Организация профориентационных экскурсий для младших школьников
Автор: Ятманкина Лариса Михайловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 15.12.2014
Статья просмотрена: 1856 раз
Библиографическое описание:
Ятманкина, Л. М. Организация профориентационных экскурсий для младших школьников / Л. М. Ятманкина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6738/ (дата обращения: 17.12.2024).
С первых лет обучения в школе у детей происходит интенсивное психологическое развитие, у них повышена чувствительность к внешним воздействиям, они эмоционально переживают свои успехи и неудачи. В этом возрасте можно воспитать ответственное отношение к своему труду, отзывчивость, доброжелательность, бескорыстие, заботливость. У младших школьников появляется новая социальная роль — позиция ученика. Они проявляют интерес к новым знаниям и умениям, стремятся получить одобрение учителя, одноклассников, родителей. Для наглядно-действенного мышления учащихся 1–2 классов характерна тесная связь мыслительных и практических действий. К третьему классу формируется наглядно-образное мышление, позволяющее делать обобщения, абстрагироваться, представлять предмет, не оперируя им.
Психофизиологические особенности и возможности детей определяют целевые установки педагогического сопровождения их к самоопределению в мире труда, что является основанием для дальнейшего социального становления, нахождения своего места в жизни, в профессиональной деятельности. Этот этап можно назвать предпропедевтическим. Он очень важен для самоопределения личности и требует специальной педагогической деятельности, учитывающей возрастные особенности младших школьников.
Поскольку любая способность, любое личностное качество формируется и развивается в деятельности, целесообразно в целях будущего самопределения предусмотреть на этом этапе формирование у детей осознанных представлений о мире труда и профессий; развитие интеллектуальной и эмоционально — волевой сферы; обучение способам самопознания и реалистической самооценки, способности к общению.
Формы и методы такой работы могут быть самыми разными: это встречи с мастерами своего дела, демонстрация образцов труда; экскурсии на предприятия.
Подробнее остановимся на организации профориентациионных экскурсий для младших школьников.
В начальной школе начинается формирование профессиональных интересов детей. На этом этапе важно знакомить с разнообразными видами трудовой деятельности, формировать интерес к профессиям, воспитывать уважение к людям труда. Необходимо также формировать у них элементарные представления о культуре труда: содержать рабочее место в порядке, бережно относиться к материалам и инструментам, выстраивать положительные взаимоотношения в коллективе. Все это определяет специфику профориентационных экскурсий для учащихся начальной школы.
При проведении профориентационных экскурсий необходимо учитывать следующие правила:
- родители обучающихся должны быть хорошо осведомлены о предстоящей экскурсии;
- регулировать общую численность детей, можно работать с группой 20–25 человек, если установлены повышенные требования к безопасности, то число участников не должно превышать 10–15 человек;
- во вступительной беседе остановиться на поведении детей в цехах, учебных кабинетах, выяснить, что дети знают об объекте;
- экскурсию следует проводить в заранее намеченных безопасных местах, позволяющих хорошо видеть объекты, важно акцентировать внимание обучающихся на небольших участках и бригадах, отдельных коллективах, познакомить с достижениями изобретателей через средства наглядной агитации (плакаты, стенды, фотографии) как конкретные примеры трудовой деятельности.
От экскурсии у детей остаются яркие впечатления. Рекомендуется в заключение провести итоговую беседу, в ходе которой экскурсовод помогает сделать правильные выводы о том, что они увидели и услышали. Интересные факты и наблюдения дети могут оформить в виде фотоальбома, стенда или творческой работы.
Подготовка экскурсии включает в себя:
- выбор нужного объекта (место проведения экскурсии);
- подготовка учителя разработка плана и содержания экскурсии, предварительный осмотр объекта);
- подготовка специалиста предприятия к проведению экскурсии;
- подготовка учащихся к восприятию нового материала;
- разработка форм подведения итогов экскурсии
Примерный план проведения экскурсии
Каждая экскурсия включает в себя следующие этапы:
Подготовка:
- составление списка обучающихся-участников экскурсии;
- разработка плана, содержания и маршрута;
- расчет времени;
- подбор и подготовка экскурсовода;
- распределение вопросов и заданий, по которым в ходе подготовки и проведения собрать материал;
Проведение экскурсии:
- вступительная беседа;
- практический показ, демонстрация объектов, орудий труда;
- заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответ на вопросы;
Подведение итогов:
- беседа по содержанию экскурсии, обобщение знаний, полученных на экскурсии (оформление стенда, фотоальбом, рисунки, сочинения, отзывы детей и т. д.)
Перед экскурсией учитель предварительно знакомится с объектом, составляет план проведения, договаривается о встрече с конкретным специалистом. Проведение экскурсии начинается со знакомства обучающихся с расположением предприятия. На его территории можно осмотреть объекты предприятия. Вторая часть — встреча с представителями профессии. Учитель в ходе экскурсии остается организатором и руководителем познавательной деятельности. Он следит за рассказом, выразительностью речи экскурсовода, подводит итоги. Экскурсия своими результатами оправдывает большую затрату времени на ее подготовку.
Особое внимание нужно обратить на подготовку экскурсовода к проведению экскурсии. У него должен быть составлен план проведения экскурсии: тема, цель, задачи, основные разделы, подведение итогов. Интерес к экскурсии повышается, если заранее детям предложена проблемная ситуация, способ решения которой должен быть в тех знаниях, которые им предстоит усвоить во время экскурсии. Экскурсоводу следует наметить путь эмоционального воздействия на обучающихся через рассказы интересных историй или случаи из профессиональной жизни различных людей. Содержание информационного материала должно содержать самое существенное во всем объеме информации, учесть мнения и интересы обучающихся, ответить на их вопросы.
Учителю следует продумать как объяснить школьникам незнакомые понятия. Важно помнить о способах управления вниманием детей. С этой целью ставить перед ними определенные задачи, давать ориентиры, разъяснять детали.
Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеучебной деятельности. Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене, способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.
В заключение следует подчеркнуть, что конкретное содержание профориентационных экскурсий для младших школьников в значительной степени зависит от специфики учреждений окружающего школу социума, от перспектив социально-экономического развития страны, региона и складывающегося в целом рынка труда.
Литература:
1. Кустов Ю. А., Жирнов В. Н., Стацук С. В. Профориентация учащихся в социуме: Монография.- Тольятти6 ВуиТ, 2008. — 183с.
2. Чистякова, С. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников [Текст] / Чистякова Светлана Николаевна. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 128 с. — ISBN 5–7695–2168–6
3. Ахметжанова, Г. Теоретическая педагогика [Текст]: учебное пособие / Г. Ахметжанова; Федеральное агенство по образованию, Тольяттинский гос. ун-т, каф. Педагогики и методики преподавания. Тольятти, 2008.