Авторская программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 21.02.2015

Статья просмотрена: 879 раз

Библиографическое описание:

Жалилова В. А. Авторская программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 110-117. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7398/ (дата обращения: 20.08.2018).

Пояснительная записка

Актуальность программы

Воспитание экологической культуры — актуальнейшая задача современности. Процесс экологического образования и воспитания, безусловно, сложный и продолжительный. На этапе формирования личности человека в этом процессе должны принимать участие и родители, и школа, и учреждения дополнительного образования. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования. Особая роль в этом принадлежит внеурочной деятельности. В отличие от школьных дисциплин, где учащиеся жестко привязаны к расписанию, учебным планам, данная программа может предоставить более широкие возможности в области экологического образования и воспитания.

Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками. Одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Актуальность разработанной программы продиктована, во-первых, отсутствием в теории и практике экологического образования в школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников. Во-вторых, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и ведет к гибели природы, а значит и человечества.

Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества.

В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно-ориентированных технологий.

Предлагаемая программа является закономерным продолжением программ по разделам «Окружающий мир» как начальной школы, так и программ курса «Естествознание».

Полноценность использования данной программы обеспечивается, на мой взгляд, тем, что она органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объемом знаний по живой природе и тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению естественнонаучных предметов. Структурирование новых знаний происходит в ключе основных экологических понятий, раскрывающих характер взаимоотношений человека и природы.

Цель программы — формирование и развитие экологического культуры личности и сообразного поведения у школьников

Задачи:

-          стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

-          способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;

-          обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения.

-          формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычки их соблюдения в своей жизнедеятельности.

-          вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.

Программа разработана для обучающихся 5 класса на 34 часа занятий — 1 раз в неделю.

Название темы

Количество часов

Из них

аудиторные

внеаудиторные

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Что такое экология.

5

1

4

3.

Части биосферы.

10

1

9

4.

Живая природа.

13

4

9

5.

Природоохранная деятельность.

5

2

3

 

ИТОГО

34

9

25

 

Тематический план.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Всего часов

Из них

УУД регулятивные (Р.), познавательные (П.), коммуникативные (К.), личностные (Л.)

Формы организации занятий

Формы контроля

аудиторные

внеаудитор­ные

Введение (1час).

1.

Правила поведения в природе.

1

1

-

Р.: применять подбор информации для составления портфолио;

П.: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями;

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний на занятии;

Л.: формировать адекватную самооценку собственного здоровья.

Беседа

Наблюдение

Что такое экология? (5 часов).

1.

Наука экология.

1

1

-

Р.: применять подбор информации для составления портфолио;

П.: давать оценку экологии в жизни человека;

К.: приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Л.: формировать экологическое мышление.

Круглый стол

Наблюдение

2.

Биосфера-живая оболочка Земли.

1

-

1

Р.: определять цели и задачи усвоения новых знаний;

П.: давать оценку населенности биосферы;

К.: осуществлять взаимный контроль и сотрудничество со сверстниками;

Л.: формирование экологически сообразного поведения учащихся в природе.

Презентация

Наблюдение

3.

Экологические системы.

1

-

1

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

П.: давать оценку экологических систем;

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний;

Л.: формирование основ экологической грамотности.

Ролевая игра

Наблюдение

4.

Цепи питания.

1

-

1

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

П.: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями;

К.: осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами;

Л.: внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к мнению сверстников.

Тренинг

Мониторинг

5.

Природные зоны родного края.

1

1

-

Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

П.: умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас, карта, справочная литература, словарь, Интернет и др.);

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний;

Л.: внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к окружающим.

Беседа

Публичное выступление

Части биосферы (10 часов).

1.

Геологическое строение Земли.

1

-

1

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

П.: пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания;

К.: осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;

Л.: формирование адекватной самооценки обучающихся.

Праздник

Наблюдение

2.

Горные породы и минералы.

1

-

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: давать оценку горных пород и минералов;

К.: соблюдать правила безопасности;

Л.: формирование адекватной самооценки обучающихся.

Демонстра­ция

Наблюдение

3.

Охрана почв.

1

-

1

Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

П.: умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас, карта, справочная литература, словарь, Интернет и др.);

К.: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

Л.: формирование адекватной самооценки обучающихся.

Презентация

Наблюдение

4.

Атмосфера. Значение атмосферы.

1

-

1

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

П.: проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме;

К.: обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;

Л.: формировать адекватную самооценку здоровья обучающихся.

Диспут

Наблюдение

5.

Погода и климат Поволжья.

1

1

-

Р.: осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе;

П.: давать оценку погоде и климату;

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний;

Л.: формировать адекватную самооценку здоровья обучающихся.

Кинопро­смотр

Тестирование

6.

Наблюдения за жизнью растений и животных.

1

-

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме;

К.: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Л.: формировать адекватную самооценку здоровья обучающихся.

Исследова­ние

Мониторинг

7.

Загрязнение атмосферы человеком.

1

-

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: давать оценку загрязнению атмосферы;

К.: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Л.: формировать адекватную самооценку здоровья обучающихся.

Исследова­ние

Мониторинг

8.

Гидросфера. Значение воды для всего живого.

1

1

-

Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

П.: давать оценку значения воды.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний;

Л.: формировать адекватную самооценку здоровья обучающихся.

Беседа

Тестирование

9.

Обитатели водной среды.

1

-

1

Р.: оценивать правильность выполнения своих действий;

П.: давать оценку обитателей водной среды;

К.: приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Л.: формирование положительного отношения к живой природе.

Видеоконфе­ренция

Наблюдение

10.

Источники загрязнения воды.

1

-

1

Р.: осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе;

П.: давать оценку загрязнения воды;

К.: обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;

Л.: формирование основ экологической грамотности.

