспечение детей оказали отрицательное влияние на состояние здоровья, питания, материальное положение, образование, воспитание и организацию досуга детей. Произошли существенные качественные изменения в связи с ратификацией Кыргызской Республикой в 1994 году Конвенции ООН о правах ребенка, послужившей серьезной предпосылкой обеспечения государством защиты прав и интересов детей. Руководствуясь рекомендациями Конвенции ООН о правах ребенка, Кыргызская Республика в начале 1990-х годов присоединилась к Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей», к плану ее реализации, а также вошла в Комитет ООН по правам ребенка. После ратификации Конвенции о правах ребенка начался активный процесс законотворческой деятельности и реорганизации органов управления социальной защиты детей. Начало формированию национальной политики, направленной на улучшение положения детей, положил Закон Кыргызской Республики «Об охране и защите прав несовершеннолетних», отражающий основные положения Конвенции о правах ребенка. Для выработки механизмов реализации действующего законодательства в сфере социально-правовой защиты детства, Правительством Кыргызской Республики были разработаны и приняты целевые программы: Государственная программа по реализации прав детей Кыргызстана «Новое поколение» на период до 2010 года и Государственная программа действий социальных партнеров по искоренению наихудших форм труда несовершеннолетних в Кыргызской Республике на 2008–2011 годы. Эти программы — результат совместной работы государственных органов, представителей детского фонда ООН в Кыргызстане (ЮНИСЕФ) и гражданского сообщества. Основной целью государственной программы «Новое поколение», как главного механизма по улучшению положения детей, было к 2010 году. В 2006 году из стран Центральной Азии Кыргызстан при поддержке ЮНИСЕФ первым принял Кодекс Кыргызской Республики «О детях», который закрепляет права детей; устанавливает принципы и механизмы, позволяющие защитить детей; определяет обязанности государственных органов и организаций, работающих в сфере детства. Одним из основных направлений государственной политики в сфере социальной защиты детей, изложенной в Кодексе Кыргызской Республики «О детях» и Государственной программе по реализации прав детей Кыргызстана «Новое поколение», является выработка и дальнейшее совершенствование институциональных основ для улучшения положения детей в Кыргызстане. Следует отметить, что в течение рассматриваемого периода были реализованы конкретные меры по формированию институциональной системы по защите детства [1,5,6]. Реализацией основных положений Конвенции ООН о правах ребенка и целевых государственных программ по социальной защите детей первоначально занималась Государственная комиссия по делам семьи, женщин и молодежи, созданная при Правительстве Кыргызской Республики в 1996 году. В 2001 году Государственная комиссия была реорганизована, а при Президенте было образовано новое подразделение — Национальный совет по вопросам женщин, семьи и гендерного развития, который взял на себя обеспечение единой государственной политики в решении этих проблем. Постановлением Правительства КР от было создано Государственное агентство по физической культуре и спорту, делам молодежи и защите детей при Правительстве Кыргызской Республики. Значительным шагом в развитии институционального механизма системы социальной защиты детей является создание специализированных органов по защите прав и законных интересов детей: специально уполномоченного органа при Правительстве Кыргызской Республики в области защиты прав и интересов детей, комиссий по делам детей и отделов по поддержке семьи и детей. Центральным государственным органом, реализующим задачи Кодекса «О детях» является Департамент по защите детей в составе Государственного агентства по физической культуре и спорту, делам молодежи и защите детей при Правительстве Кыргызской Республики, образованный в 2007 году [2,3,4].

