Стратегии и перспективы развития дошкольного образования в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 25.12.2017

Статья просмотрена: 1842 раза

Библиографическое описание:

Джанпеисова, Г. Э. Стратегии и перспективы развития дошкольного образования в Узбекистане / Г. Э. Джанпеисова, Р. П. Рахмонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 272-274. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47417/ (дата обращения: 16.04.2024).



Система дошкольного образования в Узбекистане является одним из приоритетных направлений политики государства и осуществляется в соответствии с законами «Об образовании» и «Национальной программе по подготовке кадров», указами Президента Республики Узбекистан, а также постановлениями правительства. Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования и призвано обеспечивать формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая детей к систематическому обучению в начальной школе.

В постановлении Ш. Миризиёева «О мерах по коренному реформированию системы дошкольного образования» предусматривается реализация комплекса мер по внедрению современных механизмов управления дошкольным образованием, совершенствованию воспитательного и учебного процесса, подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для системы дошкольного образования республики.

В реализации целей и задач дошкольного образования активно участвуют общественные и благотворительные организации, махалля, международные фонды.

В настоящее время в Узбекистане идёт процесс усовершенствования Государственных требований к дошкольному образованию на основе учёта ведущих международных практик Европы и Азии, а также разрабатывается Программа в области дошкольного образования. Разработка Государственных требований к дошкольному образованию Республики Узбекистан осуществляется на основе изучения Образовательных Стандартов зарубежных стран, на основе обобщения международного опыта с точки зрения компетентностного подхода к дошкольному образованию. Масштабные инвестиции в образовательные программы детей в дошкольном возрасте во всем мире свидетельствуют о перспективах, которые несет за собой ранняя поддержка социального, эмоционального и когнитивного развития детей. Многие страны ведут работу по расширению доступа к равным возможностям для раннего обучения и развития, и при этом важно обеспечить высокий уровень качества оказываемых услуг, а также опыта, который переживают участвующие в программах дети. Высококачественные образовательные программы позволят направить их на позитивную жизненную траекторию.

При этом учитываются образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов, в частности: специфика национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

В программах будет сделан особый акцент на углубленное развитие детей дошкольного возраста в области познавательного развития, математических представлений, логики, изучения иностранных языков. Дошкольные образовательные учреждения, а также родители воспитанников получат возможность выбора программы воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Обновленный вариант образовательной программы будут способствовать еще более качественной подготовке детей к школе, развитию их интеллектуальных способностей и потенциала по логическому мышлению, лучшему обучению чтению и письму. Программа также будет оказывать помощь Правительству в направлении усовершенствования учебной программы, и в разработке более профессионального обучения руководителей ДОУ на основе компетенций.

В дошкольных учреждениях обучение и воспитание детей ведется на государственном языке и других языках в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О государственном языке» (узбекском, а также на каракалпакском, русском, таджикском, киргизском, казахском, туркменском языках).

В целях обеспечения выполнения задач, определенных в постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» в ДОУ республики проводится целенаправленная работа по изучению иностранных языков, в частности, английского языка. Для воспитанников дошкольных образовательных учреждений разработана программа «Дружим с английским языком», которая доставлена во все образовательные учреждения

Осуществляется дошкольное образование до 6–7 летнего возраста в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях и в семье. Количество государственных дошкольных образовательных учреждений по всей стране составляет около 5000.Вних воспитывается свыше 530 тысяч детей дошкольного возраста. Число негосударственных ДОУ в Республике Узбекистан достигло около 100, воспитанниками которых являются 4,8 тысячи детей. В данных учреждениях по усмотрению родителей определяется перечень оказываемых услуг и время пребывания ребенка.

Образовательная Программа «Билимдон», предназначенная для воспитания и обучения детей, определяет содержание дошкольного образования в группах кратковременного пребывания детей в возрасте от 5 до 7 лет и ориентирует дошкольные учреждения на реализацию равенства всех детей, индивидуальное развитие и раскрытие потенциала каждого ребенка.

В ближайшие несколько летпланируется построить 50 новых ДОУ, в 1,167 тыс. провести реконструкцию, а в 983 — капитальный ремонт. К 2021 году ДОУ республики примут более 1 млн 109 тыс. детей. В частности, с начала 2018 года в городах Ташкенте, Нукусе и областных центрах республики предусматривается создание в порядке эксперимента новых дошкольных образовательных учреждений на условиях государственно-частного партнерства.

Для детей с отклонениями в развитии и здоровье создаются специализированные дошкольные образовательные учреждения, прием в которые осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, создаваемой уполномоченными государственными органами по управлению образованием и органами здравоохранения на местах.

