Библиографическое описание:

Артыкбаева С. Ж., Марасулова Н. А., Жанибек к. Ж. Роль семьи в формировании социальной защищенности детей (аналитический обзор литературы) [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 63-67. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11738/ (дата обращения: 16.12.2017).



В данной статье рассмотрены вопросы о воспитании детей, роль семьи и социальная защита детей и становления его личности.

Ключевые слова: семья, социальная защита детей, воспитание, любовь

This article examines the question of raising children, the role of the family and social protection of children and the formation of his personality.

Key words: family, child, education, love

Семья играет огромную роль в воспитании детей и развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере понимания, и любви имеют меньше проблем, общением со сверстниками, трудностей с обучением в школе, со здоровьем, или наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем [3,4, 6,12].

Именно родители ответственны за формирование характера ребенка и его жизненных установок. Рождаясь, ребенок видит перед собой родителей. Их пример определяет его поведение не только впервые годы жизни, но всю последующую жизнь. Однако семья может выступать не только положительным, но и отрицательным фактором воспитания. Главное в воспитании ребенка достижение душевного равновесия. Родители не должны пускать процесс воспитания на самотек, ссылаясь на детский сад, школу и «нынешнее поколение». Благодаря семье ребенок учится вести себя в различных ситуациях. А наличие проблем в семье может сформировать у ребенка неправильное представление о способах разрешения конфликтов.

В связи с экономическими кризисами, увеличением числа разводов, ухудшением качества образования, социально-экономическое положение семьи, постоянными стрессами цивилизации истощает людей, эмоционально и духовно, поэтому им все труднее воспитывать детей. Именно дети, которые наиболее уязвимы и больше всего нуждаются в любви, тяжелее всего страдают в современном мире. Особенно важная роль отводится семье в воспитании ребенка с отклонениями. Родителям следует уделять внимание не только методам и способам лечения ребенка, но и развитию его духовного мира, становлению ребенка как личности.

Целью данной статью является проследить типы взаимоотношений детей и родителей, способы решения конфликтных ситуаций, возможности становления гармонично-развитой личности.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью, какая семья, такой и выросший в ней человек.

Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи — мощное государство. Это аксиома, от которой ни на йоту не отступают в цивилизованных странах.

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности: в сфере семейных отношений; в сфере образования; в среде обитания ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе Кыргызской Республике: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня в штате большинства школ. Однако проблемы, с которыми сталкиваются эти специалисты, требуют особого внимания. Во-первых, надо проводить различие между образованием и воспитанием (это процессы очень тесно связанные, но все, же не тождественные), каждый из них имеет свою отличающуюся от другой цель и свой комплекс задач. Во-вторых, статус этих профессиональных работников в системе образования является скорее низким. Никогда не забывайте о том, что вы должны сделать свой дом светлым и счастливым для себя и своих детей. Нужно учиться отличать добро от зла.

Беда может постичь любого. Пусть же терпение, дух благодарности и любовь ярко светят в сердце вопреки тому, что день может быть весьма мрачен.

В доме будет светло, если он станет местом, где всегда звучат слова поощрения и совершаются добрые дела, где вежливость и любовь живут постоянно.

В советский период процесс воспитания обеспечивался педагогическим коллективом при самой большой поддержке детских общественных организаций [6,8,10,11,12]. Сегодня эти организации либо разрушены совершенно, либо сведены нет. Учителя-предметники зачастую считают себя свободными от воспитательных функций. Классные руководители имеют слишком много обязанностей, в то время как ученики из педагогически запущенных и проблемных семей нуждаются в серьезном повышенном внимании. Любой специалист, который начинает деятельность в этой сфере, должен обладать специальными профессиональными знаниями соответствующего профиля, иметь не только обязанности, но и права, возможности воздействовать на ситуацию, должен работать в тесной связи с другими субъектами социальной работы (органами социальной защиты, центрами и консультационными пунктами, административными и общественными организациями и др.).

Сегодня общество как никогда нуждается в такой благоприятной среде. Формирование такой среды является одной из важнейших задач социальной работы.

При внимании к детским проблемам социализация школьников проходит в более благоприятных условиях, развивается средовая основа социальной защиты детства в тесной связи с семьями.

Таким образом, роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности [1,2]. Выступая активной воспитывающей силой, семья одновременно является объектом педагогического воздействия детского сада. При ее систематической помощи, направленной на повышение уровня педагогической грамотности и культуры родителей, на совершенствование всех средств, методов и приемов воздействия на личность, семья может стать действенным институтом воспитания и социализации ребенка [3,4,5,6].

Заключение: Таким образом, семья должна стать частичкой неба на земле, местом, где любовь не подавляется грубостью, но, наоборот, лелеется. Наше счастье зависит от того, насколько мы будем проявлять любовь, сочувствие. Защита детства рассматривается как важнейший фактор экономического, культурного и социального развития общества. Современные родители понимают, что необходимо не только защищать и оберегать ребёнка, но и подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями.

Литература:

  1. Бочкарёва О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. Волгоград: ИТД «Корифей». 112 с.
  2. Гайсина Г. И. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности // Учитель Башкортостана. 2010. № 6. С. 110–113.
  3. Положение о Департаменте по защите детей № 141–0 от 15 мая 2007 года.
  4. Положение детей в Кыргызстане: реальность и перспективы. — Б., 2005. — 66с.
  5. Андреева Г. М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в младшем школьном возрасте // Вестник МГУ. — 1997. — № 4. — С.50–52.
  6. Арон Р. История социологии в Западной Европе и США. — М.: Издательская группа «Прогресс — Универс», 1993. — 550 с.
  7. Бабенко А. Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей // Государство и право. — 2005. — № 2. — С. 104–106
  8. Баркер Р. Практика социальной работы / Сокр.пер. с англ. — М.: Ин–т соц. работы, 1994. — 658 с.
  9. Дядюнова И. А. К вопросу о социализации детей // Начальная школа. — 2007. — № 10. — С.89–92.
  10. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ.сред. и высш.пед.учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.
  11. Селезнева Е. В. Главная педагогия — родительский дом // Семья и школа. — 1989. — № 7. — С.63.
  12. Макаренко. А. С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания: Учебное пособие. — М.: Знание, 1984. — 400 с.
Основные термины (генерируются автоматически): роль семьи, воспитании детей, защита детей, социальная защита детей, воспитании ребенка, социальной защиты, социальной работы, жизни ребенка, воспитании ребенка достижение, социальной защищенности детей, процесс воспитания, ребенка неправильное представление, формирование характера ребенка, способам лечения ребенка, период жизни ребенка, социальной защиты детей, среде обитания ребенка, уровень жизни ребенка, развитие ребенка, обеспечение потребностей ребенка.

Ключевые слова

любовь, семья, воспитание, социальная защита детей

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос