Управление качеством образовательного процесса в общеобразовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 19.02.2017

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Течиева В. З., Зарабекова М. Н. Управление качеством образовательного процесса в общеобразовательной организации // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 491-493. — URL https://moluch.ru/archive/141/39761/ (дата обращения: 25.05.2018).



На сегодняшний день концепция качества образования только складывается: определяются подходы, разрабатываются его критерии и показатели, исследуются различные аспекты качества.

Термин «образование», в педагогике трактуется очень обширно и неопределенно. В него вкладывают ценностные, процессуальные, результативные, системные аспекты функционирования социальных институтов общества, дополняя его различным содержанием. Образование рассматривается и на различных уровнях его организации — личностном, институциональном, региональном, государственном.

В законе РФ «Об образовании» следует заметит, что образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в заинтересованностях человека, общества, государства» [5]

По мнению Шамовой Т. И. из всех процессов, проходящих в школе, образовательный является ведущим, так как он несет в себе три функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

Под процессом мы понимаем смену состояний. Образовательный процесс — специально сформированное, целенаправленное взаимодействие между педагогами и воспитанниками, для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач. В итоге чтоб их реализовать происходит изменения в знаниях, умениях, воспитанности и развитости обучающегося. Модифицируется в этом процессе и педагог, ставя новые задачи для себя на основе рефлексии проведенной деятельности педагога. В связи с этим образовательный процесс стоит анализировать как новую смену состояний системы, деятельности участников этом процесса. На каждом из уровней меняются роль и место его участников. [4]

П. Ф. Каптерев суть образовательного процесса уразумевал как «развитие» и улучшение личности «сущность образовательного процесса содержится в саморазвитии, возникающем с начала момента бытия». Он выделял две стороны образовательного процесса: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона — сущность образовательного процесса заключается в саморазвитии организма. Внешняя сторона — передача наиважнейших культурных освоений и обучение старшим поколением младшего. [3]

Посмотрев монографии под редакцией М. М. Поташника, следует заметить, что качество образования понимается, как соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника. [2].

Управление качеством образовательного процесса в школе рассматривается как главное условие его конкурентоспособности. Сегодня можно смело говорить о существовании двух взаимодополняющих действий к качеству образования: практическом, который заключается в определении качества как степени соответствия целям (различные цели потребителя — различное качество, что и способствует необходимости управления качеством), и второго подхода, органически продолжающего первый и относящегося внутренних процессов, протекающих в рамках образовательного процесса в школе.

Под словом «управление» можно понять деятельность, направленную на выработку каких-либо решений, достижений, контроль, организацию, регулирование объекта управления в соответствии с заданными целями, анализами, а также подведение итогов на основе проверенной, достоверной информации.

Стоит заметить, что термин «управление» трактуется как руководить, направлять деятельность, действия чего/кого-нибудь.

Традиционно в нескольких словарях, концепциях управление образованию отводится роль формирования интеллекта.

Так Т. Шамова, П. Третьяков и Н. Капустин в своей работе под управлением понимается целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата и цели [4].

Мы видим, что в своей работе Н. Борытко, И. Соловцова во всех отношениях управление в образовании, рассматривали как особого рода деятельность, обеспечивающую функционирование и развитие образовательного учреждения, осуществление его концепции и программы [1].

Также можно заметить, что в теории и практике управления качеством образования выделяют несколько основных подходов:

− научные подходы заключается в разработке понятий, научно обоснованных критериев и методических рекомендаций абсолютно для всех позиций, существующих в образовательной организации. При этом в разнообразных системах управления (иерархической или демократической) имеется свой подход;

− процессные подходы, согласно этому подходу управление качеством рассматривается как процесс, непрерывного взаимосвязанного действия (управленческих функций), каждое из которых, также, является процессом. К этим функциям можно отнести планирование, организацию, распоряжения, координацию и контроль. Процессный подход концептуализирован в стандарте ИСО 9000–1994, и стал применяться на практике с вводом стандартов ИСО 9000 версии 2000 года. Основанием для системы управления качества образовательной организации, в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000, является:

− ориентация на потребителя;

− системный подход к управлению;

− вовлеченность всех сотрудников в решение задач ВУЗа;

− ведущая роль руководства в постановке целей и их достижении;

− процессный подход к организации всех видов деятельности;

− постоянное совершенствование качества продукции;

− системные подходы, позволяют рассматривать образовательную организацию в качестве системы. Применение системного подхода, применительно к управлению качеством образования, основано на представлении управления качеством как системы, и предполагает применение следующих принципов:

1) структурности;

2) реализации целостной совокупности функций управления;

3) иерархической организации управления качеством;

4) взаимосвязи внешних и внутренних факторов на различных этапах функционирования системы-преемственности;

5) ситуационный, подразумевающий различные варианты управления, в зависимости от конкретных ситуаций и условий.

