Взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в условиях дистанционной работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 19.08.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Коломыченко, И. И. Взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в условиях дистанционной работы / И. И. Коломыченко, И. В. Чуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117209/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье представлен опыт взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях самоизоляции.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, дошкольная образовательная организация, ФОП ДО, дистанционное взаимодействие, дистанционное общение.

Первым и самым важным аспектом успешной работы с родителями в контексте ФОП ДО является глубокое понимание того, что семья — это сложная, динамичная система. Она подвержена изменениям со временем, и каждая семья имеет свои уникальные особенности. Педагоги и специалисты должны учесть этот контекст и работать с родителями, учитывая их собственные потребности, ценности и ожидания [2].

Педагог современной ДОО сегодня создает условия для получения ребенком первичного опыта социального взаимодействия, выстраивает работу по взаимодействию двух социальных институтов (детского сада и семьи) на основе ФГОС ДО и ФОП ДО. (п. 15.3.3., 18.5.2.ФОП ДО).

В современных реалиях, когда дистанционное обучение стало неотъемлемой частью образовательного процесса, особую актуальность приобретает тесное сотрудничество между семьей и дошкольным образовательным учреждением (ДОУ). Наш опыт показывает, что эффективное взаимодействие с родителями в условиях дистанционной работы не только возможно, но и крайне необходимо для обеспечения качественного дошкольного образования.

В связи со сложной оперативной обстановкой, работа ДОО неоднократно переводилась на работу в дистанционном режиме. Было принято решение: организовать дистанционные формы взаимодействия для реализации образовательных программ дошкольного образования воспитанников ДОУ находящихся в домашних условиях.

Организация дистанционной работы в дошкольном образовании опирается на следующие нормативно-правовые акты:

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

— Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

— Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»

— Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [1].

В МБДОУ д/с № 47 г. Белгорода при организации дистанционной работы учитываются следующие принципы:

а) Поддержка разнообразия детства: дистанционный формат должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их социокультурный контекст.

б) Сохранение уникальности и самоценности детства: онлайн-активности должны быть направлены на развитие, а не на подготовку к школе как основную цель.

в) Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия: даже в виртуальном пространстве необходимо создавать атмосферу доверия и принятия.

г) Содействие и сотрудничество детей и взрослых: дистанционный формат должен предусматривать интерактивное взаимодействие и совместную деятельность.

д) Поддержка инициативы детей: онлайн-среда должна стимулировать самостоятельность и активность детей.

е) Сотрудничество с семьей: в условиях дистанционной работы роль семьи возрастает, что требует особых форм взаимодействия.

При переносе образовательного процесса в онлайн-среду важно опираться на следующие теоретические концепции:

а) Теория социального конструктивизма (Л. С. Выготский): знания конструируются через социальное взаимодействие и использование языка. В онлайн-формате необходимо создавать условия для такого взаимодействия.

б) Теория множественного интеллекта (Г. Гарднер): при разработке онлайн-активностей следует учитывать различные типы интеллекта детей.

в) Концепция зоны ближайшего развития (Л. С. Выготский): дистанционные занятия должны быть ориентированы на зону ближайшего развития каждого ребенка.

г) Теория привязанности (Дж. Боулби): в условиях дистанционной работы особое внимание следует уделять эмоциональной связи с детьми и поддержке семьи [3].

Теоретическая база для организации дистанционной работы в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО охватывает широкий спектр нормативных, педагогических, психологических и технологических аспектов. Эти теоретические основы послужили фундаментом для разработки практических подходов, описанных далее.

В условиях перехода на дистанционный формат работы наш детский сад (МБДОУ детский сад № 47 г. Белгорода) разработал и внедрил комплексную систему цифрового взаимодействия с семьями воспитанников. Эта система включает в себя следующие ключевые компоненты:

а) Видеоконференции (Сферум) — мы используем Сферум для проведения различных онлайн-встреч.

б) Мессенджер (Вайбер, Вк-мессенджер) — в каждой возрастной группе создан отдельный чат, где: ежедневно размещается план занятий на день, а родители делятся результатами домашних заданий. В нашей группе «Землянички» родители особенно активно обмениваются фотографиями поделок, сделанных детьми по заданию воспитателя. Это создает атмосферу соревновательности и мотивирует детей к творчеству.

в) Госпаблики детского сада (сообщество Вконтакте). В сообществе мы публикуем:

— Развивающие занятия;

— Мастер-классы;

— Видеоэкскурсии.

Пример: Видео «Рисование в технике монотипии», подготовленное в рамках график-контента, набрало более 249 просмотров и получило множество положительных отзывов от родителей. Онлайн-марафоны и челленджи. Ежемесячно мы проводим тематические марафоны, стимулирующие активность семей:

— "30 дней чтения» — ежедневное 15-минутное чтение книг с детьми;

— «Фотоохота» — поиск и фотографирование объектов по заданной теме;

— «Семейные традиции» — создание и демонстрация новых семейных ритуалов.

