Использование ресурсов проектной деятельности в системе патриотического воспитания школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 28.04.2016

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Гулевская С. В. Использование ресурсов проектной деятельности в системе патриотического воспитания школьников // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1096-1101. — URL https://moluch.ru/archive/113/28815/ (дата обращения: 26.09.2018).



Пояснительная записка

Образовательные стандарты нового поколения предполагают реализацию системно-деятельностного подхода к вопросам воспитания личности школьника, при котором основным элементом работы учащихся является освоение деятельности, особенно ее новых видов, таких как проектно-исследовательская и творческая. Опираясь на это, я использую в своей работе метод проектов, цель которых — воспитание патриота, знающего историю своей Родины и способного хранить память, помогать землякам, героически защищавшим Отечество в годы суровых испытаний. Мною совместно с учащимися нашей школы разработаны и осуществляются несколько проектов, направленных на воспитание гражданственности и патриотизма.

Проект «Незабытые имена»

(Работа над проектом рассчитывалась на 1 учебный год)

Цель: найти малоизвестных героев войны, увековечить их память.

Задачи:

‒ По архивным данным и воспоминаниям живых свидетелей войны собрать материал о малоизвестных героях;

‒ написать творческие и краеведческие работы, посвящённые этим героям;

‒ разыскать семьи героев и вручить им памятные альбомы

Прогнозируемый иполученный результат: собран материал о малоизвестных героях Великой Отечественной войны, написаны и вручены памятные альбомы семьям героев.

Проект рассчитан на учащихся среднего и старшего звена; работа учащихся осуществляется в малых группах.

Этапы работы:

  1. Постановка цели и задач.
  2. Работа в архивах города Калуги и области.
  3. Систематизация собранного материала.
  4. Поиск семей малоизвестных героев Великой Отечественной войны.

(На данном этапе работы группа учащихся седьмого класса даёт запрос о местонахождении дочери подпольщика «Ясного», Викторина Зарецкого. Из Брянской области приходит подтверждение, что дочь проживает в городе Сельцо)

  1. Работа над памятными альбомами, посвящёнными малоизвестным героям. (Начинается работа над альбомом памяти подпольщика Викторина Зарецкого)
  2. Учащийся, возглавляющий группу, распределяет обязанности ребят: восстановление старых архивных фотографий, написание сочинения о подвиге «Ясного», создание рисунков. На этом этапе особенно ярко видны элементы самоорганизации учащихся, высокий уровень самостоятельной и творческой работы.
  3. Творческое оформление журнала «Человек большого сердца» и одноимённого альбома для дочери подпольщика В.Зарецкого.

  1. Встреча с дочерью подпольщика «Ясного» Зарецкой Ниной Викториновной, вручение памятного журнала и альбома. Ответное благодарственное письмо Нины Зарецкой для Макаровой Арины.

  1. Самоанализ учащейся 7 класса, руководившей малой группой.

Проект «Войны свидетели живые»

(Проект рассчитан на год, в настоящее время завершён)

Цель: сохранить память о детях войны — учителях нашей школы

Задачи:

‒ Разыскать учителей нашей школы, которые детьми пережили войну;

‒ встретиться с ними, записать их воспоминания о военных и послевоенных годах;

‒ подготовить и вручить каждому учителю памятный именной журнал;

‒ оформить школьную фотовыставку;

‒ создать каталог воспоминаний о военном времени;

‒ подготовить презентацию «Сердце, отданное детям», посвящённую старейшим учителям нашей школы.

В проекте задействованы учащиеся среднего звена. Возглавляет работу ученица 8 класса Бондарева Екатерина. Учитель консультирует.

Прогнозируемые и достигнутые результаты: собраны сведения об учителях- детях войны, систематизированы в единый каталог, подготовлена фотовыставка.

DSCN1462 DSCN1218 DSCN0881

Продукт проекта: именные журналы, посвящённые учителям, под общим названием «Вам, дети войны».