Один из основных методологических подходов в современном менеджменте, является программно-целевой подход — предполагающий четкое определение целей, формирование и осуществление программы действий, направленных на достижение этих целей. Исследование различных подходов к управлению качеством образования уделяет внимание целый ряд исследователей, а именно Э. М. Коротков, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, И. К. Шалаев, Т. И. Шамова, и многие другие.

Общие принципы управления качеством образовательного процесса, представленного С. Ю. Трапицыным:

− системность, целостность, единство и иерархичность;

− социальная обусловленность;

− перспективность и опережающий характер управления;

− непрерывность, цикличность и динамичности;

− результативность и эффективность, оптимальность;

− технологичность и гибкость, адаптивность управления.

Следует заметить, что демократизация и гуманизация управления образовательным учреждением, создает нам, прежде всего развитие той или иной самодеятельности и инициативы для всех участников образовательного процесса — руководителей, учителей, обучающихся и их родителей. Естественно это станет возможно при условии открытости обсуждения и принятия совместных управленческих решений. В управлении учебным заведением невозможно ограничиться только воздействием управляющей администрации (подсистемы) на школьный коллектив (управляемых). Здесь необходимо взаимодействие, сотрудничество, соуправление в сочетании с самоуправлением. Явно иное выявление демократизации и гуманизации педагогического процесса управления образовательными системами создано на утверждении субъект-субъектных взаимных отношений, переходе от монолога к диалогу, от воздействия к взаимодействию

В теории управления доказано, что эффективная совместная работа людей должна удовлетворять следующим условиям:

− понимание и принятие ожидаемых результатов совместной деятельности;

− интерес каждого для достижения общего результата;

− удовлетворение совместного предприятия;

− атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки.

Совместная деятельность будет успешной, если она хорошо спланирована, если построена организационная структура, если исполнители знают, когда и как им нужно сделать, чтобы получить какие-то результаты. Это в равной мере относится и к учебным заведением и организации уроков и внеклассных мероприятий. Поэтому важно, чтобы учителя понимали, что они не просто исполнители в школе, но прежде всего «управленцы», организованной работы с детьми.

Управление школой — это научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углублённого изучения учебных предметов, нравственного воспитания, всестороннего развития личности и подготовки к сознательному выбору профессии.

Таким образом для достижения высоких результатов в образовательном процессе большое значение играет уровень сформированности у педагогов навыков управленческой деятельности. Так как школа, как образовательная организация, относится к социальным системам, то для ее функционирования характерна согласованная совместная деятельность педагогов, учащихся, родителей. В результате этой деятельности достигаются образовательные цели, эффективность реализации которых зависит от принятия управленческих решений. Школа — это сложный и многоструктурный по своей внутреннему строению объект, который может успешно действовать только при условии, если каждый его компонент будут работать слаженно и эффективно. Наличие такой разветвленной структуры управленческих органов в школе требует организации гармоничного их взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций. Трудно, например, добиваться высоких результатов в обучении и воспитании, если педагогический коллектив школы не будет мотивирован этими результатами, не будет сплочен едиными целями.

Литература:

  1. Борытко Н. М., Соловцова И. А. Управление образовательными системами: Выпуск 4. Волгоград 2006. – С. 5.
  2. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2013. — № 3. — С. 471–474.
  3. Каптеров П. Ф. психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания / Л. А. Степанова // Педагогика.2012.
  4. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. Владос М. — 2002. – С. 6, 9, 163.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.06.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательного процесса, качеством образовательного процесса, управления качеством, Управление качеством образовательного, качеством образования, управлению качеством образования, образовательными системами, Управление образовательными системами, управления качеством образовательного, стороны образовательного процесса, сущность образовательного процесса, «сущность образовательного процесса, рамках образовательного процесса, участников образовательного процесса, управления качеством образования, смену состояний, целенаправленное взаимодействие, необходимости управления качеством, Управление качеством образования, представлении управления качеством.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос