Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.

Дата публикации: 09.05.2018

Статья просмотрена: 1103 раза

Библиографическое описание:

Безрукова М. И., Волкова Н. Н. Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания // Образование и воспитание. — 2018. — №3. — С. 9-11. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/94/3351/ (дата обращения: 18.09.2019).



Музейная педагогика в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Появилось много книг по этой теме, создаются музейные программы.

Понятие «музейная педагогика» возникло ещё в начале 80 гг., оно заимствовано из немецкой терминологии. Что означает слово «музей»? Музей это — «учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью».(Толковый словарь Ожегова).

Нужен ли музей современному ребёнку, и как он влияет на его познавательно-речевое развитие? Современные дети живут в эпоху развития информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир посредством компьютера, но он не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников. И здесь основным средством развития познавательной сферы дошкольника выступает музей, организованный в ДОУ в рамках музейной педагогики. Музей в детском саду, с по словам Н. А. Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного [7].

Я слышу — и забываю.

Я вижу — и вспоминаю.

Я делаю и постигаю.

Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом к музейной педагогике, так как в нем заключен важнейший принцип данного направления образовательно — воспитательной деятельности. Музейная педагогика призывает дать ребенку самому манипулировать с предметами, самому извлекать из них информацию, самому делать выводы. На практике ребенок включается в активный познавательный процесс, идет процесс получения «знаний через руки». Полученные знания становятся личным приобретением каждого ребенка. В музее ребенок знакомится с новыми, незнакомыми предметами, которые он до этого не встречал. Это расширяет его кругозор, представления об окружающем его мире.

Музейная педагогическая деятельность может осуществляться не только в условиях музейной среды, но и в детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования, дома, на улице и т. д.

В детских садах создаются собственные музеи, они конечно небольшие, и называются «мини — музеи». Они приобрели большую популярность и теперь уже почти в каждом дошкольном учреждении мини — музеи — неотъемлемая часть развивающей среды.

Цели мини-музея:

‒ Расширение кругозора дошкольников.

‒ Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

‒ Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

‒ Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

‒ Развитие творческого и логического мышления.

‒ Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

‒ Формирование у дошкольников представлений о музее. [5,14]

«Принципы создания мини-музея:

‒ Принцип интеграции — мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

‒ Принцип деятельности и интерактивности — мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т. д.).

‒ Принцип природосообразности — мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

‒ Принцип научности — представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

‒ Принцип гуманизации и партнерства — мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый — ребенок», «ребенок- ребенок».

‒ Принцип культуросообразности — мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

‒ Принцип динамичности и вариативности — экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

‒ Принцип разнообразия — наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

‒ Принцип регионального компонента — мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма». [12]

Тематика мини-музеев может быть различной. Это могут быть картинные галереи, фольклорные избы, горницы; это может быть мини-музей одной или разных игрушек, транспорта, часов, пуговиц, магнитов и т. д.

Почему дети с огромным желанием идут в мини-музей? В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Он знает, что в этом музее многое сделано его руками, руками его родителей, пап, мам, бабушек, дедушек. Каждый мини-музей — это совместная работа воспитателя, родителей и воспитанников. Ему здесь разрешается переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, то есть прикоснуться к истории. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать скрытый в предметах — экспонатах мини — музея смысл. Изучив и воспользовавшись методами музейной педагогики, воспитатель будет проводником для детей в мир открытий.

Мини-музей в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а различные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение праздников и досугов, исследовательская и проектная деятельность.

Музейная педагогика облегчает ребенку погружение в мир традиционной культуры, историко-художественного наследия, помогает постичь всю глубину и красоту русской культуры. В мини-музее проводятся тематические занятия, посвящённые памятным датам и событиям, помогающие прививать детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, чувство патриотизма, привязанности к своей малой и большой Родине. Важно в ребенке развить чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, развить умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение. Образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию у ребенка мыслительной деятельности, способствуют прогрессу отдельных сторон творческого мышления — оригинальности и сложности, дети более свободно оперируют образами.

Деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний детьми, которое происходит в свободной форме, или в совместной деятельности, или самостоятельно. Планируя, в любое занятие можно включить отдельные музейные экспонаты, или, наоборот, на основе музейного экспоната провести занятие. Например, при составлении описательного рассказа также можно использовать музейные экспонаты музея ДОУ или мини-музея любой группы.

Привлечение родителей к участию в создании в ДОУ мини — музеев является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, в итоге: родители от наблюдателей педагогического процесса постепенно переходят к позиции инициаторов и активных участников.

Таким образом, музейно-педагогическая работа в детском саду — это симбиоз творческой деятельности всех участников педагогического процесса. Он направлен на ознакомление с окружающим миром, приобщение к системе общечеловеческих ценностей, на обогащение эстетических представлений и формирование художественного вкуса.