В ближайшие годы планируются в 2,42 тыс. ДОУ создать библиотеки, включающие более 50 наименований произведений для детей, отобранных из числа лучших образцов узбекской и мировой литературы. Для родителей детей создаются методические пособия семи наименований, которыми можно будет воспользоваться через школьные библиотеки. Начиная с 2017 года такая литература на узбекском, русском и каракалпакском языках поэтапно будет предоставлена 400 тысячам семей в сельской местности.

Таким образом, реализуемые в республике преобразования тесно связаны с основными национальными приоритетами, направленными на разработку новых рамок качества дошкольного образования и создание национальной системы оценки качества образования в соответствии с международными стандартами, а также на содействие расширению доступа к качественному дошкольному образованию для всех детей.

Литература:

  1. O‘zbekiston Respublikasi Prezidentining Qarori “2017–2021 yillarida maktabgacha ta’limni tizimini yanada takomilashtirish chora-tadbirlari to‘gʻrisida” / O‘zbekiston Respublikasi Qonun hujjatlari to‘plami, 2017-yil, 1- son, 11-modda.
  2. Каримов И. А. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества — наш главный приоритет. // Наша главная задача — дальнейшее развитие страны и повышение благосостояние народа. — Т.: Узбекистан, 2010.- 72с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, Узбекистан, дошкольный возраст, ребенок, учреждение, английский язык, государственный язык, дошкольное образование Республики, образовательная Программа, программа.


Похожие статьи

Развитие дошкольного образования в Республике Узбекистан

дошкольное учреждение, Узбекистан, ребенок, дошкольное образование, учреждение, детский сад, приемная комиссия, народное образование, материально-техническая база, внешкольное образование.

Образовательная программа по иностранному языку для...

Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование вышло на качественно новый уровень.

Использование ИКТ технологий как средство обучения детей...

Учитывая интересы дошкольников, нами был разработан в 2016 году инновационный проект по теме «Использование ИКТ технологий как средство обучения детей дошкольного возраста хакасскому языку». Реализация проекта рассчитана на 2 года.

Квест как инновационная форма обучения английскому языку...

Программа обучения дошкольников английскому языку.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, ребенок, иностранный язык, задание, квест, дошкольный возраст

Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования.

Проблема билингвизма в дошкольном образовании

ребенок, дошкольное образование, язык, логопедическая работа, образовательный процесс, педагог, русский язык, установление контакта.

Правовое воспитание детей как инновационная форма...

Задача работников дошкольных образовательных учреждений — донести до сознания детей в доступной форме "Конвенцию о правах ребенка". Невольно возникает вопрос «Как это сделать?»

Обучение детей раннего возраста английскому языку

английский язык, иностранный язык, ребенок, игра, язык, раннее обучение, ранний возраст, звук, дошкольный возраст, мелкая моторика.

Речевое развитие детей-билингвов в условиях образовательного...

язык, дошкольное образование, человеческий мозг, ребенок, Канада, билингвизм, обучение.

Похожие статьи

Развитие дошкольного образования в Республике Узбекистан

дошкольное учреждение, Узбекистан, ребенок, дошкольное образование, учреждение, детский сад, приемная комиссия, народное образование, материально-техническая база, внешкольное образование.

Образовательная программа по иностранному языку для...

Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование вышло на качественно новый уровень.

Использование ИКТ технологий как средство обучения детей...

Учитывая интересы дошкольников, нами был разработан в 2016 году инновационный проект по теме «Использование ИКТ технологий как средство обучения детей дошкольного возраста хакасскому языку». Реализация проекта рассчитана на 2 года.

Квест как инновационная форма обучения английскому языку...

Программа обучения дошкольников английскому языку.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, ребенок, иностранный язык, задание, квест, дошкольный возраст

Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования.

Проблема билингвизма в дошкольном образовании

ребенок, дошкольное образование, язык, логопедическая работа, образовательный процесс, педагог, русский язык, установление контакта.

Правовое воспитание детей как инновационная форма...

Задача работников дошкольных образовательных учреждений — донести до сознания детей в доступной форме "Конвенцию о правах ребенка". Невольно возникает вопрос «Как это сделать?»

Обучение детей раннего возраста английскому языку

английский язык, иностранный язык, ребенок, игра, язык, раннее обучение, ранний возраст, звук, дошкольный возраст, мелкая моторика.

Речевое развитие детей-билингвов в условиях образовательного...

язык, дошкольное образование, человеческий мозг, ребенок, Канада, билингвизм, обучение.

Задать вопрос