Основной целью обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе становится развитие личности учащегося, желающей и способной принимать участие в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности [4].
Практический компонент данной цели состоит в формировании у школьников социокультурной компетенции, обеспечивающей их основные познавательно- коммуникативные потребности на каждом этапе обучения и возможность приобщения к культурным ценностям народов — естественных носителей изучаемых языков. Социокультурная компетенция — это «сложное и поликомпонентное понятие, которое выступает объектом исследования таких наук, как педагогика, культурология, социальная психология, методика преподавания иностранных языков» [5, с. 42]. В Федеральном государственном образовательном стандарте формирование социокультурной компетенции обозначено как важнейшая составляющая коммуникативной иноязычной компетенции [4].
Социокультурную компетенцию принято рассматривать в качестве совокупности следующих субкомпетенций: страноведческой, поведенческой, психологической и лингвокультурной.
В современных условиях традиционные методы преподавания не в состоянии в достаточной мере обеспечить необходимый потенциал интеллектуального опережения, который выражается в готовности обучающихся к восприятию и усвоению новых идей, технологий и знаний. В связи с этим появляется необходимость поиска новых методов, способных обеспечивать подготовленность учащихся к быстрой смене технологий, характерных для современного общества.
В последние годы большое распространение в практике обучения иностранным языкам, в том числе и в процессе совершенствования социокультурной компетенции, получает метод проектов. Его популярность объясняется тем, что в силу своей дидактической сущности, метод проектов даёт учащимся возможность самостоятельно развивать их творческие возможности, а также умения самостоятельно добывать знания, систематизировать и использовать их для решения практических задач. Он также позволяет ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию. В различные моменты познавательной, прикладной, экспериментальной и творческой деятельности учащиеся могут совокупно применять ранее сформированные и формируемые интеллектуальные навыки и умения.
Метод проектов даёт учащимся возможность переместить акцент с лингвистического аспекта языка на содержательный. Школьники учатся выделять проблему, четко формулировать гипотезу, искать необходимую информацию с применением разных информационных ресурсов, осуществлять планирование возможных вариантов решения проблемы, формулировать выводы и проводить анализ полученных результатов на иностранном языке.
Успешность использования метода проектов объясняется тем, что он не только помогает учащимся успешно осваивать учебный материал, но и развивает у школьников творческий потенциал, интеллектуальные умения критического мышления, умение анализировать информацию, умение систематизировать полученные знания, способность использовать сформированные знания, навыки и умения для решения практических и познавательных задач. Проектный метод направлен на получение практического результата, он также ориентирован на способности и интересы учащихся, что делает его незаменимым для современного образования.
В связи с вышесказанным была определена проблема исследования: как организовать эффективное использование метода проектов на уроках английского языка на завершающей ступени обучения в средней общеобразовательной школе с целью формирования у обучающихся социокультурной компетенции.
Объектом исследования выступает процесс формирования социокультурной компетенции учащихся на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации (школе).
Предметом исследования является специфика использования метода проектов для формирования у обучающихся социокультурной компетенции.
Цель исследованиязаключается в разработке научно обоснованной методики использования метода проектов на уроке иностранного (английского) языка для формирования у старшеклассников социокультурной компетенции.
Гипотеза исследованиясостоит в следующем: использование метода проектов на уроках английского языка на завершающей ступени обучения в средней общеобразовательной школе может способствовать повышению уровня социокультурной компетенции обучающихся:
− если разработана технология обучения проектной деятельности учащихся на завершающей ступени обучения иностранному языку;
− если отобранные проблемы для проектной деятельности будут соотнесены с программой обучения иностранному языку на завершающей ступени обучения в общеобразовательной школе, с одной стороны, а с другой, — будут доступны по сложности и подобраны с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
− проанализировать понятие социокультурной компетенции;
− изучить проблемы формирования социокультурной компетенции;
− рассмотреть условия формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка;
− изучить особенности применения метода проектов для формирования у обучающихся социокультурной компетенции;
− провести эмпирическое исследование влияния метода проектов на уровень развития социокультурной компетенции учащихся;
− сформулировать методические рекомендации по применению метода проектов на уроках иностранного языка на завершающей ступени обучения в общеобразовательной школе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретические: критический анализ специальной литературы; вероятностное прогнозирование; анализ и синтез; классификация; обобщение; проектирование; моделирование;
эмпирические: наблюдение за организацией педагогического процесса и деятельностью учителя и учащихся во время прохождения педагогической практики; педагогический эксперимент; анкетирование; тестирование; статистическая обработка, обобщение и интерпретация полученных данных.
С учётом отсутствия методик для диагностики уровня развития социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка, нами использовались тесты, позволяющие выявить уровень развития ее составляющих: страноведческой, лингвокультурной, поведенческой и психологической субкомпетенций. Для экспериментального исследования нами был использован следующий комплекс методик: тесты «Страноведение. Великобритания» [2] и «Страноведение» [3] для выявления уровня сформированности страноведческой субкомпетенции у учащихся; тест «Семантическое сравнение английских и русских пословиц и поговорок» [1] для выявления уровня лингвокультурной субкомпетенции; составленная нами анкета для определения уровня поведенческой субкомпетенции школьников и составленный нами тест для определения психологической субкомпетенции школьников на уроках английского языка.
Первоначально учащиеся должны были пройти тест для выявления уровня страноведческой субкомпетенции. У большинства учащихся (60 %) был определен средний уровень развития. После дополнительно проведенного опроса было выявлено, что у них есть сложности в восприятии материала в форме лекции-монолога, т. к. факты и события сливаются воедино и это мешает запоминать материал.
