Организация работы с родителями по развитию детских интересов в области ранней профориентации
Автор: Лифанова Наталья Викторовна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.
Дата публикации: 27.01.2023
Статья просмотрена: 787 раз
Библиографическое описание:
Лифанова, Н. В. Организация работы с родителями по развитию детских интересов в области ранней профориентации / Н. В. Лифанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 78-79. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8022/ (дата обращения: 16.12.2024).
Безусловно, роль педагога в формировании детских интересов к профессиям велика. Однако не меньшее значение имеет участие родителей.
Семья — это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером.
Со стороны родителей профориентационная составляющая может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, так как на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего, доступные беседы о себе, своей работе, пояснение произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.
Еще более эффективной работав данном направлении становится, если родители будут «включены» в профориентационную деятельность дошкольного учреждения. Хорошей традицией стало проведение « Фестиваля родительских профессий» , который в наших детских садах проводится ежегодно в начале учебного года.
В группе дети часто с воодушевлением рассказывают о профессии своих родителей. Однако, как показывает практика, они мало знают или вообще не знают о существовании других профессий, поэтому и возникла идея создания Фестиваля, в котором дети познакомятся с разнообразием профессий, а родители станут полноправными участниками образовательного процесса.
В основе проведения Фестиваля лежат как традиционные формы и методы работы с детьми (беседы, игры, чтение литературы и пр.), так и специально организованное взаимодействие с родителями, позволяющее расширить спектр источников познания и развития детских интересов.
В пандемию Фестиваль приобрел свои особенности — это дистанционный формат взаимодействия.
Ведь раньше родители воспитанников — представители различных профессий — приглашались в детский сад. Беседы с ними, рассматривание принесенных ими орудий труда, фотоматериалов, а главное — живое общение с мамой или папой одногруппника вызывали неподдельный интерес дошкольников.
Теперь эту форму работы заместило «виртуальное гостевание».
Его суть состоит в следующем. Родители записывают небольшой видеоролик, в котором рассказывают о своей профессии, и проводят виртуальную экскурсию по своему рабочему месту. Экскурсии — самый эффективный вид профориентационной деятельности. Учитывая возраст детей, программное содержание, инфраструктуру нашего города, нами были организованы виртуальные экскурсии: в медицинский центр,в багетную мастерскую, на завод, в прачечную, библиотеку, школу, супермаркеты «Магнит», «Пятёрочка», аптеку, парикмахерскую, на почтуи другие.
Современная действительность расширила круг сегодняшних профессий. Фестиваль помог сформировать у детей представления также о профессиях родителей, которые работают на дому. Здесь мы использовали технологию «Юный блогер» . Мальчишки и девчонки уже сами рассказывали о профессии своей мамы и о её рабочем месте дома. Так мы узнали о профессии фрилансера, маникюриста, швеи, кондитера, программиста и др.
Так пополняется электронная «копилка» группы интересными материалами от родителей по развитию интереса у дошкольников к различным видам профессий — виртуальные экскурсии, фотографии, видеорассказы и видеоролики о профессиях.
Еще одним из эффективных способов включения родителей в процесс ознакомления дошкольников с профессиями стал День открытых дверей-онлайн . «День открытых дверей» дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы в ранней профориентации детей, заинтересовать и привлечь к участию. Проводится экскурсия по дошкольному учреждению с помощью онлайн-трансляций через мессенджеры. Начинается с посещения группы с целью ознакомления с предметно-развивающей средой. Возможен показ фрагмента работы дошкольного учреждения, например, коллективный труд детей. В ходе трансляции выясняют впечатления родителей, отвечают на возникшие вопросы.
Онлайн-открытые просмотры занятий и других форм профориентационной работы очень много дают родителям, т. к. они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, которая отличается от семейной, а также родители могут перенять у педагога приемы обучения и воспитательного воздействия.
В помощь родителям педагоги готовят виртуальные материалы для семейных занятий дома. На своих персональных сайтах воспитатели создали коллекцию познавательного контента (онлайн-викторины, онлайн-кроссворды, онлайн-квесты по профориентации и др.). Такие материалы представляются родителям систематически, в виде ссылки.
Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов позволит существенно повысить вариативность и наглядность образовательного процесса, обеспечить оперативность обратной связи с родителями.
Например, использование сервисов Google позволило организовать ряд фотовыставок рисунков на онлайн-доске «Профессии моих родителей».
Обращение к возможностям цифровой платформы ZOOM обеспечило достойное проведение онлайн-консультаций и родительских конференций.
Онлайн-консультации могут поводиться индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих схожие вопросы в организации профориентации или, наоборот, успехи в воспитании интереса к профессии. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов (например: «С какого возраста начинать?», «Как знакомить детей с миром профессий», др.). Формы проведения консультаций различны: квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например на тему «Кем я хочу быть», «Знакомим детей с профессиями»).
Более масштабное мероприятие, организованное с помощью цифровой платформы ZOOM, представляет собой онлайн-конференция , основная цель которой — обмен опытом профориентационной деятельности. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции между детскими садами объединения. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п.
Таким образом, положительные результаты в профориентационном развитии детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества дошкольного учреждения и семей воспитанников, при активном использовании современных дистанционных средств взаимодействия.