Современный педагогический процесс довольно бурно развивается,и происходит непрерывное совершенствование системы обучения. Наиболее распространенная сегодня предметная система обучения проходит значительную модернизацию, направленную на интеграцию предметов в новое качество.
Ключевые слова: воспитательный процесс, компетентностный подход, принятие решений.
Воспитательный процесс — это последовательный процесс воспитания личности и ее качеств, осуществляемый педагогом систематически.
Компетентностный подход — система требований к организации образовательного процесса учреждения образования, которая предполагает результаты образования в виде компетенций и способствует практико-ориентированному характеру подготовки обучающихся, усилению роли их самостоятельной работы по разрешению задач и ситуаций.
Принятие решений — это процесс идентификации альтернатив и выбора среди них, основанный на ценностях и предпочтениях принимающего решение.
В условиях модернизации современного российского образования и повышения требований к качеству профессиональных знаний будущих специалистов все более значимую роль приобретает поиск инновационных методов и приемов обучения и воспитания студентов. Учебно-познавательной деятельности студентов является одним из важнейших этапов учебного процесса.
Воспитательный процесс в педагогике — это организованный комплексный процесс, имеющий конкретное направление и обязательное взаимодействие преподавателя и студентов. Основной целью воспитательного процесса в педагогике является целенаправленное формирование личности, путем передачи накопленного опыта.
Главными целями проводимых реформ являются качество, доступность и эффективность образования [1, с. 15]. На сегодняшний день вопросы, касающиеся организации образовательного процесса, методов, форм и средств обучения, подготовки высококлассных специалистов, качества преподавания образовательных дисциплин, развития культурного потенциала учебных заведений — важнейшее направление образовательной основы России. В связи с этим широкое применение в отечественном образовании получают нетрадиционные для него формы обучения и контроля эффективности, знаменующие своим приходом критерии смены образовательной парадигмы [2, с. 12].
В соответствии с этим лидирующие позиции занимают такие приоритеты личности как владение информационными технологиями, социальная активность, свободная ориентация в социуме, толерантность к окружающим, высокая мобильность и способность к непрерывному повышению своего образования в течение всей жизни человека.
Компетентностный подход в системе образования России на сегодняшний день является общепризнанным. В то же время его теоретические модели и инструментальные средства реализации до сих пор остаются дискуссионными.
Сейчас компетентностный подход переходит из стадии самоопределения в стадию реализации. Массовое внедрение нового подхода ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий. Сегодня для успешного осуществления компетентностно-ориентированного образования необходимы конкретные научно-методические разработки.
Особое внимание в определении нового государственного образовательного стандарта уделяется компетенциям, как качественному синониму понятия профессионализма во всех его проявлениях и способности применения знаний, умений и личностных качеств для успешной деятельности в профессиональной области.
В связи с этим необходимость в переориентировании образовательной деятельности преподавателя, направленной на достижение качественно иного (определенного ФГОС) образовательного результата, освоения и применения подходов и технологий, обеспечивающих новый образовательный и воспитательный результат очень высока.
Анализрезультатов педагогической деятельности, который был проведен мною в период 2020–23 учебных годов применительно к дисциплине ОБЖ, показал, что существуют следующие критические моменты в образовательной и воспитательной деятельности:
– в основном образовательном процессе тематика чрезвычайных ситуаций преподаётся в виде лекционного материала;
– студенты не в полной мере овладевают теоретическими знаниями в области чрезвычайных ситуаций, не умеют грамотно оценивать опасности для жизни и здоровья, имеют слабую практическую натренированность действий в условиях различных чрезвычайных ситуаций;
– контроль изученного материала выявил, что только 50 % студентов успешно усваивают данный материал и только 40 % имеют практические навыки (попадали в критические ситуации, причем не всегда действовали грамотно)
– в процессе практических тренировок слабо проявляется взаимопомощь и поддержка в сложной ситуации тем, кто в ней нуждается.
Следует отметить, что в процессе обучениявозникают следующие противоречия:
– чем больше требований предъявляет образовательный стандарт, тем больше разрыв между сильными и слабыми учениками;
– образование должно быть дорогим, чтобы быть качественным, и должно быть дешевым, чтобы быть доступным;
– мы должны приучать размышлять и рассуждать, и в то же время мы демонстрируем свои отработанные мыслительные действия;
– мы ждем логики, рассуждений, доказательств, мы требуем полного ответа, но в то же время мы должны развивать способность к интуиции.
