Условия для самообразования средствами школьного управления
Автор: Коноводова Юлия Александровна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 20.02.2015
Статья просмотрена: 794 раза
Библиографическое описание:
Коноводова, Ю. А. Условия для самообразования средствами школьного управления / Ю. А. Коноводова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 253-256. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7399/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящей статье представлены результаты исследования развития уровня самообразования выпускников школ и учителей Санкт-Петербурга. Основной акцент сделан на процесс развития самообразования в современных технологических условиях. Предложены формы управления самообразованием и модель управления самообразованием.
Ключевые слова: образование, самообразование, самообразование педагога, самообразование учащегося, управление самообразованием, формы управления самообразованием.
Keywords: education, self-education, self-education teacher, studentself, self-educationmanagement, forms of self-education management.
В условиях быстрого развития российского общества и глобальной информатизации, залогом успешного развития и благосостояния социума выступает концепция самообразования. Изменившаяся эпоха — диктует настоятельную необходимость постоянного (непрерывного) обновления знаний любым человеком и обществом в целом. То есть — самообразование становиться не только желательным, но и необходимым; не только средством, дополняющим образование, но и ведущим средством образовательного процесса [1].
В связи со сказанным мы создали систему оценки уровня самообразования педагогов школ и учащихся, опираясь на предложенные во многих интернет источниках методики [2, 3]. В нашем исследовании приняли участие 100 учителей школ и 100 выпускников 11 классов Санкт — Петербурга.
Мы выделили три направления оценки уровня самообразования педагогов и учащихся: Выявление способности к самообразованию; Факторы, стимулирующие самообразование; Показатели самообразования.
Результаты, полученные в ходе изучения первого направления «Выявление способности к самообразованию», оказались следующими: педагоги имеют достаточный потенциал к самообразованию, а старшеклассники показали высокий потенциал к самообразованию. Выпускники в большей мере осознают значимость своего самообразования и развивают свой потенциал. Интересно отметить, что у педагогов намного ниже, чем у учащихся показатели в критерии «освоение нового». Это можно объяснить заинтересованностью учащихся компьютерными технологиями и развитием других средств технического прогресса, открывающих источник нового знания и интересной информации. Мы живем во время постоянного обновления информационно — коммуникационных технологий и не освоение их просто «выбросит педагога за борт» образовательного и учебного процесса.
Рассмотрим полученный результат по второму направлению «Факторы, стимулирующие самообразование» педагогов и учащихся. Учителя оценивают максимально высоко доверие к самообразованию надеясь, что это улучшит их уровень жизни. На втором месте рейтинга стимулирования оказалась организация труда, этот фактор имеет сильное влияние на возможность самообразовываться педагогам. На третьем месте внимание руководителей к самообразованию педагогов, значит учителям важно не просто личное самообразование для себя, но и возможность быть замеченным руководителем и при возможности получить финансовое поощрение или карьерный рост.
Для учащихся наиболее важным является интерес к процессу самообразования. Ученикам выпускных классов необходимо серьезно подойти к вопросу выбора своего образовательного маршрута, поэтому именно интерес к собственному самообразованию и будущему занимает лидирующую позицию в ответах. И конечно немало важным остается новизна деятельности — устав от школьного регламента выпускники надеются освоить новые интересные виды деятельности.
Отметим, что учителя и учащиеся испытывают большое влияние стимулирующих факторов на их самообразование.
Полученный результат по третьему направлению «Показатели самообразования» педагогов и учащихся следующий: учителя имеют достаточные способности к самообразованию, а учащиеся имеют высокие способности к самообразованию.
Если сравнить результаты анкетирования педагогов и учеников выпускных классов, то заметно преимущество в развитии самообразования учеников над учителями. На наш взгляд это объясняются лучшим освоением учащимися нового образовательного пространства сети интернет и овладение новыми информационными технологиями.
Поэтому для системы образования в целом нужно, прежде всего, продумать способы управления самообразованием учителей.
Мы считаем, что на сегодняшний день можно выделить несколько форм управления самообразованием:
- самоуправление,
- управление через создание условий для самообразования,
- косвенное управление через сопутствующие самообразованию процессы.