Ход работы:

  1. Учащиеся ставят цель и задачи проекта. Учитель вносит поправки, корректирует.
  2. Работа учащихся в малых группах, поиск адресов учителей, переживших военное время.
  3. Встречи со старейшими учителями школы, беседы с ними, которые фиксируются учащимися-операторами на видеокамеру. (Согласие учителей получено заранее)

  1. Работа над именными журналами под общим названием «Вам, дети войны», торжественное вручение журналов учителям

  1. Самоанализ учащихся, задействованных в проекте. Итоги.
  2. Праздничное чаепитие с приглашёнными в школу учителями-детьми войны.
  3. Самоанализ учителя, руководившего проектом. (Основные итоги:

‒ учащиеся овладели навыками работы в малых группах;

‒ показали умение работать по чётко сконструированному проектному плану;

‒ решена воспитательная задача по сохранению исторической памяти;

‒ ребята показывают практические навыки коммуникативного общения;

‒ впервые в школьной внеклассной работе удалось задействовать заинтересовавшихся детей «группы риска»;

‒ систематизирован материал для школьного музея;

‒ получены ответные благодарственные письма от старейших учителей

Проект «Непобеждённые»

(Долгосрочный. Не завершён. Идёт работа над проектом)

Цель: познакомить учащихся ижителей города сподвигом живущих вКалуге иобласти ветеранов.

Задачи:

  1. Встретиться с ветеранами Великой Отечественной войны, зафиксировать их воспоминания.
  2. Подготовить для каждого ветерана памятный журнал «Вам, дорогие ветераны».
  3. Торжественно вручить журналы.

Особенности проекта:

В проекте задействовано около пятидесяти учащихся среднего и старшего звена.

Впервые принимают участие пятиклассники, работа которых осуществляется под руководством учеников девятых классов. Учитель советует, консультирует, помогает организовать разновозрастные малые группы.

Идёт фиксация промежуточных результатов работы: создаются каталоги, ведутся записи встреч с фронтовиками, пишутся журналы, часть журналов высылается ветеранам, живущим в отдалённых районах Калужской области.

Ход работы:

  1. Старшеклассники ставят цель, чётко формулируют задачи проекта, планируют результаты. Учащиеся среднего звена учатся постановке задач, записывают их, планируют ход собственной работы.
  2. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Работают разновозрастные группы. На этом этапе интерес учащихся настолько велик, что в проект включается вся школа, в том числе первоклассники.

  1. Систематизация полученных сведений о жизни и судьбе ветеранов.
  2. Работа над изданием журналов «Вам, дорогие ветераны».
  3. Торжественное вручение журналов фронтовикам.
  4. Рассылка журналов ветеранам, живущим в отдалённых районах области.

  1. Чтение ответных писем фронтовиков, присланных на адрес школы.

  1. Самоанализ учащихся и учителя.

На размещение в работе фотографий получено согласие их владельцев.

Литература:

  1. Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Молодой учёный. — 2012.-№ 5. — С. 405–412.
  2. Мой родной город Калуга. — Калуга: Издательство научной литературы «Ноосфера», 2011–392с.
  3. Трофимова Л. П. Социальный проект во внеклассной воспитательной работе как основа формирования социальной компетентности школьников // Заместитель директора школы по воспитательной работе. — 2013.- № 1.- С.83–92.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, проект, учитель, Зарецкий, ветеран, работа, учащийся, военное время, памятный журнал, старшее звено.


Похожие статьи

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для...

Ключевые слова: Битва за Москву, Великая Отечественная война, военный авиационный вуз, военные летчики, курсанты, памятные даты

Для нападения у генерала-фельдмаршала Федора фон Бока, командующего группой армий «Центр», во время наступления на Москву...