Музейная педагогика должна служить комплексному развитию, воспитанию патриотизма, гражданственности идуховности дошкольников. На сегодня кнам возвращается национальная память, имы должны научить детейпо-новому относиться ктрадициям, вкоторых народ оставил все ценное, что было впрошлом.

Литература:

  1. Лашкина Н. Дети в музее / Н. Лашкина — Дошкольное воспитание, 2005, № 2. стр.72
  2. Морозова А. Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н. Нестеренко — Обруч, № 6, 2000. стр.30–31.
  4. Попова И. А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников / И. А. Попова — Управление ДОУ, 2006, № 5. стр.84.
  5. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова — М.: Линка — Пресс, 2008.
  6. Рыжова Н. А. Развивающая среда детского сада / Н. А. Рыжова — М.: Линка — Пресс, 2003.
  7. Рыжова Н. А. Наш дом — Природа. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М: Линка-Пресс, 2004.
  8. Столяров Б. Педагогическая деятельность музея / Б.Столяров — Дошкольное воспитание, 2002, № 11. стр.66
  9. Тихонова О.Г Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О. Г. Тихонова. — М.: АРКТИ, 2006.
  10. Трунова М. Секреты музейной педагогики / М. Трунова — Дошкольное воспитание, 2006, № 4. стр.38
  11. Цепина Т. Музей в детском саду / Т. Цепина — Дошкольное воспитание, 2007, № 5. стр.124.
  12. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики / Т.Чумалова -Дошкольное воспитание,2008, № 3.
  13. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т. Чумалова — Дошкольное воспитание, 2007, № 10. стр.44–50.
  14. Чумалова Т. Историческое познание и музей / Т.Чумалова — Дошкольное воспитание, 2008, № 5. стр.61
Основные термины (генерируются автоматически): музейная педагогика, ребенок, детский сад, окружающий мир, музей, предмет, творческая деятельность, педагогический процесс, образовательная деятельность, экспонат.

Похожие статьи

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное участие. Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы...

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное участие. Музейная педагогика в системе дошкольного образования...

Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника...

музейная педагогика, занятие, музейное занятие, ребенок, иркутск, музей, познавательный интерес, образовательная деятельность, двигательная активность, Российская Федерация.

Система работы с детьми и родителями по организации...

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное участие.

К вопросу о развитии музейной культуры дошкольников...

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура

Музейная педагогика — это педагогика открытой среды, интеграция музея, музееведения и педагогической науки.

Музейная педагогика в школе | Статья в журнале...

музейная педагогика — научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему (М. Ю. Юхневич) [4, с. 106]; ‒ музейная педагогика — это область научно-практической деятельности современного...

Проектирование психологически безопасной образовательной...

детский сад, ребенок, образовательный процесс, образовательная среда, музейная педагогика, игровая деятельность, игра, забота, родитель, Психологическая безопасность.

Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной...

Особый подъем педагогической деятельности музеев в последние десятилетия является социально обусловленным.

Музейная коммуникация определяется как процесс передачи информации через общение с музейными экспонатами.

Музейная педагогика как технология в школьном историческом...

музейная педагогика, занятие, музейное занятие, ребенок, иркутск, музей, познавательный интерес, образовательная деятельность, двигательная активность, Российская Федерация.

Похожие статьи

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное участие. Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы...

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное участие. Музейная педагогика в системе дошкольного образования...

Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника...

музейная педагогика, занятие, музейное занятие, ребенок, иркутск, музей, познавательный интерес, образовательная деятельность, двигательная активность, Российская Федерация.

Система работы с детьми и родителями по организации...

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное участие.

К вопросу о развитии музейной культуры дошкольников...

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура

Музейная педагогика — это педагогика открытой среды, интеграция музея, музееведения и педагогической науки.

Музейная педагогика в школе | Статья в журнале...

музейная педагогика — научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему (М. Ю. Юхневич) [4, с. 106]; ‒ музейная педагогика — это область научно-практической деятельности современного...

Проектирование психологически безопасной образовательной...

детский сад, ребенок, образовательный процесс, образовательная среда, музейная педагогика, игровая деятельность, игра, забота, родитель, Психологическая безопасность.

Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной...

Особый подъем педагогической деятельности музеев в последние десятилетия является социально обусловленным.

Музейная коммуникация определяется как процесс передачи информации через общение с музейными экспонатами.

Музейная педагогика как технология в школьном историческом...

музейная педагогика, занятие, музейное занятие, ребенок, иркутск, музей, познавательный интерес, образовательная деятельность, двигательная активность, Российская Федерация.

Задать вопрос