Данная статья посвящена новым педагогическим технологиям оценки знаний. В статье уделяется особое внимание изучению и анализу литературных источников, которые являются одной из важнейших частей учебного процесса. Национальной программой по подготовке кадров объектами педагогического контроля определены результаты обучения, воспитания и развития учащихся.
Ключевые слова: рейтинговая система, педагогическая наука, подготовка кадров, объективный контроль, компетентность, социологический опрос.
Педагогическая наука и практика постоянно ищут пути средства, формы и методы повышения эффективности процесса обучения учащихся профессиональных учебных заведений. Известно, что в высшем учебном заведении будущий специалист приобретает в основном теоретические знания. Национальной программой по подготовке кадров предусматривается высокий уровень качества профессионального образования, соответствующего требованиям образовательного стандарта. образовательный стандарт в свою очередь определяет обязательный минимум содержания образования, обеспеченный объективным контролем качества его усвоения. Педагогический контроль является одной из важнейших составных частей учебного процесса. Он позволяет определять достижения и недостатки учебной работы учащихся являясь элементом обратной связи в системе преподаватель- учащийся на основе которой вносятся коррективы в работу преподавателя.
Изучение и анализ литературных источников показали, что традиционные формы аттестации были приспособлены главным образом к оценке информированности объема заученной информации. В конечном счете это привело к гипертрофии установок учащихся на запоминание. Другая сторона традиционной системы аттестации – это преобладание количественных оценок над качественными, содержательными и субъективность оценки знаний. При субъективной оценки успеваемости учащихся никто даже сам контролер не может точно сказать почему он оценил того или иного студента той или иной оценкой. Исследования психологов и педагогов вскрыли множество различных обстоятельств, влияющих на мнение экзаменатора от личных неприятностей до внешности экзаменуемого.
Применяемая пятибалльная система оценки отрицательно влияет как на студента, так и педагога. Для учащегося она становится стимулом инертного отношения к результатам обучения, а преподаватель при такой форме оценок просто снижает уровень своей профессиональной компетентности. Формальная бессодержательная обезличенная оценка не требует диагноза успехов и неудач студента. В лучшем случае проявляется признание видимости внешнего результата, который может быть достигнут далеко не педагогическими средствами. Опыт учебных заведений Узбекистана и других государств показывает, что наиболее дифференцированный и объективный подход к оценке качества обучения и других показателей учебного процесса достигается при использовании рейтинговой системы оценок. При переходе на новую технологию оценки знаний педагог не просто выставляет оценку, но и выходит на характеристику выполнений учащимся работы. Это помогает существенно обогатить методику аттестации, выйти на текстовые измерения, использовать компьютерную технику.
В педагогической практике рейтинг используется для оценки различных параметров педагогической деятельности. На основе рейтинга можно оценивать качества личности, отношение ученика к учебе, к труду, уровень усвоения заданий, умений и навыков. Для определения рейтинга заданного контролируемого объекта необходимо:
—выделить его показатели
—установить шкалу оценок в баллах
—определить сумму оценок, которая будет составлять рейтинг контролируемого объекта. Шкала баллов для объекта будет составлять рейтинг контролируемого балла.
- отрицательное
- равнодушное
- заинтересованное
- активное
- творческое
Национальной программой по подготовке кадров объектами педагогического контроля определены результаты обучения, воспитания, и развития студентов. Содержание контроля каждого объекта определяется соответствующим типом контроля. Для определения результатов обучения студентов разрабатывается рейтинговая система оценки знаний. Для рассмотрения содержания и методики использования рейтинговой системы оценки знаний необходимо дать определение самих понятий рейтинга и рейтинговой системы. Так, рейтинг применяется при анализе результатов научных исследований, социологических опросах, оценке деятельности образовательных и других видов учреждений. Понятие «рейтинг» используется для отражения результатов успеваемости на промежуточном или заключительном этапе.
Методика учета показателей по рейтинговой системе исключает этот недостаток, так как результат обучения определяется путем сложения отметок, полученных при прохождении всех установленных форм контроля. Шкала оценок рейтинговой системы определяется, исходя из методики распределения максимального балла между формами контроля.
Рейтинговая система оценки знаний определяет качественно новый подход не только к процедуре педагогического контроля, но и к содержанию всего учебного процесса.
Использование рейтинга при комплексной оценки всех показателей учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях повысит его эффективность и обеспечит высокий уровень качества обучения воспитания и развития студентов.
Литература:
- Маслоу А. Мотивация и личность, курс практической психологии.
- Джумабаева Ф. А. Повышение качества обучения и объективности оценки знаний студентов на основе инвариантных тестов.
- Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. 1994г