По результатам теста «семантическое сравнение английских и русских пословиц и поговорок» было выявлено, что у 56,6 % учащихся преобладает средний уровень развития лингвокультурной субкомпетенции. Так, им знакомы многие пословицы и поговорки, однако никто им не объяснял подробно, по какому принципу в них употребляются некоторые слова. В процессе беседы с учащимися удалось выяснить, что подобные пословицы, поговорки и фразеологизмы они изучают следующим образом: учитель выдает список фраз, которые необходимо запомнить к следующему уроку. Данные фразы не прорабатываются, не объясняются школьникам, поэтому многие справились с заданиями теста, но объяснить свой выбор не смогли.
По результатам оценки поведенческой субкомпетенции было выявлено, что у 56,6 % учащихся преобладает средний уровень ее развития — они знают особенности общения с носителями английского языка, обращения к людям, однако не в полной мере знакомы с нормами этикета и с особенностями невербального общения.
Оценка уровня развития психологической субкомпетенции показала, что у 60 % испытуемых преобладает средний уровень ее развития. При этом учащиеся отметили, что изучению особенностей менталитета англичан не уделяется должного внимания.
Таким образом, можно сказать, что у учащихся преобладает средний уровень развития социокультурной компетенции и для того, чтобы его повысить, необходимо работать над каждой из субкомпетенций отдельно.
В связи с обозначенной целью был разработан ряд уроков, подразумевающих применение проектного метода. Все уроки были организованы в соответствии с единой технологией обучения: наличие проблемы (практической, исследовательской, информационной), проектирование (планирование), осуществление поиска информации, получение некоего продукта, его презентация [6, с. 13]. В процессе экспериментального обучения были реализованы различные типы проектов по направленности деятельности: практико-ориентированный, информационный, исследовательский, творческий и ролевой с элементами информационного проекта; по срокам реализации: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты.
Проведение контрольной диагностики подтвердило предположение о том, что использование метода проектов на уроках английского языка на завершающей ступени обучения в общеобразовательной школе может способствовать повышению уровня социокультурной компетенции обучающихся.
В таблице 1 представлены итоги диагностики, полученные с помощью методик для определения уровней развития субкомпетенций, составляющих социокультурную компетенцию.
Таблица 1
Сводная таблица уровней развития субкомпетенций, составляющих социокультурную компетенцию: до ипосле внедрения метода проектов
Уровни развития |
Страноведческая субкомпетенция |
Лингвокультурная субкомпетенция |
Поведенческая субкомпетенция |
Психологическая субкомпетенция |
||||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
|
Низкий |
23,3 % |
10,0 % |
26,7 % |
13,4 % |
26,7 % |
10,0 % |
26,7 % |
10,0 % |
Средний |
60,0 % |
50,0 % |
56,6 % |
43,3 % |
56,6 % |
50,0 % |
60,0 % |
46,7 % |
Высокий |
16,7 % |
40,0 % |
16,7 % |
43,3 % |
16,7 % |
40,0 % |
13,3 % |
43,3 % |
Из таблицы видно, что процент учащихся с низким уровнем социокультурных субкомпетенций снизился по всем субкомпетенциям, в то время как процент учащихся с высоким уровнем — значительно вырос.
Таким образом, можно сказать, что поставленная гипотеза подтвердилась: использование метода проектов на уроках английского языка на завершающей ступени обучения в общеобразовательной школе может способствовать повышению уровня социокультурной компетенции обучающихся: если разработана технология обучения проектной деятельности учащихся на завершающей ступени обучения иностранному языку; если выявленные проблемы для проектной деятельности будут соотнесены с программой обучения иностранному языку на завершающей ступени обучения в общеобразовательной школе, с одной стороны, а с другой, будут доступны по сложности и подобраны с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся.
Использование метода проектов на уроках английского языка способствует повышению показателей развития всех видов субкомпетенций, составляющих социокультурную компетенцию. Чем выше показатели страноведческой, лингвокультурной, поведенческой и психологической субкомпетенций, тем, соответственно, выше уровень развития социокультурной компетенции
В дальнейших исследованиях рассмотренной темы представляется целесообразным рассмотреть использование метода проектов на начальной и средней ступенях обучения иностранному языку, а также провести сравнительный анализ эффективности использования метода проектов в процессе обучения школьников иностранному языку на всех ступенях обучения в общеобразовательной организации.
Литература:
- Тест по английскому языку «Семантическое сравнение английских и русских пословиц и поговорок» [Электронный ресурс]. — URL: https://infourok.ru/material.html?mid=7475 (дата обращения: 15.11.2017)
- Тест по английскому языку на тему «Страноведение. Великобритания» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.metod- kopilka.ru/test_po_angliyskomu_yazyku_na_temu_stranovedenie._velikobritaniya- 7132.htm (дата обращения: 15.11.2017).
- Тест по английскому языку на тему «Страноведение» (10–11 класс) [Электронный ресурс]. — URL: https://infourok.ru/test-po-angliyskomu-yaziku- na-temu-stranovedenie-klass-2477952.html (дата обращения: 15.11.2017).
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ug.ru/new_standards/5 (дата обращения: 07.11.2017).
- Шишканова, В. В. Социокультурная компетенция как компонент иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза в аспекте поликультурного образования [Текст] / В. В. Шишканова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. — 2013. — № 3 (663). — С. 41–52.
- Phillips, D. Projects with Young Learners / D. Phillips, S. Burwood, H. Dunford. — Oxford: Oxford University Press, 1999. — 365 p.