Библиографическое описание:

Савина Т. В., Кабернюк Т. П. Формирование экологической компетенции обучающихся посредством практической деятельности в школьном лесничестве в условиях сельской школы [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 23-26.



Дети близки с природой с самого раннего детства. По пути в школу они проходят вдоль реки и оврага, идут по лугу или по роще, встречают не только синичек, но и других животных. Дома дети участвуют в работе на приусадебных участках, ухаживают за домашними животными.

Условия сельской школы обеспечивают тесную связь теории и практики, что и необходимо для формирования экологической компетенции. Школьное лесничество обеспечивает единство интеллектуального и эмоционально-ценностного познания экологических объектов, развитие знаний, чувств, впечатлений, эмоций, возникающих при изучении природных, общественных, процессов и явлений, происходящих в родном крае. Работа школьного лесничества создает условия для развития компетентностной личности, способной изучать и оценивать реальное экологическое состояние территории, разрабатывать пути решения экологических проблем. Лесничество работает по правилам, утвержденным в Уставе школьного лесничества и приказе по школе «О создании школь-ного лесничества». Устав школьного лесничества определяет цели и задачи работы лесничества, регламентирует работу отдельных членов, порядок и способы управления лесничеством и его членами. В нем расписаны правила создания лесничества, система выборов руководства, система поощрений и контроля работы.

Основные направления деятельности: лесохозяйственная и лесоводческая деятельность; лесозащитная и природоохранная деятельность; эколого-просветительская деятельность; научно-исследовательская деятельность.

Современное экологическое образование предусматривает воспитание человека, осознающего значение проблем окружающей среды, обладающего определёнными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия грамотных решений в соответствии со стратегией устойчивого развития.

Актуальным становится смещение акцентов с предметного на социально — проблемный характер содержания экологического образования. Интегрированным результатом экологического образования выступает экологическая компетенция, как важнейший общекультурный показатель общего развития. В формировании экологической компетенции особое значение имеет понимание состояния окружающей среды. Это с одной стороны, мотивирует потребность овладения экологическими знаниями, с другой, позволяет конкретизировать процесс образования, раскрыть единство глобального и регионального в экологии.

По мнению Алексеева С. В. экологическая компетентность складывается из четырех уровней: неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность, неосознанная компетентность.

Ведущую роль в реализации устойчивого развития, в становлении экологической культуры играет практическая деятельность, где формируются основы мировоззрения, происходит активное становление ценностно-смысловой сферы личности, осваиваются на практике экологические нормы. Одна из важных проблем экологического образования обучающихся, которая продолжает оставаться актуальной, — формирование навыков, отношений, ценностей, мотивации к личному участию в решении экологических проблем с целью улучшения качества окружающей среды.

Проблема экологического образования и воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в настоящее время. Её разработкой занимаются ученые из различных областей: экологии (К. К.Рихтер), психологии (А. М. Адаменко, С. Д. Дерябо), философии (Н. Н Моисеев, А. Д. Урсул), педагогики (А. И. Новик-Качан, И. А. Зимняя). Каждый видит свое решение данной проблемы. На сегодняшний день преодоление экологического кризиса возможно не столько при помощи инновационных технологий, сколько путем формирования нового типа мышления. Это невозможно без мотивации к личному участию в решении экологических проблем с целью улучшения качества окружающей среды. В связи с этим разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения непрерывного экологического образования обучающихся является одной из первоочередных задач. [5]

Экологическая компетенция — это системное интегративное качество индивидуальности, характеризующее способность решать разного уровня проблемы и задачи, возникающие в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности, на основе сформированных ценностей и мотивов, знаний, учебного и жизненного опыта, индивидуальных особенностей, наклонностей, потребностей. [1]

По мнению Алексеева С. В. экологическая компетенция складывается:

Составляющие

Уровни экологической компетенции

Критерии

Теоретические знания

Неосознанная некомпетентность

Что я знаю об экологической безопасности, об охране растений и животных и др.

Практическое применение знаний

Осознанная некомпетентность

Что я умею в области защиты природы, для сохранения плодородия почвы, и др.

Обмен опытом

Осознанная компетентность,

Что я уже сделал и чему могу научить окружающих людей для сохранения своего здоровья и др.

Неосознанная компетентность

Сосредотачивает внимание на самой проблеме, а не на методах ее решения

При организации работы школьного лесничества особый упор делается на практическую направленность, на увлечение детей конкретными делами экологического направления, на планирование и достижение конкретных задач по улучшению экологической ситуации определенной территории. Работа в школьном лесничестве проводится по реализации следующих направлений практической деятельности:

Учебная деятельность

– учеба в ООЗПШ областного детского эколого — биологического центра.

Лесохозяйственная деятельность

– изготовление кормушек, искусственных гнезд (дощатые гнездовья-скворечники);

– оказание помощи лесничеству в посадке леса;

– уход за лесными культурами;

– озеленение территории школы;

– выращивание посадочного материала в школьном питомнике;

– обустройство мест для отдыха;

– сбор ягод для подкормки птиц в зимний период.