Под самоуправлением в большом энциклопедическом словаре понимается — самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами [4]. Самоуправление образованием осуществляется непосредственно самим человеком по мере прохождения им образовательного маршрута. Это проявляется в самостоятельном контроле качества усвоения материала; степени его понимания; времени, отводимого на изучения материала; выборе формы, способа и средства получения самообразования. То есть, самоуправление самообразованием — это сугубо внутренний контроль каждой личности над собой, согласно ее индивидуальным особенностям, наклонностям, интересам.
Управление самообразованием человека через создание необходимых условий. Для этого нужно заинтересовать человека; показать преимущества, выбора пути самообразования; стимулировать самообразовательную деятельность; обеспечить ресурсами. Так как процесс самообразования должен быть добровольным, то есть осуществляться по желанию самого человека, то именно это условие нужно создать, прежде всего. Для этого человек точно должен понимать, для чего ему надо выполнять ту или иную деятельность и что он получит в итоге. На этом этапе снова можно управлять процессом самообразования человека, показывая ему преимущества выбора данного пути собственного развития. Указав на приобретение личностью новых интересных и полезных знаний, понимания сути многих вещей и явлений снова можно управлять процессом самообразования. Основными источники самообразовательной деятельности считаются: специальная научно-популярная литература, видеоматериалы, интернет, лекции, семинары, конференции, обучающие программы, обмен опытом, путешествия, телевидение, посещение выставок, музеев, театров и т. д. Предоставив человеку возможность использовать все эти источники самообразовательной деятельности и выбирать оптимальный источник для каждой личности можно добиться высокого результата в управлении самообразованием. Кроме выбора источников самообразования можно предложить разные формы самообразовательной деятельности (индивидуальную или групповую), приемы работы, помочь в планировании времени на работу и контроля деятельности. И самое главное — самообразование должно быть в радость, то есть при управлении самообразованием, через создание определенных условий необходимо кроме всего прочего вызывать в человеке положительные эмоции в процессе его работы и по достижении им результата.
Косвенное управление через сопутствующие самообразованию процессы. Можно выделить три направления, через которые косвенно управлять самообразованием. Первое направление — это решение типичных задач, которые постоянно возникают у всех людей. Стремление к самообразованию может вызвать у человека желание преодолеть трудности, с которыми он сталкивается в своей жизни. Второе направление обусловлено современными особенностями развития образовательного процесса (ФГОС второго поколения, всемирная глобализация информации, развитие интернет — технологий). Третье направление связано с индивидуальными особенностями каждого человека.
Возможности управления самообразованием могут быть реализованы во всех управленческих компонентах:
- Планирования
Можно управлять процессом самообразования с момента появления интереса у человека к самообразовательной деятельности. Для этого надо, чтобы человек осознал выгоды для себя от процесса самообразования и от дальнейшего результата.
- Организации
Процесс самообразования непрерывный, но планировать его нужно поэтапно. Управлять самообразованием четко организовав саму деятельность от выдвижения цели и задач до желаемого результата, при этом делая акценты на главном и на затрачиваемое время. Необходимо учитывать особенности и возможности каждого человека при организации его самообразовательной деятельности.
- Мотивации
Мотивацией является выход на высокий уровень творческих компетенций — способность к творческому саморазвитию. Для каждого человека свой стимул для развития и правильно его подобрав можно управлять процессом самообразования.
- Контроль деятельности по самообразованию.
Осуществляя контроль на каждом этапе процесса самообразования можно добиться желаемых результатов.
Возможности управления самообразованием тем выше, чем более гибкая модель управления избрана, в основе которой поддержка активности личности.
В результате нашего изучения проблемы самообразования в современных социокультурных условиях нами разработана модель управления самообразованием, которую можно применять как для детей, так и для взрослых.
Модель представлена четырьмя взаимно связанными компонентами:
1. Обучение самообразовательной деятельности
2. Стимулирование процесса самообразования
3. Создание необходимых для самообразования условий
4. Формирование организационного климата, способствующего развитию самообразования
Каждый компонент важен в отдельности, но их совместное использование усиливает общий желаемый эффект — развитие самообразования.