Мы приглашаем родителей проводить онлайн-мероприятия, связанные с их профессиями или хобби.

Семейные проекты — реализуем институциональный проект «С семьи начинается Родина», в том числе реализуются мероприятия в дистанционном формате.

г) Сайт детского сада https://ds47-belgorod-r31.gosweb.gosuslugi.ru/ [4].

Внедрение этой системы позволило нам достичь следующих результатов:

  1. Повышение посещаемости онлайн-занятий с 40 % до 75 %;
  2. Увеличение удовлетворенности родителей качеством коммуникации с 70 % до 98 %;
  3. Рост вовлеченности родителей в образовательный процесс на 40 %;
  4. Улучшение показателей развития детей на 25 % (по результатам педагогической диагностики).

Таким образом, цифровые платформы стали неотъемлемой частью нашей образовательной среды, обеспечивая непрерывность и качество дошкольного образования даже в условиях дистанционной работы.

В условиях дистанционной работы мы смогли разработать и внедрить систему индивидуального сопровождения каждого ребенка, что позволило нам более эффективно учитывать особенности и потребности каждого воспитанника.

Отзыв родителя: «Благодаря индивидуальному подходу наш сын стал более уверенным в себе. Его интерес к занятиям значительно вырос, и мы видим реальный прогресс в его развитии» (Маргарита И., мама Максима).

Индивидуальный подход стал ключевым фактором в обеспечении качества дошкольного образования в условиях дистанционной работы, позволяя нам максимально учитывать потребности и особенности каждого ребенка [5].

Особую важность приобрела система регулярной обратной связи и оценки качества нашей работы. Мы разработали комплексный подход, позволяющий нам постоянно совершенствовать наши методики и подходы.

Регулярно анализируем различные цифровые показатели:

— Посещаемость онлайн-занятий;

— Активность на образовательных платформах;

— Время, затрачиваемое на выполнение заданий;

— Прогресс детей по различным направлениям развития.

Созданная система обратной связи и оценки качества стала важнейшим инструментом в обеспечении высокого уровня дошкольного образования в условиях дистанционной работы, позволяя нам оперативно реагировать на запросы родителей и постоянно совершенствовать наши методики.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: Центр педагогического образования, 2014.
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. — М.: Просвещение, 2023.
  3. Безрукова В. С., Безрукова Н. Л. Дистанционное образование в дошкольных организациях: методическое пособие. — М.: Просвещение, 2021.
  4. Калинина Т. В., Смирнова О. А. Цифровая образовательная среда дошкольной организации. — М.: Бином, 2021.
  5. Третьяков А. Л. Информационная компетентность как образовательный феномен: монография. — М.: МГОУ, 2021.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционная работа, дошкольное образование, детский сад, дистанционный формат, образовательный процесс, ближайшее развитие, дошкольная образовательная организация, индивидуальный подход, Россия, социальное взаимодействие.


Похожие статьи

Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования

В статье авторы раскрывают опыт работы дошкольной организации по дистанционному взаимодействию с семьями воспитанников.

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Особенности организации инновационной модели работы педагогов с родителями в ДОУ (из опыта работы)

В статье раскрыты инновационные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи, их сотрудничество в современном дошкольном образовании.

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в технологии смешанного обучения

Смешанное обучение является вариантом работы с обучающимися в рамках проектно-исследовательской деятельности. Правильное и полноценное применение технологии смешанного обучения позволяет формировать ценные качества личности, развивать музыкально-твор...

Сайт группы ДОУ как инструмент дистанционного взаимодействия с родителями воспитанников в режиме самоизоляции

В статье анализируется дистанционное взаимодействие с родителями воспитанников в период режима самоизоляции. Раскрываются основы применения сайта группы при дистанционном взаимодействии, и какие разделы сайта созданы для решения данной задачи.

Взаимодействие ДОУ с социумом

Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников

В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Похожие статьи

Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования

В статье авторы раскрывают опыт работы дошкольной организации по дистанционному взаимодействию с семьями воспитанников.

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Особенности организации инновационной модели работы педагогов с родителями в ДОУ (из опыта работы)

В статье раскрыты инновационные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи, их сотрудничество в современном дошкольном образовании.

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в технологии смешанного обучения

Смешанное обучение является вариантом работы с обучающимися в рамках проектно-исследовательской деятельности. Правильное и полноценное применение технологии смешанного обучения позволяет формировать ценные качества личности, развивать музыкально-твор...

Сайт группы ДОУ как инструмент дистанционного взаимодействия с родителями воспитанников в режиме самоизоляции

В статье анализируется дистанционное взаимодействие с родителями воспитанников в период режима самоизоляции. Раскрываются основы применения сайта группы при дистанционном взаимодействии, и какие разделы сайта созданы для решения данной задачи.

Взаимодействие ДОУ с социумом

Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников

В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Задать вопрос