Конкурс

Наблюдение

Живая природа (13 часов)

1.

Клеточное строение организмов. Из чего состоит растение.

2

1

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: проводить несложные опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках;

К.: приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Л.: формирование основ экологической грамотности.

Исследова­ние

Наблюдение

2.

Как живет растение.

2

1

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений;

К.: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Л.: формирование основ экологической грамотности.

Презентация

Наблюдение

3.

Вырасти сам.

2

-

2

Р.: использовать теорию на практике;

П.: проводить несложные опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках;

К.: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Л.: формирование положительного отношения к живой природе.

Исследова­ние

Наблюдение

4.

Многообразие растений.

1

-

1

Р.: применять подбор информации для составления портфолио;

П.: систематизировать полученные знания;

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний;

Л.: формирование положительного отношения к живой природе.

Проект

Портфолио

5.

Природные сообщества леса, луга.

1

-

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: давать оценку природных сообществ, моделировать объекты и явления окружающего мира;

К.: осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;

Л.: формирование положительного отношения к живой природе.

Викторина

Тестирование

6.

Лекарственные растения.

1

-

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: давать оценку лекарственных растений;

К.: осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;

Л.: формирование положительного отношения к живой природе.

Экскурсия

Наблюдение

7.

Комнатные растения.

1

-

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: давать оценку комнатных растений;

К.: осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;

Л.: формирование основ экологической грамотности.

Исследование

Тестирование

8.

Фауна нашего края.

1

1

-

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

П.: давать оценку фауне родного края;

К.: приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Л.: формирование положительного отношения к живой природе.

Конкурс

Наблюдение

9.

Экологичес­кие группы животных.

1

1

-

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

П.: давать оценку экологических групп животных;

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний;

Л.: формирование основ экологической грамотности.

Викторина

Наблюдение

10.

Влияние человека на флору и фауну.

1

-

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: давать оценку фауне родного края;

К.: осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;

Л.: формирование основ экологической грамотности.

Акция

Публичное выступление

Природоохранная деятельность (5 часов)

1.

Охрана природы в России.

1

1

-

Р.: вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности;

П.: давать оценку охраны природы в России;

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний;

Л.: формирование активной жизненной позиции.

Журнал

Наблюдение

2.

Рачейский бор-памятник природы.

1

-

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: давать оценку памятникам природы;

К.: осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;

Л.: формирование активной жизненной позиции.

Экскурсия

Наблюдение

3.

Село Старая Рачейка как урбосистема.

1

-

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств);

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний;

Л.: формирование активной жизненной позиции.

Конференция

Публичное выступление

4.

Итоговое занятие: «Что мы узнали?»

2

1

1

Р.: вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности;

П.: систематизировать полученные знания;

К.: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

Л.: формирование экологического мышления.

Круглый стол

Портфолио

 

Основные термины (генерируются автоматически): живая природа, наблюдение, положительное отношение, экологическая грамотность, совместное освоение, формирование основ, экологическое образование, творческая деятельность, учебная задача, формирование, основа соотнесения, адекватная самооценка здоровья обучающихся.

Похожие статьи

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

Цель опыта: обеспечение положительной динамики формирования основ экологической культуры дошкольников через повседневную деятельность. Для достижения цели отобрано ряд методов и форм работы с детьми.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Научные основы формирования экологического воспитания на... экологическая культура, экологическое образование, Природа, окружающая среда, культурная личность, экологическое воспитание, мир природы, подрастающее поколение, метапредметный подход...

Формирование экологической культуры младших школьников...

Формирование экологической культуры в данное время направлено на выработку правильного отношения человечества к природе, на поиски совместного решения экологических проблем нашей планеты...

Формирование экологических представлений детей старшего...

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, и педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

Формирование экологической культуры и эстетического... экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через...

Формирование основ экологической культуры дошкольников... повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура...

Формирование у детей основ экологической культуры

4. Формировать основы экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками с миром, через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом.

Формирование экологической компетенции обучающихся...

Формирование экологической компетенции обучающихся посредством практической деятельности в школьном лесничестве в условиях сельской

Современное экологическое образование предусматривает воспитание человека, осознающего значение проблем...

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

Ключевые слова: экологическое образование дошкольников, экологизация среды ДОУ, виды детской деятельности, осознанно-правильное отношение к природе. Дошкольное детство — самое благодатное время для формирования...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

Цель опыта: обеспечение положительной динамики формирования основ экологической культуры дошкольников через повседневную деятельность. Для достижения цели отобрано ряд методов и форм работы с детьми.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Научные основы формирования экологического воспитания на... экологическая культура, экологическое образование, Природа, окружающая среда, культурная личность, экологическое воспитание, мир природы, подрастающее поколение, метапредметный подход...

Формирование экологической культуры младших школьников...

Формирование экологической культуры в данное время направлено на выработку правильного отношения человечества к природе, на поиски совместного решения экологических проблем нашей планеты...

Формирование экологических представлений детей старшего...

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, и педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

Формирование экологической культуры и эстетического... экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через...

Формирование основ экологической культуры дошкольников... повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура...

Формирование у детей основ экологической культуры

4. Формировать основы экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками с миром, через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом.

Формирование экологической компетенции обучающихся...

Формирование экологической компетенции обучающихся посредством практической деятельности в школьном лесничестве в условиях сельской

Современное экологическое образование предусматривает воспитание человека, осознающего значение проблем...

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

Ключевые слова: экологическое образование дошкольников, экологизация среды ДОУ, виды детской деятельности, осознанно-правильное отношение к природе. Дошкольное детство — самое благодатное время для формирования...

Задать вопрос