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»

Участники проекта: заведующий детским садом, старший воспитатель, психолог, музыкальные работники, инструктор по ФИЗО, музей при

Материально-техническое: автобус для экскурсии, слайды «Великая Отечественная Война», семейные фотографии военных лет, фотоальбом...

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Тематические журналы. Издание книг.

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для патриотического воспитания будущих военных летчиков (75-летию Битвы за Москву посвящается).

Состояние образовательной сферы в Ненецком округе в годы...

Проводились с учащимися беседы на темы Великой Отечественной войны, военно-оборонных кружков, на всех площадках

Работа кинооператоров Куйбышевской студии кинохроники на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны (1941- 1945 гг.)

Патриотическое воспитание студентов на примерах изучения...

Во время лыжного десанта по республике проводится профориентационная работа со старшеклассниками по военно-патриотическому воспитанию, проведение лекций по ЗОЖ, совместных

Производство Якутии в годы Великой Отечественной войны.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

‒ встречи с ветеранами, ‒ экскурсии на выставку военной техники (возле музея-панорамы «Сталинградская

Цель: Рассматривание панорамы сражения, «находок» времен Великой Отечественной Войны.

Презентация проекта «Поклонимся великим тем годам…» май.

Преодолеть войну в умах детей! (по плану мероприятий КЦИТР...)

Тематические журналы. Издание книг.

— диалог поколений «Ветераны Великой Отечественной войны — наши земляки» — 10 минут.

Но история Алтая времён Великой Отечественной войны опровергает это крылатое выражение.

«Сквозь огонь и воду ...» (о ветеране Великой Отечественной...)

Рис.1. Ветеранов Великой Отечественной войны Илья Никитич Потапов.

В г. Чита прошел военное обучение. После этого в составе Калининского фронта защищал рубежи Москвы, воевал на Карельском, Украинском, Белорусском фронтах.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для...

Ключевые слова: Битва за Москву, Великая Отечественная война, военный авиационный вуз, военные летчики, курсанты, памятные даты

Для нападения у генерала-фельдмаршала Федора фон Бока, командующего группой армий «Центр», во время наступления на Москву...

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»

Участники проекта: заведующий детским садом, старший воспитатель, психолог, музыкальные работники, инструктор по ФИЗО, музей при

Материально-техническое: автобус для экскурсии, слайды «Великая Отечественная Война», семейные фотографии военных лет, фотоальбом...

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Тематические журналы. Издание книг.

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для патриотического воспитания будущих военных летчиков (75-летию Битвы за Москву посвящается).

Состояние образовательной сферы в Ненецком округе в годы...

Проводились с учащимися беседы на темы Великой Отечественной войны, военно-оборонных кружков, на всех площадках

Работа кинооператоров Куйбышевской студии кинохроники на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны (1941- 1945 гг.)

Патриотическое воспитание студентов на примерах изучения...

Во время лыжного десанта по республике проводится профориентационная работа со старшеклассниками по военно-патриотическому воспитанию, проведение лекций по ЗОЖ, совместных

Производство Якутии в годы Великой Отечественной войны.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

‒ встречи с ветеранами, ‒ экскурсии на выставку военной техники (возле музея-панорамы «Сталинградская

Цель: Рассматривание панорамы сражения, «находок» времен Великой Отечественной Войны.

Презентация проекта «Поклонимся великим тем годам…» май.

Преодолеть войну в умах детей! (по плану мероприятий КЦИТР...)

Тематические журналы. Издание книг.

— диалог поколений «Ветераны Великой Отечественной войны — наши земляки» — 10 минут.

Но история Алтая времён Великой Отечественной войны опровергает это крылатое выражение.

«Сквозь огонь и воду ...» (о ветеране Великой Отечественной...)

Рис.1. Ветеранов Великой Отечественной войны Илья Никитич Потапов.

В г. Чита прошел военное обучение. После этого в составе Калининского фронта защищал рубежи Москвы, воевал на Карельском, Украинском, Белорусском фронтах.

Задать вопрос