Автор: Бариева Аэлина Асхатовна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 05.03.2015

Статья просмотрена: 1161 раз

Библиографическое описание:

Бариева А. А. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 228-230.

Одной из целей современного образовательного пространства является его информатизация. Главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс — повышение его качества и эффективности. Информатизации в значительности степени можно реализовать за счет внедрения в учебный процесс информационных технологий. В условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация.

Наряду с традиционными — материальными и энергетическими ресурсами — современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности.

Уровень информатизации, кроме того, становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Автоматизация на основе применения компьютеров и вычислительных сетей проникает сегодня во все сферы жизни современного общества, связанные с использованием и переработкой информации, начиная с производственной сфере, где уже появились автоматизированные системы проектирования, управления производством, технологическими процессами и др.

В условиях быстрого старения предметного содержания дисциплин в связи с новыми открытиями науки и техники особое значение приобретает подготовка выпускников школы в области использования новых способов поиска знаний и методов доступа к банкам данных, содержащих актуальную научную и учебную информацию.

Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем и реализуемых в них образовательных процессов.

Цели внедрения и использования информационных технологий в образовании связываются с созданием новых (ранее отсутствовавших) возможностей в образовательных системах для всех ее участников (тех, кто получает образование; тех, кто обучает и воспитывает; тех, кто организует и управляет образованием) и их взаимодействия.

В большинстве случаев, благодаря внедрению информационных технологий, такие новые возможности определяются как

-                   сокращение времени на поиск и доступ к необходимой учебной и научной информации преподавателями и студентами;

-                   ускорение обновления содержания образования за счет сокращения времени преподавателей на разработку новой учебной и методической литературы;

-                   высвобождение дополнительного времени у студентов для индивидуальной самостоятельной работы, а у преподавателей на совершенствовании и развитие образовательного процесса;

-                   ускорение в достижении обучаемыми установленных требований (норм, стандартов) к качеству образования и др.

Актуальность использования информационных технологий в образовании определяется следующими причинами:

Лабиринт

-                   исключительно широкими возможностями информационных технологий по индивидуализации образования;

-                   повышением мотивации обучающихся при использовании информационных технологий и усилением эмоционального фона образования;

-                   предоставлением широкого поля для активной самостоятельной деятельности обучающихся;

-                   обеспечением широкой зоны контактов; в потенциале возможность общения через Интернет с любым человеком, независимо от его пространственного расположения и разности временных поясов;

-                   высокой наглядностью представления учебного материала, демонстрации быстротекущих и очень медленных процессов (возможность трансформации времени), объёмных или наоборот микроскопических объектов (возможность трансформации пространства); высокая наглядность обеспечивает возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых процессов и явлений;

-                   всё возрастающими интерактивными возможностями информационных технологий;

-                   доступностью информационных технологий в любое удобное обучающемуся время;

-                   многократным ускорением и сокращением массы рутинных операций (например, таких, как производство объёмных вычислений, построение графиков, моделирование явлений, документирование результатов обучения и исследований и др.);

-                   лёгкостью и привычностью организации игровых форм обучения.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс влияет на качество образования. Во-первых, сам процесс их внедрения прошел несколько этапов: от полного отвержения и скептицизма по отношению к нововведенным компьютерным технологиям, до профессионального освоения. Сегодня 90 % профессорско-педагогического состава использует компьютер в своей работе, владеет навыками на уровне «Пользователя ПК» — 100 %, из них — 15 % владеют углубленными навыками «Администрирование ПК». Во-вторых, наполнение образовательного пространства происходит в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Новые информационные технологии в образовании должны быть проработаны с ориентацией на конкретное применение. Часть технологий может поддерживать учебный процесс (лекционные и практические занятия), другие технологии способны эффективно поддержать разработку новых учебников и учебных пособий. Информационные технологии помогут также эффективно организовать проведение экспериментально-исследовательских работ в ВУЗе.

Использование информационных технологий на занятиях в ВУЗе стало обычным делом для всех преподавателей. Представление лекции с компьютерной презентацией, ответы студентов на семинаре, сопровождаемые презентацией, студенческая газета, применение специального программного обеспечения на занятиях, дает нам видимый эффект повышения заинтересованности студентов в учебном процессе и, как следствие — повышение качества образования.

В настоящее время, в высших учебных заведениях получили широкое применение:

Лабиринт

1)      компьютерные программы и обучающие системы — электронные учебные пособия, тестовые контроли знаний;

2)      мультимедиатехнологии, построенные с применением видеотехники, CD-ROM, ПЭВМ;

3)      интеллектуальные обучающие экспертные системы, которые специализируются по конкретным областям применения и имеют практическое значение как в процессе обучения, так и в учебных исследованиях;

4)      телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции, система SKYPE и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети;

5)      электронные библиотеки, позволяющие реализовать доступ обучающихся, к мировым информационным ресурсам.

Таким образом, начинает формироваться новая перспективная предметная область — «Информационные технологии в образовании». К этой области относится проблематика интеллектуальных обучающих систем, открытого образования, дистанционного обучения, информационных образовательных сред.

Эта область тесно соприкасается, с одной стороны, с педагогическими и психологическими проблемами; с другой стороны, с результатами, достигнутыми в таких научно-технических направлениях, как телекоммуникационные технологии и сети; компьютерные системы обработки, визуализации информации и взаимодействия с человеком; искусственный интеллект; автоматизированные системы моделирования сложных процессов; автоматизированные системы принятия решений, структурного синтеза и многие другие.

 

Литература:

 

1.                  Андресен, Бент. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб. курс: [пер. с англ] / Бент. Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. — 2 — е изд.; испр. и доп. — М.: Дрофа, 2007. — 221 с.

2.                  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации педагог. кадров / Под ред. Е. С. Полат. — 2 — е изд.; стер. — М.: Академия, 2005. — 272 с.

3.                  Галлямова, С. Е. Обучение построению информационных моделей средствами компьютерных технологий / С. Е. Галлямова // Информатика и образование. — 2008. — № 9. — С. 31–36.

Основные термины (генерируются автоматически): информационных технологий, информационных технологий в образовании, образовательный процесс, образовательный процесс активных, процесс информационных технологий, Внедрение информационных технологий, достижения положительной динамики, внедрения информационных технологий, Внедрение современных информационных, целях достижения положительной, автоматизированные системы, форм проведения занятий, интерактивных форм проведения, технологии в образовании, внедрению информационных технологий, и использования информационных технологий, Использование информационных технологий, Информационные технологии, образовательного пространства, информационные технологии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос