Интеграция в мировое образовательное пространство требует внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий, позволяющих повысить качество учебных достижений, но и система оценки знаний должна отвечать современным требованиям.
Ключевые слова: рейтинговая система оценки знаний; рейтинговые баллы.
Обучение в медицинском Вузе не должно происходить как передача определенных знаний от преподавателя к студенту, студенту нужно стремиться к самостоятельному поиску нужной информации. В системе европейского образования используется организация образовательного процесса, при которой студент сам формирует последовательность изучения дисциплин и имеет возможность выбора преподавателя [1, c. 15]. Для каждого студента выстраивается индивидуальная концепция обучения. Такое обучение предполагает кредитную систему оценки знаний [5, c. 110]. Внедрение этой системы является одним из требований вхождения России в мировое образовательное пространство. Кредит — условная, относительная единица для оценки и признания достижения студентом четко сформулированных целей и результатов обучения на определенном уровне [2, c. 64]. При такой системе измерения трудоемкости под каждой кредитной единицей должны пониматься не просто физические часы, а действительно полученные знания. Поэтому оценка качества должна основываться не только на длительности и содержании обучения, но и на тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели студенты, и способности применить их в конкретной ситуации.
Интеграция в мировое образовательное пространство требует внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий, позволяющих повысить качество учебных достижений, но и система оценки знаний должна отвечать современным требованиям [4, c. 74]. Так необходимо внедрять рейтинговую систему оценивания знаний студентов, позволяющая перейти к накопительному статусу баллов. Необходимым условием рейтинговой системы является ее многобалльность [3, c. 21]. Оценка производится как по отдельной дисциплине, модулю, так и в целом по семестрам, курсам и за весь период обучения.
На кафедре госпитальной стоматологии ВГМА им.Н. Н. Бурденко определен единый подход к оценке знаний студентов на всех этапах контроля. Рейтинговая система основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности студента, предусмотренных учебным планом и включающих:
- теоретические знания (решение профессиональных задач, собеседование, тестовый контроль);
- практические умения (объем определен стандартами по специальности)
- Принята схема перевода оценок пятибалльной шкалы в рейтинговые баллы таблица 1.
Таблица 1
Схема перевода пятибалльной шкалы в рейтинговые баллы
Пятибалльная шкала |
Рейтинговые баллы |
5 |
10 |
5- |
9 |
4 |
8 |
4- |
7 |
3 |
6 |
3- |
5 |
На практике 10-ти балльная система не слишком отличается от традиционной, пятибалльной системы с применением «минусов». Она становится более дифференцированной, необходимо описать соответствие каждого балла уровню выполнения заданий. Конкретное наполнение шкалы баллов определятся требованиями федеральных образовательных стандартов.
На уровне кафедры в рамках дисциплины (или модуля) определена система смысловых блоков и формы контроля, сроки проведения контрольных мероприятий, число баллов, в которое оценивается освоение материала данного блока. В тематических планах обозначены рейтинговые занятия, определения рейтинга происходит с учетом веса оценки, пример представлен в таблице 2.
Таблица 2
Определение веса оценки
Критерий |
Вес оценки |
Профессиональная задача |
0,4 |
Тесты |
0,3 |
Практические умения |
0,3 |
Максимальный рейтинг по дисциплине составляет 100 баллов, из которых максимум 60 баллов отводится на оценку текущей успеваемости в семестре, а 40 — на итоговый контроль по дисциплине (табл. 3). Минимальное количество баллов, которое студент должен набрать в семестре — 40, на экзамене — 20.
Таблица 3
Определение текущего рейтинга студента
|
Макс. оценка |
В рейтинг. баллах |
Получена оценка |
В рейтинг. баллах |
% дости-жения цели |
Вес оценки |
Расчет рейтинга |
Проф. задача |
5 |
10 |
4 |
8 |
80 |
0,4 |
(80*0,4)+(80*0,3)+(60*0,3)=74 балла |
Тесты |
5 |
10 |
4 |
8 |
80 |
0,3 | |
Практич. умения |
5 |
10 |
3 |
6 |
60 |
0,3 |
Поскольку в некоторых итоговых документах требуется проставлять оценку по четырех-балльной системе, принята следующая шкала соответствия оценок в баллах и традиционных оценок:
до 61 балла — неудовлетворительно;
61–75 баллов — удовлетворительно;
76–89 баллов — хорошо;
90–100 баллов — отлично.
По итогам семестра по всем дисциплинам (модулям) выводится общий рейтинг, который складывается из: среднего балла по всем предметным рейтингам; баллов, полученных за участие в научно-практической деятельности Вуза; баллов, полученных за участие в культурной жизни Вуза и т. д.
Внедрение рейтинговой системы оценки знаний позволяет:
1. Студентам медицинского ВУЗа организовать систематическую, работу по усвоению учебного материала; оценивать состояние своей работы по изучению дисциплины; в течение семестра вносить коррективы в организацию текущей самостоятельной работы; получать объективные показатели своих знаний по отдельным модулям учебной дисциплины и прогнозировать итоговую оценку.
2. Преподавателям рационально планировать учебный процесс; всесторонне и объективно оценивать усвоение студентом изучаемого материала; своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля.
3. Деканатам улучшить контроль хода учебного процесса; оценить работу каждого студента и учебных групп по результатам текущего рейтингового контроля и оперативно вносить коррективы в организацию учебного процесса; более рационально решать вопросы материального поощрения студентов (стипендии, надбавки и др.).
Таким образом, рейтинговая система оценки знаний студентов предназначена для повышения качества образовательного процесса, стимулирования индивидуальной самостоятельной работы студентов, развития принципов конкурентности, объективизации оценки уровня подготовки будущих врачей и предусматривает оптимизацию содержания организационных форм обучения в соответствии с возможностями студентов.
Литература:
1. Аванесов B. C. Научные проблемы тестового контроля знаний. — М: Высшая школа,, 1994. — 135 с.
2. Алферова Е. А., Сущенко А. В., Плотникова И. Е. Роль воспитательного процесса в формировании поликультурной личности студента медицинского ВУЗа // Сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» — 2014 — № 4 (39), часть 1 — С. 64–68
3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Педагогика, 1995. 134 с.
4. Вусатая Е. В., Кочкина Н. Л., Сущенко А. В. Роль педагогической риторики в повышении качества учебного процесса в медицинском ВУЗЕ // Сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» — 2014 — № 4 (39), часть 1 — С. 74–78
5. Красникова О. П., Кочкина Н. Л., Сущенко А. В., Красников П. И. Роль эстетического воспитания студента медицинского ВУЗа в становлении будущего специалиста-врача // Сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» — 2014 — № 4 (39), часть 1 — С. 110–116