Согласно своим полномочиям, новый институциональный механизм призван был осуществлять государственную политику в области охраны прав, свобод и законных интересов детей. Департамент по защите детей отвечает за повышение осведомленности общественности в области прав детей, соблюдение международных стандартов и надзор за соблюдение государственных стандартов в системе ухода за детьми, а также за аккредитацию организаций, работающих в области оказания услуг детям, и проверку качества оказания услуг по уходу за детьми. Департаменту были выделены финансовые и людские ресурсы, но полное взаимодействие с отраслевыми министерствами пока не налажено. В то же время эффективная реализация всех полномочий Департамента оказалась проблематичной. Это было обусловлено недостаточно высоким статусом данного органа в структуре центральной государственной власти и необходимых рычагов воздействия на местные уровни власти. Как отмечается экспертами, основными недостатками являются дублирование функций Государственного агентства и отраслевых министерств (например, в реализации политики и разработке стандартов); недостаточная квалификация Государственного агентства (например, в сфере аккредитации организаций, работающих в области оказания услуг детям); отсутствие четких полномочий по разработке политики в области защиты детей [7]. В последующий период осуществлялось совершенствование структуры государственного инструментария по поддержке семьи и детей. 10 июня 2008 года было принято постановление Правительства Кыргызской Республики № 285 «О создании отделов по поддержке семьи и детей и комиссий по делам детей в государственных администрациях районов и исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления Кыргызской Республики». Во исполнение данного постановления по республике была проведена работа по созданию соответствующих структур в сфере защиты прав и интересов детей в структурах государственных администраций районов и исполнительно-распорядительных органах местного значения (мэрии городов областного значения). Всего было создано 57 Отделов по поддержке семьи и детей (ОПСД), 57 комиссий по делам детей (КДД), для обеспечения их функционирования из республиканского бюджета было выделено 7,0 млн. сомов. Новые положения Семейного кодекса, дополнительно развитые в Положении «Об отделах о поддержке семьи и детей и Комиссиях по делам детей в государственных администрациях районов», возлагают на ОПСД обязанности органов опеки и попечительства, в том числе по выявлению детей, нуждающихся в защите или находящихся в социально опасном положении, проведению индивидуальной оценки их нужд и оказанию соответствующих услуг, включая профилактические и реабилитационные услуги. Они также осуществляют выбор опекунов и контроль за условиями содержания в опекунских, патронатных (фостерных) семьях и семьях усыновителей, защищают интересы детей в воспитательных интернатных учреждениях. Однако механизм взаимодействия между местными и республиканскими органами остается неясным: юридически ОПСД подчиняются местным органам власти, а не Государственному агентству. Кроме того, из-за нехватки персонала и отсутствия транспорта ОПСД не в состоянии выполнять обязанности, возложенные на них законодательством. Еще одним недостатком на уровне районов является дублирование некоторых функций ОПСД и департаментами социальной защиты. Комиссии по делам детей созданы как межсекторальные органы на местном уровне и осуществляют свою деятельность на периодической основе, но имея постоянный секретариат (каждая районная администрация назначает в качестве секретаря одного человека, как правило, заместитель акима по социальным вопросам, который исполняет эти дополнительные обязанности в силу занимаемой должности). В их задачи входит контроль за деятельностью ОПСД и утверждение наиболее важных решений ОПСД, например, о помещении ребенка в воспитательное учреждение или патронатную (фостерную) семью. Несмотря на то, что в системе защиты прав детей Кодексом «О детях» не предусмотрены органы местного самоуправления, в Законе Кыргызской Республики «Об образовании» в компетенцию органов местного самоуправления было включено «обеспечение прав граждан на получение образования; опеку и попечительство несовершеннолетних сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, защиту их прав, помещение в детские дома, школы-интернаты, в семьи для воспитания или усыновления» [8]. С 2001 года специалисты по социальной защите, отвечающие за социальные вопросы и услуги по поддержке семьи, порученные им районным департаментом социальной защиты и ОПСД, назначаются на уровне местной общины. В настоящее время они не могут эффективно выполнять все свои функции, учитывая численность населения и размеры территории, за которую они отвечают.

Вместе с тем непосредственно функцию защиты прав и законных интересов каждого ребенка, наряду с указанными специализированными учреждениями, выполняют и другие компетентные органы и министерства (уполномоченные государственных органов в следующих областях: здравоохранения; образования, науки и молодежной политики; труда и социальной защиты населения; миграции и занятости; органы внутренних дел и др.).

