Организация внеурочной деятельности по английскому языку для формирования у младших школьников социокультурной компетенции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 31.12.2018

Статья просмотрена: 470 раз

Библиографическое описание:

Боднар, К. С. Организация внеурочной деятельности по английскому языку для формирования у младших школьников социокультурной компетенции / К. С. Боднар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55292/ (дата обращения: 16.12.2024).



Актуальность исследования. Современное общество нуждается в гражданах, способных адаптироваться к современным социокультурным условиям, сохранять и развивать традиции своего народа.

В этой связи в системе школьного образования актуальной является задача формирования системы знаний, в том числе в области культуры и социального развития общества, как основы становления и развития у школьников целостной картины окружающего мира.

Социокультурная среда, с одной стороны, определяет содержание образования, в частности — воспитания как процесса освоения социокультурных ценностей, формирования социально приемлемых установок, взглядов, сценариев поведения и т. д., с другой — является отражением результатов воспитания, сформированности социокультурных компетенций членов социума [2 C.17–25].

Необходимость формирования социокультурных компетенций сегодня ни у кого не вызывает сомнения, однако до сих пор открытым остается вопрос о том, каковы средства и условия их формирования, какие из используемых в образовательном процессе средств и условий обладают наибольшим потенциалом.

Объект исследованияпроцесс формирования у младших школьников социокультурной компетенции.

Предмет исследования — условия организации внеурочной деятельности по иностранному языку для формирования у младших школьников социокультурной компетенции.

Цель: теоретически обосновать и эмпирически проверить действенность условий организации внеурочной деятельности по иностранному языку для формирования социокультурной компетенции.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие «социокультурная компетенция» в современной педагогической литературе.
  2. Проанализировать требования к развитию социокультурной компетенции, отраженные в ФГОС ВО.
  3. Выделить особенности внеурочной деятельности в начальной школе.
  4. Рассмотреть возможности использования внеурочной деятельности по иностранному языку для формирования социокультурной компетенции у младших школьников.
  5. Провести формирующий эксперимент по формированию социокультурной компетенции у младших школьников на внеурочной деятельности по иностранному языку.

Методы исследования:

– теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, моделирование, математические и статистические методы);

– эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, моделирующий эксперимент).

Экспериментальная база исследования:

МАОУ СОШ № 3 г. Новый Уренгой

Согласнофедеральнымгосударственнымобразовательнымстандартамвторогопоколения,изучениеиностранногоязыкавосновнойшколенаправленонаразвитиеличностиучащихсяпосредствомреализациивоспитательногопотенциалаиностранногоязыка,аименно:

формированиеуучащихсяпотребностиизученияиностранныхязыковиовладенияимикаксредствомобщения,познания,самореализацииисоциальнойадаптациивполикультурном,полиэтническоммиревусловияхглобализациинаосновеосознанияважностиизученияиностранногоязыкаиродногоязыкакаксредстваобщенияипознаниявсовременноммире;

формированиеобщекультурнойиэтническойидентичностикаксоставляющихгражданскойидентичностиличности;воспитаниекачествгражданина,патриота;развитиенациональногосамосознания,стремленияквзаимопониманиюмеждулюдьмиразныхсообществ,толерантногоотношениякпроявленияминойкультуры;лучшееосознаниесвоейсобственнойкультуры;

– развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;

– осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек [4].

При формировании социокультурной компетенции иностранный язык может выступать и как объект для сравнения не только с родным языком, но и культурой, в ходе которого учащиеся осмысливают и переосмысливают точки соприкосновения культурной инфраструктуры двух и более народов. Но главное, младшие школьники, проникая в структуру чужой культуры, учатся анализировать, выражать свои мысли, что способствует, по большому счету, более тонкому восприятию ими оттенков мысли на своем родном языке, расширению общего кругозора, развитию мышления и речевой способности, а также повышению компетенции межкультурного общения.

Организация экспериментальной работы ирезультаты констатирующего исследования

Анализ теоретической литературы определил необходимость организовать и провести опытно-экспериментальную работу.

Базой для опытно-экспериментальной работы стала МАОУ СОШ № 3 г. Новый Уренгой. В экспериментальном исследовании принимали участие учащиеся 1–4 классов.

Педагогический эксперимент включал 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Цель констатирующего этапа эксперимента — выбор контрольной и экспериментальной групп, проведение первичной диагностики сформированности социокультурных компетенций у младших школьников по разработанным критериям.

В процессе констатирующего этапа эксперимента перед нами стояла задача замерить когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный компоненты сформированности социокультурной компетенции младших школьников. Т. к. социокультурные компетенции младших школьников [1 С. 78–82] — это сложные интегративные образования, проявляющиеся в совокупности знаний, умений, опыта и качеств личности учащихся начальных классов, обеспечивающие эффективную социализацию в поликультурной среде в соответствии с возрастными особенностями и включающие:

– систему знаний и сформированных первичных навыков выполнения типичных социальных ролей: сына (дочери), гражданина, друга, ученика и др.;

– совокупность представлений о системах социальных норм и моральных ценностей в России и других странах;

– сформированных навыков жизнедеятельности в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

– умение осуществлять посильную для младшего школьного возраста общественно — полезную деятельность в соответствии с личной и общественной пользой;

– сформированные элементы художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, художника, писателя.