Экспериментальное обучение показало, что применение модели управления самообразованием учащихся на уроках способствует самообразованию. Учителя поддержали разработанную нами модель управления самообразованием.
Литература:
1. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»
2. Анкетирование учителей, учащихся, родителей [электронный ресурс]: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru %
3. Педсовет «самообразование» [электронный ресурс]: gorbovichis.narod.ru›fail/pedsovet.doc
4. Большой Энциклопедический словарь. 2000.
Ключевые слова
образование, самообразование, самообразование педагога, самообразование учащегося, управление самообразованием, формы управления самообразованием., формы управления самообразованиемПохожие статьи
Самообразование как составляющая профессионального саморазвития педагога высшей школы
В статье рассмотрены особенности профессионального саморазвития педагога высшей школы и роль самообразования в этом процессе. Предложены формы содействия самообразованию преподавателей высших учебных заведений.
Проблема педагогического руководства самообразованием школьников в ХХ–ХХI веках
В статье раскрываются подходы современных политических деятелей к вопросам самообразования школьников с позиции государства. Показаны возможности и этапы теоретических вопросов самообразования школьников в трудах учёных 60–80-х гг. ХХ века, которые р...
Профессиональное самообразование как средство формирования педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения
В данной статье рассмотрено значение самообразования в современной системе дошкольного учреждения в целом, и для воспитателя отдельно. Также определили значение термина «самообразования», его цели в современном развитии педагогической науки. Кроме то...
Разработка форм и методов педагогического руководства самообразовательной деятельностью школьников в отечественной педагогической науке в 60–80-х гг. ХХ века
В статье раскрываются пути разработки отечественными исследователями середины прошлого века проблемы педагогического руководства самообразованием школьников. Показано, что в работах учёных исследовались формы и методы самообразования учащихся.
Самообразование как фактор, способствующий духовному и профессиональному росту педагога
Статья посвящена проблеме значимости самообразования в педагогической деятельности. В данной статье рассматривается общая характеристика самообразования, виды и функции самообразования как фактора, повышающего уровень личностного и профессионального ...
Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением
В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...
Особенности дистанционного обучения
В статье приведены основные направления развития системы образования в контексте ее дальнейшей информатизации. Рассмотрены задачи системы открытого образования и современные технологии дистанционного обучения. Перечислены свойства учебных материалов,...
Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей
В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...
Теоретические основания исследования образовательной среды вуза
В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Похожие статьи
Самообразование как составляющая профессионального саморазвития педагога высшей школы
В статье рассмотрены особенности профессионального саморазвития педагога высшей школы и роль самообразования в этом процессе. Предложены формы содействия самообразованию преподавателей высших учебных заведений.
Проблема педагогического руководства самообразованием школьников в ХХ–ХХI веках
В статье раскрываются подходы современных политических деятелей к вопросам самообразования школьников с позиции государства. Показаны возможности и этапы теоретических вопросов самообразования школьников в трудах учёных 60–80-х гг. ХХ века, которые р...
Профессиональное самообразование как средство формирования педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения
В данной статье рассмотрено значение самообразования в современной системе дошкольного учреждения в целом, и для воспитателя отдельно. Также определили значение термина «самообразования», его цели в современном развитии педагогической науки. Кроме то...
Разработка форм и методов педагогического руководства самообразовательной деятельностью школьников в отечественной педагогической науке в 60–80-х гг. ХХ века
В статье раскрываются пути разработки отечественными исследователями середины прошлого века проблемы педагогического руководства самообразованием школьников. Показано, что в работах учёных исследовались формы и методы самообразования учащихся.
Самообразование как фактор, способствующий духовному и профессиональному росту педагога
Статья посвящена проблеме значимости самообразования в педагогической деятельности. В данной статье рассматривается общая характеристика самообразования, виды и функции самообразования как фактора, повышающего уровень личностного и профессионального ...
Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением
В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...
Особенности дистанционного обучения
В статье приведены основные направления развития системы образования в контексте ее дальнейшей информатизации. Рассмотрены задачи системы открытого образования и современные технологии дистанционного обучения. Перечислены свойства учебных материалов,...
Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей
В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...
Теоретические основания исследования образовательной среды вуза
В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...