Особо следует отметить деятельность Министерства труда и социальной защиты населения, в ведении которого находились следующие задачи:

-        реализация государственной политики по охране прав и интересов детей в области труда и социальной защиты;

-        разработка нормативных правовых актов Кыргызской Республики, направленных на осуществление детьми своих прав, свобод и законных интересов в области труда и социальной защиты;

-        разработка и реализация государственных целевых программ, направленных на защиту прав, свобод и законных интересов ребенка в области труда и социальной защиты;

-        осуществление мероприятий по информированию детей об их правах и обязанностях, имеющихся возможностях для получения государственной помощи в сфере социальной защиты;

-        заключение международных соглашений в области труда и социальной защиты, направленных на охрану прав и интересов детей.

Пилотными моделями внедрения специализированных органов по защите прав и законных интересов детей в государственные органы социальной защиты стали. Проблемами социально-правовой защиты детей в пределах своей компетенции занимаются также Омбудсмен Кыргызской Республики и органы ювенальной юстиции, включающие в свою деятельность вопросы отправления правосудия и социальной реабилитации. Так, Омбудсмен Кыргызской Республики посещает в любое время места содержания задержанных детей, места предварительного заключения детей, соответствующих учреждений, в которых дети отбывают наказание, учреждений принудительного лечения и перевоспитания детей, получает информацию об условиях их содержания и проверяет документацию, удостоверяющей законность их пребывания в указанных учреждениях; направляет в соответствующие органы актов реагирования для принятия ими соответствующих мер в случае выявления нарушенных прав и свобод детей; проверяет состояние соблюдения установленных прав и свобод детей соответствующими государственными органами, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные Кодексом Кыргызской Республики «О детях» и Законом «Об Омбудсмене Кыргызской Республики».

Омбудсмен Кыргызской Республики рассматривает заявления и жалобы о нарушениях прав детей, информируя должностных лиц уполномоченных государственных органов, в том числе прокурора, о фактах нарушения прав и законных интересов детей с требованием их немедленного рассмотрения.

Концепцией судебно-правовой реформы в Кыргызстане и Кодексом Кыргызской Республики «О детях» предусмотрено введение особого порядка судопроизводства с участием несовершеннолетних, формирование системы ювенальной юстиции, основанной на принципах: исключительного порядка применения мер, ограничивающих права и свободы детей, находящихся в конфликте с законом; развития у детей чувства собственного достоинства и значимости; реинтеграции ребенка в общество; учета потребностей ребенка в реализации его конструктивной роли в жизни общества. Необходимо также отметить, что в Кыргызстане осуществляются различные пилотные проекты, позволяющие отрабатывать ювенальные технологии. Становление ювенальной юстиции в Кыргызстане связано с расширением сферы деятельности социального работника и социального педагога, которые становятся востребованными специалистами при осуществлении правосудия в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени существуют большая сеть государственных институтов, в чью ответственность входит реализация государственной политики в сфере социальной защиты детей.

 

Литература:

 

1.      Усаров М. Деятельность Центров адаптации и реабилитации несовершеннолетних (ЦАРН) // Государство. Общество. Дети. Сборник статей. — Б., 2008. –№ 1. — 41с.

2.      Организационно-правовые основы защиты детей и забота о детях в Кыргызской Республике.– 24с.

3.      Джакубова Н. И. Проблемы уличных детей в Ошской области // Государство. Общество. Дети. — 2008. — № 1. — С.30–33.

4.      Петрушевский А. Социальная реабилитация безнадзорных детей / Положение детей в Кыргызстане 2007. — 41с.

5.      Теория и практика социальной работы с социально уязвимыми детьми и семьями. — Б., 2006. — 138с

6.      Закон КР «Об образовании» от 30 апреля 2003 года № 92, ст. 36.

7.      Краткий отчет. Оценка системы защиты детей в Кыргызстане. — Б., 2009

Основные термины (генерируются автоматически): Кыргызская Республика, ребенок, социальная защита, социальная защита детей, интерес детей, Кыргызстан, поддержка семьи, орган, дело детей, Государственное агентство.

Похожие статьи

Развитие семейного права Кыргызской Республики...

‒ установление различий в регулировании отношений, связанных с функциями рождения детей и грудного вскармливания; ‒ призыв на действительную срочную военную службу исключительно мужчин в случаях, установленных законами Кыргызской Республики

Влияние зарубежного опыта социальной работы на развитие...