Перед началом эксперимента, для замера когнитивного компонента было проведено тестирование контрольной группы на знание страноведческого материала для выявления уровня социокультурной компетенции у учеников начальных классов. Проведенное тестирование контрольной группы показало, что уровень владения данным материалом достаточно низок. Так, только два человека справились с 9 заданиями из 10 (9, 09 %), 8 человек (36,36 %) показали средний уровень, ответив на 6–7 вопросов, большинство человек — 12 (54,55 %) показали низкий уровень владения материалом, дав от 1 до 4 правильных ответов.

Проведенное на констатирующем этапе тестирование экспериментальной группы показало, что уровень владения данным материалом достаточно низок. Так, только один человек (6,67 %) справился с 9 заданиями из 10, пятеро (33 %) показали средний уровень, ответив верно на 6–7 вопросов, однако подавляющее большинство — 9 человек (60 %) — показали низкий уровень, дав от 1 до 4 правильных ответов.

Для измерения эмоционально-волевого компонента сформированности социокультурной компетенции у младших школьников мы провели беседу с учащимися (вне уроков, на русском языке) с целью выявления степени интереса к англоязычной культуре и мотивации к изучению иностранного языка.

В контрольной группе результаты проведенной беседы показали следующее:

10 человек (45 %) имеют высокий уровень сформированности эмоционально-волевого компонента

8 человек (36 %) имеют средний уровень сформированности эмоционально волевого компонента

4 человека (18 %) имеют низкий уровень сформированности эмоционально волевого компонента.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ни на уровне познания, ни на уровне навыков и умений, ни на уровне личностного развития у большинства школьников проанализированной группы социокультурная компетенция не сформирована должным образом, но у большинства учащихся присутствует желание узнать больше о культуре изучаемого языка и готовность принять ее.

На данном этапе мы также провели анализ деятельностного компонента сцелью изучения уровня сформированности социокультурной компетенции у младших школьников. Мы осуществляли наблюдение за поведением учащихся на уроках английского языка, переменах, во внеклассных мероприятиях по английскому языку и оценивали отдельные составляющие сформированности социокультурных компетенций младшего школьника для определения уровня сформированности социокультурных компетенций.

В процессе анализа деятельностного компонента и проведения педагогического наблюдения вконтрольной группе были получены следующие результаты:

Высокий уровень сформированности — 32 %

Средний уровень сформированности — 36 %

Низкий уровень сформированности — 32 %

Результаты, полученные по всем показателям и сочетанию компонентов на констатирующем этапе эксперимента, показали, что уровень сформированности социокультурной компетенции у младших школьников недостаточный, это значит, что выдвинутая нами гипотеза о необходимости целенаправленной специальной работы по формированию у них социокультурных компетенций верна.

Таким образом, проведенный анализ теоретических аспектов проблемы формирования социокультурной компетенции младших школьников позволил сделать ряд выводов.

Под социокультурной компетенцией младших школьников понимается способность применять социокультурные знания, умения, способности и личные качества в процессе иноязычного общения.

Основными приёмами внеурочной деятельности по иностранному языку, направленными на повышение эффективности формирования социокультурной компетенции у младших школьников, являются: хочу спросить, раскрой своё я, работа в парах и т. д.

Литература:

  1. Абакумова И. В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков // Вопросы психологии. — 2003. — № 3. — С. 78–82.
  2. Артимович М. Д. В помощь руководителю кружка / М. Д. Артимович // Информационно-методический вестник. — 2013. — № 2 — С.17–25.
  3. Лопухина И. Логопедия. Звуки, буквы и слова. Веселые и занимательные игры, упражнения, стихи и скороговорки для гармоничного развития детей / И. Лопухина- М.: Корона-Век, 2014. — 144с
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2009
Основные термины (генерируются автоматически): социокультурная компетенция, иностранный язык, внеурочная деятельность, школьник, констатирующий этап эксперимента, контрольная группа, уровень, уровень владения, формирование, английский язык.


Похожие статьи

Формирование учебно-познавательной компетентности школьников по русскому языку и литературе с помощью ИКТ

Организация работы по развитию личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях начальной школы

Математический клуб как одна из форм организации внеурочной деятельности пятиклассников в условиях реализации ФГОС общего образования

Активные методы обучения в урочной и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку

Организация исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы как один из факторов повышения качества знаний

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения

Использование игровых технологий в формировании основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством проектной деятельности в ДОУ

Развитие познавательной активности студентов через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях по математике

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Похожие статьи

Формирование учебно-познавательной компетентности школьников по русскому языку и литературе с помощью ИКТ

Организация работы по развитию личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях начальной школы

Математический клуб как одна из форм организации внеурочной деятельности пятиклассников в условиях реализации ФГОС общего образования

Активные методы обучения в урочной и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку

Организация исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы как один из факторов повышения качества знаний

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения

Использование игровых технологий в формировании основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством проектной деятельности в ДОУ

Развитие познавательной активности студентов через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях по математике

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Задать вопрос