На основе проведенного анализа и описанных противоречий профессиональная проблемазаключается в следующем:
– подавляющее большинство студентов считает, что никогда не окажется в достаточно серьезной чрезвычайной ситуации (со мной это не случится);
– при чрезвычайной ситуации, в состоянии стресса очень сильно меняется поведение человека и его способность к разумному действию.
Современная концепция модернизации российского образования предполагает использование таких методов, как проблемный, исследовательский, проективный, контекстный и другие.
Для решения существующей профессиональной проблемы предлагаю внедрение в образовательный процесс обновленной дисциплины ОБЗР технологии направленной на создание необходимых условий для формирования практических компетенций студентов через создание единой системы деятельности педагога.
Моделируя на занятии конкретную ситуацию, я использую метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении решения конкретной задачи — ситуаций.
Понятие «ситуация» (от средневекового лат. situatio — положение) –сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение.
«Педагогическая ситуация — это факт, жизненная история, с которой учитель столкнулся в повседневной работе, и которая породила педагогические задачи, требующие решения» [4, С — 1]. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий студентов быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) — редко встречающиеся, сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе не разрешимые.
Такой подход на занятиях по дисциплине ОБЗР уже 2024 году позволяет мне в учебном плане:
– увеличить информационную емкость занятия, глубину подачи материала;
– более качественно изучать новый материал;
– освоить метод сбора информации;
– освоить метод анализа;
– соотносить теоретические и практические знания;
– формировать практические умения и навыки принятия решения;
– повысить мотивацию студентов к получению практических знаний.
В воспитательном процессе формировать такие качества, как:
– смелость;
– решительность;
– способность к взаимопомощи.
Как результат, мы получаем студентов более самостоятельных, уверенных, коммуникативных в приобретении практический умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания.
Отношенияврамках «преподаватель — студент» приобретают более гармоничный, доверительный, комфортный характер, общение становится не формальным.
Хочу отметить, что последовательность действий преподавателя состоит в подборе соответствующего реального материала. Студенты должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других студентов и преподавателя) на свои действия. Это очень сильный воспитательный элемент занятия.
«При этом нужно помнить, что возможны различные решения проблемы. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них» [5, С — 284]. Роль преподавателя состоит в том, чтобы направить действие в нужное русло, например, с помощью проблемных вопросов, проконтролировать время работы, побудить студентов отказаться от поверхностного мышления.
В рамках дисциплины ОБЗР разработан УМК с набором видеоматериала. На занятии используется следующая технологическая схема:
– формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над заданием;
– определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели;
– поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни;
– определение источников и методов сбора информации;
– выбор техник работы с представленным материалом;
– определение того раздела курса, которому посвящена ситуация, описывающая проблему;
– создание заданной модели.
Решение предложенной задачи на занятии не предполагают согласие или несогласие с тем, что было уже сделано в том или ином случае. Главное предложить свою версию, выслушать и учесть другие и совместными усилиями прийти к общему знаменателю. При этом следует иметь в виду, что наличие нескольких точек зрения или даже противоречия вовсе не означают того, что один прав, а другие нет. Разные люди по-разному смотрят и реагируют на одну и ту же ситуацию, в соответствии с различными личными восприятиями и оценочными суждениями. Эта разница и проявляется именно в процессе обсуждения, общей дискуссии. И понимания всего этого вполне достаточно для приобретения опыта. Ведь истинный профессионализм и заключается в уважительном отношении к мнениям других и способности отбросить собственные убеждения. Таким образом, многообразие точек зрения лишь оттачивает профессионализм.
Такой подход к дисциплине ОБЗР в настоящих условиях позволяет решать студентам сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить только аналитическим способом, развивает аналитические, коммуникативные и интуитивные способности. И как результат — вырабатывает умение принимать грамотные решения, воспитывает и формирует зрелую личность.
Литература:
- Абакумов И. В., Ермаков П. Н., Рудакова И. А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2016 — С.15
- Байденко В. И., Компетенция в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России, 2018 — С.12
- Коваленко С. А. Организация воспитательного процесса с использованием компетенции принятия решения на занятиях по ОБЖ в системе СПО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://noki53.ru/upload/iblock/e1f/e1fca4821a9b5931dc5a0519d5b7e4e8.pdf???history=13&pfid=1&sample=0&ref=0.
- Кондаков А. М. Особенности нового стандарта образования// Сайт Издательства «Просвещение». [Электронный ресурс]. Видеолекции и вебинары. URL: http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=28981.
- Тамбовкина Т. И. Педагогическая ситуация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://nsc.1september.ru.htm.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография /под редакцией проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. — Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008 — С.284–285.