Согласно Специальному Соглашению [5], инициирован и успешно завершен Проект «Обучение / Развитие социальной работы с детьми «группы риска» в Кыргызской республике на 2004-2010гг.» в сотрудничестве с МТСР КР, АСР КР...

Стратегии и перспективы развития дошкольного образования...

Масштабные инвестиции в образовательные программы детей в дошкольном возрасте во всем мире свидетельствуют о перспективах, которые несет за собой ранняя поддержка социального, эмоционального и когнитивного развития детей.

Социальная защита детства | Статья в журнале «Молодой ученый»

ребенок, семья, воспитание детей, незащищенный ребенок, воспитание ребенка, массовое воспитание, индивидуальный подход, детская преступность, социальная защита ребенка, строгая дисциплина.

Роль семьи в формировании социальной защищенности детей...

семья, ребенок, социальная защита детей, роль семьи, социальная работа, социальная защита детства, воспитание детей, какая семья, детский сад, тесная связь.

Государственная социальная помощь семье (на примере...)

Ключевые слова: социальная помощь, социальная поддержка, семейная политика, малоимущие семьи, семья.

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от. 24 апреля 2008г. № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и...

Некоторые традиции социализации кыргызов | Статья в журнале...

традиция социализации кыргызов, подрастающее поколение, кыргыз, кыргызский народ, огромная роль, кочевой образ жизни, процесс социализации, ребенок, социальная группа, историческое развитие.

Некоторые проблемы социализации подрастающего поколения...

традиция социализации кыргызов, подрастающее поколение, кыргыз, кыргызский народ, огромная роль, кочевой образ жизни, процесс социализации, ребенок, социальная группа, историческое развитие.

Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале...

социальная поддержка, Российская Федерация, социальная защита, социальная поддержка населения, Россия, социальная политика, государственная поддержка семьи, государство, проблема, пенсионная система.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие семейного права Кыргызской Республики...

‒ установление различий в регулировании отношений, связанных с функциями рождения детей и грудного вскармливания; ‒ призыв на действительную срочную военную службу исключительно мужчин в случаях, установленных законами Кыргызской Республики

Влияние зарубежного опыта социальной работы на развитие...

Согласно Специальному Соглашению [5], инициирован и успешно завершен Проект «Обучение / Развитие социальной работы с детьми «группы риска» в Кыргызской республике на 2004-2010гг.» в сотрудничестве с МТСР КР, АСР КР...

Стратегии и перспективы развития дошкольного образования...

Масштабные инвестиции в образовательные программы детей в дошкольном возрасте во всем мире свидетельствуют о перспективах, которые несет за собой ранняя поддержка социального, эмоционального и когнитивного развития детей.

Социальная защита детства | Статья в журнале «Молодой ученый»

ребенок, семья, воспитание детей, незащищенный ребенок, воспитание ребенка, массовое воспитание, индивидуальный подход, детская преступность, социальная защита ребенка, строгая дисциплина.

Роль семьи в формировании социальной защищенности детей...

семья, ребенок, социальная защита детей, роль семьи, социальная работа, социальная защита детства, воспитание детей, какая семья, детский сад, тесная связь.

Государственная социальная помощь семье (на примере...)

Ключевые слова: социальная помощь, социальная поддержка, семейная политика, малоимущие семьи, семья.

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от. 24 апреля 2008г. № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и...

Некоторые традиции социализации кыргызов | Статья в журнале...

традиция социализации кыргызов, подрастающее поколение, кыргыз, кыргызский народ, огромная роль, кочевой образ жизни, процесс социализации, ребенок, социальная группа, историческое развитие.

Некоторые проблемы социализации подрастающего поколения...

традиция социализации кыргызов, подрастающее поколение, кыргыз, кыргызский народ, огромная роль, кочевой образ жизни, процесс социализации, ребенок, социальная группа, историческое развитие.

Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале...

социальная поддержка, Российская Федерация, социальная защита, социальная поддержка населения, Россия, социальная политика, государственная поддержка семьи, государство, проблема, пенсионная система.

Задать вопрос