– заготовка семян древесно-кустарниковых растений (участие в муниципальной экологической акции «Спаси лес»)

закладка аллей на территории села

Природоохранная деятельность

– участие в биологических и экологических мероприятиях по сохранению животного и растительного мира:

  • проведение операций «Муравей» (учет, охрана)
  • проведение «Дня птиц»
  • реализация экологического проекта в рамках областной акции «Птицы наши друзья».

– подкормка птиц в зимнее время;

– развешивание гнездовий для птиц, проведение акции «Птичья столовая»;

– очистка и благоустройство территории урочища «Долгое», участие в акции «Спаси лес»;

– пропаганда идей охраны природы, проведение смотров, конкурсов, викторин;

– организация патрулирования по предотвращению пожаров, по охране раннецветущих растений (в рамках экологической операции «Первоцвет»)

Опытно-исследовательская деятельность

– проведение мониторинга экологического состояния парка Революции, дубравы, лесного массива, родников и прилегающих к ним территорий;

– проведение фенологических наблюдений за цветением и плодоношением древесно-кустарниковых пород;

– закладка опытов на территории школьного питомника;

– участие в работе школьного научного общества, создание и оформление исследовательских работ,

– активное участие в конкурсах исследовательского характера: «Подрост», «Шаг в будущее», «Зелёная планета» «Открытие», «Природу Старооскольского края сохранят дети» и др.

– проведение исследовательской экспедиции в рамках взаимодействия с МБУ ДО «Центр эколого-биологического образования»

– участие в муниципальных и региональных этапах Всероссийской олимпиады школьников по биологии, экологии и географии, различных всероссийских олимпиадах, конкурсах и викторинах.

Эколого-просветительская деятельность

– проведение экскурсий, походов по объектам природы;

– разработка и развешивание листовок, установка аншлагов, выступление агитбригады,

– проведение общешкольных мероприятий, классных часов и бесед: Всемирный День водных ресурсов, Всемирный День Земли, День заповедников и национальных парков, Международный день биологического разнообразия в рамках областной акции «Дни защиты от экологической опасности» и Всероссийского экологического форума «Зеленая планета»;

– сотрудничество с представителями СМИ;

– проведение конкурса поделок из природного материала;

– проведение экскурсий по экологической тропе для учащихся образовательного учреждения, для гостей с. Каплино;

– активное участие в экологических конкурсах

– проведение недель биологии, географии, экологии в феврале, апреле каждого года.

Важным компонентом для успешной организации практической деятельности в школьном лесничестве является взаимодействие с максимально широким кругом коллективов образовательных учреждений, частных лиц и заинтересованных структур.

Практическая деятельность как один из путей формирования экологического сознания является наиболее рациональным средством в познании общих закономерностей природы. Непосредственный контакт обучающихся с природой, и деятельностью людей, обеспечивает прочность и глубину знаний подростков, дает возможность связать теорию с практикой, позволяет учащимся овладеть рядом практических навыков и умений, которые имеют значение для охраны природы, способствует профессиональной направленности обучающихся. В практической деятельности раскрываются конкретные примеры применения научных положений, законов с учетом конкретных (местных) условий и формируются понятия о научных основах исследовательской деятельности.

Работа в школьном лесничестве помогает выявлению профессионально сориентированных учащихся, проявляющих интерес к биологии, географии, химии, экологии и смежным наукам, создаёт условия для определения школьниками области сферы своей будущей профессиональной деятельности, ее продуктивного освоения и профессионального самоопределения.

Результаты опроса учащихся о значимости деятельности школьного лесничества показали, что большинство школьников считают производственную деятельность юных лесоводов социально-значимой, полезной и нужной обществу.

Мониторинг участия школьников в мероприятиях экологической направленности показывает, что ежегодно увеличивается количество участников акций, фестивалей, праздников, конкурсов, что указывает на повышение уровня формирования экологической компетенции учащихся.

Литература:

  1. Алексеев, С. В. Экологическое образование в базовой школе: Методическое пособие./С. В. Алексеев, Н. В. Гузеева, Л. В. Симонова. — СПб.: Специальная литература, 1999.
  2. Ермаков, Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся. — М.: МИОО, 2009. — 180с.
  3. Захлебный, А.Н., Дзятковская, Е. Н. Экологическая компетенция-новый планируемый результат экологического образования // экологическое образование: до школы. В школе. Вне школы.2007.№ 3
  4. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. — М.,1990
  5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. — 2003. — N 5. — С.34–42.
  6. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования //Ученик в обновляющейся школе: Сборник научных трудов /Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М., 2002..
Основные термины (генерируются автоматически): школьного лесничества, экологического образования, экологической компетенции, окружающей среды, формирования экологической компетенции, школьном лесничестве, практической деятельности, экологических проблем, решении экологических проблем, Работа школьного лесничества, Уставе школьного лесничества, деятельности школьного лесничества, качества окружающей среды, школьного лесничества особый, Формирование экологической компетенции, улучшения качества окружающей, целью улучшения качества, задачи работы лесничества, экологической компетенции особое, правила создания лесничества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос