Автор: Мурзаев Маматали Султанович

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 15.06.2016

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Мурзаев М. С. Некоторые проблемы социализации подрастающего поколения в Кыргызстане // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 747-750.



Встатье рассматриваются социализация, специфические особенности традиции социализации у разных этносов, проблемы этнополитической социализации молодежи в Кыргызстанеи проблемы их исследования, а также проблемы использования традиции социализации в этнокультурном воспитание подрастающего поколения в современных условиях.

Ключевые слова: глобализация, социализация; этнокультурное воспитание подрастающего поколения; традиции социализации кыргызов; толерентность, этнокультура, этническое сознание, межэтнический конфликт.

В силу кочевого образа жизни кыргызское общество не имело централизованной власти и других атрибутов единого государства. Кочевое скотоводство было основной отраслью хозяйственной деятельности, кочевой образ жизни обусловливал и родоплеменную разобщенность кыргызов на столь обширных территориях нынешнего Кыргызстана. В феодальном обществе в основном кыргызы жили в мононациональной среде.

В результате колонизации кыргызских земель Российской империей изменилось этническое лицо края. Оно стало многонациональным: кыргызы, русские, украинцы, белорусы, немцы, донские и волжские казаки, татары, башкиры, уйгуры, дунгане и др., которые в процессе совместной жизни внесли в кыргызскую общественную жизнь материальные, культурные и духовные ценности своего народа, чем обогатили культуру кыргызов.

«Такое социальное разнообразие населения Кыргызстана во второй половине XIX — начале ХХ вв. определило этническое, социально-групповое, культурное различие и обусловило их неизбежное, в настоящем и будущем, взаимовлияние, взаимопроникновение, создав историческую основу для формирования нового многонационального общества» [1.141].

Исторически на этнический состав современного кыргызского государства повлияли как естественные, так и искусственно созданные политические и экономические процессы расселения наций и этносов. При относительном обобщении и упрощении их можно условно подразделить на несколько видов: 1) «поиск лучшей доли»; 2) освоение новых земель; 3) вынужденное переселение; 4) принудительное переселение; 5) естественная приграничная полиэтничность [2].

На территории современного Кыргызстана, где проживают представители порядка 80 этносов, титульным является кыргызский, все остальные — являются этническим меньшинством. «…Национальное (этническое) меньшинство — отдельная этническая общность, проживающая на территории инонационального государства и сохраняющая свою этническую самобытность и традиционные специфические черты культуры, осознающая свои отличия и причисляющая себя к самостоятельной этнической группе.

К этническим меньшинствам относятся группы населения, которые численно меньше, чем этническое большинство (титульная нация) в государстве; находятся в недоминирующем положении; обладают этнокультурной спецификой и желанием её сохранить» [3.113–114].

На Юге Кыргызстана испокон веков проживают представители кыргызских, узбекских и таджикских национальностей и живут они в приграничных селах с республиками Узбекистана и Таджикистана.

Формирование этнических черт человека непосредственно зависит от степени освоения им культуры своего этноса, в котором главными для него вступаютценности и нормы жизни, деятельности и поведения.

Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека.

Испокон веков наши предки в социализации детей использовали такие средство и особое внимание уделяли таким факторам как окружающая природа, игра, слово, труд, традиция, общение, искусство, религия, пример и другие. А также широкое использование народных песен, сказок, пословиц, поговорок, загадок и других средств народной педагогики, а также уход за младшими членами семьи, забота о старших создавало атмосферу постоянного присутствия в воспитуемого народных традиций, что помогало детям в определении своего места в семье в частности, в целом социализироваться в своем обществе как представителя своего этноса.

В сегодняшний день в традиции социализации кыргызов многое сохранено из кочевого образа жизни. Хотя оно испытывал множественной влиянии с историческими изменениями жизни кыргызов, таких как, оседлая образ жизни, коллективизации, кулачество и репрессия в советское время, рыночное отношения в условиях независимости.

Кочевой образ жизни сформировал у кыргызов толерантности, кочевник только живя в дружественном соседстве с другими этносами мог жить спокойно, поэтому кыргызы имели привычку быт к новым соседям терпеливым.

Крутое изменения общественного и государственного устройства после приобретения суверенности государств республик Центральной Азии 90-е годы ХХ века, не привело крутому изменению стереотипов массового сознания масс, особенно у представителей этнических меньшинств, проживающих на юге Кыргызстана. По этой причине у представителей национальных меньшинств очень сильно растет комплекс социальных обид, которое принимает форму национальных обид, чувства притеснения со стороны других. Поэтому введение изучения киргизского язык в школах с узбекскими и таджикскими языками воспринимается как ущемление их национальной принадлежности.

Особенно представители этнических меньшинств свою недовольство выражает активностью религиозной деятельности и пассивностью в участие при выборах в айыл окмоту, областного Совета и при выборах в Жогорку Кенеш и пр. общественных процессах. Этому свидетельствует прошедшие выборы (президентские, в депутаты регионального значения и в Жогорку Кенеш) в Кыргызстане, где самые низкие показатели по участие населения на выборах бывает г. Ош и Баткенская область, где проживает большое численность представителей национальных меньшинств. Хотя в республике национальные центры ассамблея народов Кыргызстана проводят определенную работу по защите этнокультурных интересов, формирование ценностных ориентации и этнической идентичности, а также национальная политика Кыргызской республики учитывают интересы этнических меньшинств, которые отражены в государственных документах (в конституции, в постановлениях правительства, в решениях Ассамблей народов Кыргызстана), все равно представители национальных меньшинств остается недоволными своими положением в республике. Мы считаем, что такая не адекватная реакция представителей этнических меньшинств на этнонациональную политику Кыргызстана связано с неправильной пониманием историю развития своего этноса, нации и положение дел по национальному вопросу, а также мифами существующей среди населения. Еще можно сказать такой факт, что в советское время в кыргызской земле привилегию имели наравне с русскими, узбеки и таджики, а кыргызов притесняли по всюду, это порождало иллюзию у узбеков и таджиков, что они является хозяевами в кыргызской земле. Можно сказать, что межэтнические конфликты (1990 года и июнь 2010 года) имевшее место между кыргызами и узбеками на юге Кыргызстана и унесший много жизней безвинных людей является результатом длительной неправильной национальной политикой СССР на местах. Поэтому необходимо проведения просветительских работ среди таджиков и узбеков по изменению ценностных ориентации, изменении стереотипов в их массовом сознании, по формированию общегражданской идентичности у представителей этнических меньшинств Кыргызстана.

