Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 07.12.2014

Статья просмотрена: 235 раз

Библиографическое описание:

Ситникова, С. А. Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося / С. А. Ситникова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6734/ (дата обращения: 19.04.2024).

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Ключевые слова: нравственные ценности и идеалы, патриотическое воспитание, музейная педагогика, профессиограмма, проектная деятельность, культурное наследие.

 

Как организовать уроки литературы и истории, чтобы создать условия для развития творческих способностей учащихся и возможности самовыражения, для становления у них системы духовных и нравственных ценностей и идеалов? Как воспитать интерес, уважение и бережное отношение к литературному, историческому и культурному наследию? Как преодолеть нехватку времени на уроке и справиться с большим объемом информации?

Развитие новых педагогических технологий, творческий подход, формирование универсального умения решать возникающие проблемы могут помочь ответить на все эти вопросы.

Среди существующих образовательных технологий самым эффективным и интересным я считаю метод проектов. Именно он позволяет формировать и развивать самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, без которой современный урок литературы невозможен.

Важна и роль музея в развитии личности школьника. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию [13, с.23]. Среди интересных достопримечательностей города Липецка значится музей Липецкого авиацентра имени Валерия Чкалова. Но школьники, к сожалению, не имели достаточно сведений о нем. В своем исследовании мы с учениками седьмых классов решили изучить историю и современность данного музея.

Музей Липецкого авиацентра рассчитан на взрослых и детей. Дети — будущее нашего общества. Если мы хотим воспитать достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в них духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед.

Актуальность данного проекта, связанная с изучением истории и современности Липецкого авиацентра имени В. Чкалова, определяется необходимостью системного обобщения существующих данных о Липецком авиацентре в целях формирования активной жизненной позиции, воспитания патриотизма, любви к истории родного края.

Цель данного проекта — выяснить, чем интересен один из музеев города Липецка — музей Липецкого авиацентра имени Валерия Чкалова, создать профессиограмму «Профессия — летчик». Для человека, стоящего на пороге взрослости, возникает множество проблем, связанных с профессиональным самоопределением и с жизненными перспективами. Ведь от того, как человек правильно выберет для себя специальность, зависит вся его последующая жизнь.

Проводимые по выбранной теме исследования помогут учащимся избежать ошибок в дальнейших предполагаемых действиях по выбору профессии. Продукт данного проекта: составление профессиограммы — «Профессия — летчик», разработка внеклассного мероприятия — «Истории Липецкого авиацентра посвящается».

Мы решили совершенствовать знания учащихся о родном городе и о Липецком авиацентре в частности. Посетив музей Липецкого авиацентра имени В. Чкалова, мы познакомились с историей и современностью центра, увидели экспонаты музея, увидели, как с помощью компьютерной техники совершается дозаправка самолета в воздухе, получили возможность из первоисточников узнать о летчиках-героях, обучавшихся в центре, живущих и работающих в наше время. После посещения музея был разработан тематический классный час — «История и современность Липецкого авиацентра имени Валерия Чкалова».

Изучив необходимую литературу и документы, мы с семиклассниками создали профессиограмму «Профессия — летчик». Профессиограмма — это документ, содержащий описание содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества) [8, с.23].

Рис. 1. Посещение музея Липецкого авиацентра имени Валерия Чкалова

 

Мы определили, что летно-испытательная работа имеет целый ряд особенностей: необычные профессиональные условия; сверхтрудная деятельность в условиях дефицита времени; высокая ответственность за новые опытные образцы самолета; влияние больших перегрузок на состояние здоровья летчика; влияние стрессов на здоровье летчика; повышенные требования к состоянию здоровья летчика; высокая социальная стоимость летчика-испытателя; высокая социальная оценка труда летчика-испытателя.

В итоге нашей совместной проектной деятельности мы подготовили презентацию «История и современность Липецкого авиацентра имени Валерия Чкалова».

Начался новый век, но культура по-прежнему не входит в число приоритетов в нашей стране. Проблемы науки, образования, духовности отодвинуты на задний план под давлением экономики и всего, что с этим связано. Большой вред национальной культуре России нанесла и массовая западная культура.

Что же делать в сложившейся ситуации? Как вернуть ребенка к истокам культуры, к пониманию духовных ценностей, к тому, что хорошо, а что плохо?

Чтобы приобщить ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить школьника в культурно-историческое пространство. Особая роль в этом принадлежит музею, именно он приходит на помощь образованию. Он выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. Поэтому очень важен процесс интеграции музейного дела, образования и культуры. Сливаясь в единое цело, музей и образование формируют духовность человека.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

 

Литература:

 

1.                  Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. \Труды Государственного исторического музея. Вып.52; под общ. ред. А. Б. Закс и Л. Е. Янбых.- М.: 2009. — 326 с.

2.                  Богуславский С. Р. Школьный музей-клуб: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2009. — 234 с.

3.                  Борисов Н. С., Дранишников В. В., Иванов П. В., Кацюба Д. В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. — М., 2007. — 256 с.

4.                  Бутиков Г. П. Воспитательный потенциал российских музеев — СПб.: Ассоциация музеев России, 2008. — 190 с.

5.                  В небе над Нижним Тагилом прошел воздушный бой. http://www.vesti.ru

6.                  Ванслова Е. Г., Юхневич М. Ю., Чумалова Т. П. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. — М., 1999. — 35 с.

7.                  Воронин А. А. Музеи как креативное пространство культуры //Философские исследования. — 1994.– № I. — С.69–84.

8.                  Гарбер Е. И., Козача В. В. Методика профессиографии. Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 1992. — 267 с.

9.                  Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учет, использование. Учебное пособие для студентов вузов. \И. А. Альтман, А. А. Курносов, В. Е. Туманов и др.; Под ред. С. О. Шмидта.- М.: 2008. — 265 с.

10.              Кантор Ю. Заклятая дружба. Секретное сотрудничество СССР и Германии в 1920–1930-е годы. СПб.: Питер, 2009. C. 78–79

11.              Коваль М. Ю. Дети в музее: размышления психолога. — М.,2009. — 216 с.

12.              Логинов А. Рассекреченный город Липецк. ttp://www.mygorod48.ru

13.              Новоселова А. С. Зобачева Р. Д. Музейная педагогика как средство саморазвития личности.– Пермь, 2000. — 315 с.

14.              Огоновская А. С. Актуализация личности учащихся средствами музейной педагогики // Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Екатеринбург, 2007. — 46 с.

15.              Соколы России составят конкуренцию «Стрижам» и «Русским витязям» http://www.lipetsknews.ru

16.              Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. — М., 2009. — 244 с.

17.              Тихонов Ю. Н. Рассекреченный город. — Саратов, 2011. — 246 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Липецкий авиацентр имени, Липецкий авиацентр, музейная педагогика, музей, проектная деятельность, воспитание патриотизма, История, культурное наследие, посещение музея, состояние здоровья летчика.

Похожие статьи

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

Но в педагогической литературе патриотическому воспитанию средствами музея мало

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история

детский сад, музейная педагогика, Великая Отечественная война, музей, ребенок, Боевая...

Компонент гражданско-патриотического воспитания...

...Т. В., Шакимов В. Б., Матвеева Е. З., Мельник С. В. Компонент гражданско-патриотического воспитаниямузейная педагогика

И в этом музей истории училища играет ведущую роль. В настоящее время, музей, является важным направлением воспитательной работы.

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся...

экскурсия, молодое поколение, патриотическое воспитание, любовь, Родина, родной край, истинный патриотизм, современное общество, Отечество, история.

Музейная педагогика в системе дошкольного образования...

Музейная педагогика должна служить комплексному развитию, воспитанию патриотизма, гражданственности идуховности дошкольников.

Столяров Б. Педагогическая деятельность музея / Б.Столяров — Дошкольное воспитание, 2002, № 11. стр.66.

Музей боевой славы как инновационная форма работы по...

Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Чтобы приблизить маленьких детей к истории своего народа, в нашем детском саду «Радуга» был создан музей «Боевой Славы».

Использование ресурсов проектной деятельности в системе...

Библиографическое описание: Гулевская С. В. Использование ресурсов проектной деятельности в системе патриотического воспитания

‒ систематизирован материал для школьного музея; ‒ получены ответные благодарственные письма от старейших учителей.

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной...

Из определения педагогического словаря, музейная педагогика — это область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей...

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

музей, культурно-образовательная деятельность, музейная аудитория, музейная информация, музейная деятельность, музейная

Понятие «музейная педагогика» трактуется как область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной...

Воспитательный потенциал музейной экскурсии...

экскурсия, музейная экскурсия, музей, ребенок, музейный предмет, работа, экскурсионная работа, музейная культура, бережное отношение, культурное наследие.

Похожие статьи

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

Но в педагогической литературе патриотическому воспитанию средствами музея мало

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история

детский сад, музейная педагогика, Великая Отечественная война, музей, ребенок, Боевая...

Компонент гражданско-патриотического воспитания...

...Т. В., Шакимов В. Б., Матвеева Е. З., Мельник С. В. Компонент гражданско-патриотического воспитаниямузейная педагогика

И в этом музей истории училища играет ведущую роль. В настоящее время, музей, является важным направлением воспитательной работы.

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся...

экскурсия, молодое поколение, патриотическое воспитание, любовь, Родина, родной край, истинный патриотизм, современное общество, Отечество, история.

Музейная педагогика в системе дошкольного образования...

Музейная педагогика должна служить комплексному развитию, воспитанию патриотизма, гражданственности идуховности дошкольников.

Столяров Б. Педагогическая деятельность музея / Б.Столяров — Дошкольное воспитание, 2002, № 11. стр.66.

Музей боевой славы как инновационная форма работы по...

Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Чтобы приблизить маленьких детей к истории своего народа, в нашем детском саду «Радуга» был создан музей «Боевой Славы».

Использование ресурсов проектной деятельности в системе...

Библиографическое описание: Гулевская С. В. Использование ресурсов проектной деятельности в системе патриотического воспитания

‒ систематизирован материал для школьного музея; ‒ получены ответные благодарственные письма от старейших учителей.

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной...

Из определения педагогического словаря, музейная педагогика — это область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей...

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

музей, культурно-образовательная деятельность, музейная аудитория, музейная информация, музейная деятельность, музейная

Понятие «музейная педагогика» трактуется как область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной...

Воспитательный потенциал музейной экскурсии...

экскурсия, музейная экскурсия, музей, ребенок, музейный предмет, работа, экскурсионная работа, музейная культура, бережное отношение, культурное наследие.