Одним из мер такого характера, мы считаем систематическое проведения планированных на государственном уровне просветительских работ среди населения, так как горький опыт межэтнического конфликта между кыргызами и узбеками 1990 года и июнь 2010 года показал, что традиционные способы влияния аксакалов на общественность не сработала, что роль аксакалов (этот факт особо подчеркнуто в исследованиях А.Тишкова и Т.Разыкова) упал до нулевого уровня во время конфликта. Поэтому этнонациональную политику Кыргызстана надо проводит научно обоснованными методами и способами.

Одной из целью работы по этническому развитию этнических меньшинств должна являться работа по предупреждении распространения идей религиозного экстремизма и межэтнического конфликта среди населения этнических меньшинств. Т. е., необходимо вести информационную войну против религиозного экстремизма и межэтнического насилия. Такая работа будет направлена на формирование этнической толерантности, которое является основным фактором в предупреждении межэтнических конфликтов и в противодействии насилие среди населения. В формирование этнической толерантности необходимо использовать национальные традиции общественного отношения таджиков, узбеков и кыргызов. Решающую роль в обеспечении межэтнического согласия и предупреждения межэтнических конфликтов должны сыграть представители гражданского общества и прежде всего лидеры махали, авторитетные аксакалы. Совместно с узбекскими и таджикскими культурными центрами, аксакалами кыргызской, узбекской и таджикский махали необходимо создать общественные Советы по профилактике и противодействий этнического экстремизма в регионе Баткенской области, где большинство сел является приграничными с Узбекистаном и Таджикистаном. По нашему мнению гражданское общество могут выступать регуляторами межэтнических отношений на Юга Западном регионе Кыргызстана.

Работа по выявлении лиц ориентированных антиобщественного поведения, распространителей экстремистских листовок которое силовые органы часто стали находит в городе Кызыл-Кие, Ош, Узген и др. направленный на вызывание религиозному экстремизму и на разжигание межэтнический конфликт, неверную информацию о других нациях и государственных строях, о границах соседних республик, Совет аксакалов должен проводит работу с молодыми лицами религиозного толка предупреждать распространение идей сторонниками Хизбут Тахрира и других религиозных экстремистских течений, такие как ИГИЛ и др.

Жизненные факты говорят о том, что многие задержанные лица по обвинению распространение листовок религиозного толка, является членами Хизбут Тахрира, как горько признавать задержанные в большинстве случаев является лицами принадлежащие к другим национальностям, поэтому есть необходимости проводит работу в этнических группах узбеков и таджиков с целью предупреждении распространению идей религиозного экстремизма и межэтнического конфликта среди таджикской и узбекской населении.

Создание такого общественного Совета аксакалов трех национальностей, способствуют формированию установок и стереотипов толерантного сознания у населении, особенно у молодежи.

Механизмом участие Совета аксакалов кыргызов, узбеков и таджиков в управленческих решений махалли будет повышать традиционный роль аксакалов наших народов среди населения.

Главное в достижении мира и благополучия, предупреждения межэтнических конфликтов на юге Кыргызстана, является опираясь на традицию социализации своего народа, каждый народ в своем подрастающем поколение сформировал толерантное отношение друг к другу, социальную установку жить как жили их предки; в дружбе, взаимовыручке и взаимопомощи.

Выводы

  1. Изменение этнического состава республики, развитие производительных сил, изменение социально-политической обстановки, устойчивые этнокультурные связи оказали существенное влияние на своеобразную социализацию кыргызского народа, а также на динамику общественного развития.
  2. Современное развитие кыргызского общество требуют проведения этнонациональную политику республике соответственно требованиям времени и с учетом имеющихся проблем в этой отрасли.
  3. В многонациональной среде традиции социализации народа является основным средством в формировании толерантного отношения друг к другу у подрастающего поколения, а также в возобновлении традиции межэтнических отношении предков.

Литература:

  1. Кыргызстан: энциклопедия. — Б., 2001. — С. 141.
  2. Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. — М., 2000. С.234.
  3. Национальные отношения. — М., 1997. — С. 113–114.
  4. Андреева Г. М. Социальная психология — М.:Изд. МГУ, 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): этнических меньшинств, традиции социализации, представителей этнических меньшинств, юге Кыргызстана, этнонациональную политику Кыргызстана, традиции социализации кыргызов, этнических меньшинств Кыргызстана, народов Кыргызстана, представителей национальных меньшинств, межэтнического конфликта, религиозного экстремизма, разнообразие населения Кыргызстана, межэтнических конфликтов, идей религиозного экстремизма, территориях нынешнего Кыргызстана, предупреждения межэтнических конфликтов, Кыргызстана испокон веков, политику Кыргызстана связано, территории современного Кыргызстана, ассамблея народов Кыргызстана.

Ключевые слова

глобализация, этнокультура, социализация; этнокультурное воспитание подрастающего поколения; традиции социализации кыргызов; толерентность, этническое сознание, межэтнический конфликт.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос