Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Артамонова Н. И., Жирнова О. С. Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 42-45. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8091/ (дата обращения: 16.12.2018).

К 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

 

Историческая справка:

-          Автором проекта музея и создателем является руководитель СПДС «Радуга» Артамонова Нина Ивановна

-          Музей был открыт по инициативе руководителя Артамоновой Н. И. и педагогического коллектива детского сада «Радуга»

-          Активное участие в создании музея принимал весь коллектив детского сада «Радуга», художественное оформление воспитатель Козикова Е. Н.

-          19 марта 2015 года — день открытия музея «Боевой славы».

Слово “музей” происходит от греческого и латинского слов — храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

Термин “музейная педагогика” пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19–20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная.

Одной из основных задач в старшем дошкольном возрасте является подготовка ребёнка к школе. Важнейшей стороной готовности к школе является готовность психологическая. Необходимо в полной мере развивать познавательные процессы ребёнка.

В настоящее время существует множество методов развития познавательных процессов у дошкольников, наряду с другими мной было использован метод музейной педагогики в виде мини-музея.

Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменяются, больше сплачиваются, происходит сближение. Налаживаются партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.

Как научная дисциплина музейная педагогика, на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения.

Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС, в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком — гражданином своей страны, патриотом, умеющим ценить и беречь историческое и культурное наследие русского народа.

В мировой и отечественной истории есть события, имеющие непреходящее значение. Время с возрастающей силой подчеркивает их величие, выдающуюся роль в развитии цивилизации. К таким значимым событиям относится Победа в Великой Отечественной войне. Чтобы приблизить маленьких детей к истории своего народа, в нашем детском саду «Радуга» был создан музей «Боевой Славы». Торжественное открытия музея боевой славы земляков-защитников Родины состоялось 19 марта 2015года. Задолго до этого велась работа по сбору экспонатов и материалов для музея. В музее Боевой Славы представлены такие экспонаты, как фронтовые газеты, документы, боевые награды и фотографии павших земляков, оружие и обмундирование времен Великой Отечественной войны.

Цель деятельности музея: использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Основные задачи музея:

1.         Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путем включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского сада.

2.         Совершенствовать экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и эстетики, способствующих повышению привлекательности музея.

3.         Активно использовать современные технические средства и информационные технологии, повышающие эффективность культурно-образовательной деятельности.

4.         Координировать и объединять деятельность участников образовательного процесса и социальных партнеров по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Для реализации названных целей и задач музей обладает достаточными ресурсами. Для экспонирования музейной коллекции выделено место. Изготовлены столы со стеклом, стенды и прочие атрибуты. В центре музея, на стене, обелиск «Слава героям», посвященный землякам, погибшим на фронтах Великой отечественной войны в точности такой же как находится в парке нашего села Нижнее Санчелеево.

Рис. 1. Обелиск в центре парка с.Нижнее Санчелеево

 

Рис. 2. Музей боевой славы

 

Многогранная деятельность музея является важной составляющей историко-патриотической, нравственно-воспитательной работы, проводимой в ДОУ. В его создании участвуют ветераны ВОВ с.Нижнее Санчелеево и их родственники, сотрудники детского сада, а также родители воспитанников. Фонды музея постоянно пополняются документами из личных архивов ветеранов, фотографиями и другими материалами, рассказывающими о далеком героическом времени, о судьбах наших земляков — участников Великой Отечественной войны, тружениках тыла.

Патриотическое воспитание средствами музея Боевой славы является новой формой познания окружающей действительности, которое образно можно выразить словами: «подойди, потрогай, постарайся «войти» в ту историческую эпоху и понять, какими они были, люди, жившие в то время, о чем думали, о чем мечтали…».

Немаловажным средством патриотического воспитания служит непосредственная деятельность детей, где каждый ребенок — активный участник. Главное условие — дошкольники должны видеть необходимость и важность своих усилий. Позиция ребенка в музейно-образовательной деятельности не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь. Поэтому дети принимают активное участие в оформлении музея, участвуют в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. Все это, зажигает в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории своей семьи.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания приобретает тесный контакт с семьей. Родители — наши помощники и равноправные участники. С их помощью оформлены стенды, макеты. Большой интерес вызывает экспозиция «Семейные реликвии». Ее основу составили различные предметы: боевые награды ветеранов, письма с фронта, гармонь, настоящая каска и многое другое. Особенно ценно, что примером высокого героизма для детей служат их прадеды, деды и отцы, которые достойно прошли через испытания и сражения локальных войн.

Очень важно, чтобы детям было дорого все, что создано их дедами и отцами. Им предстоит сохранить и приумножить это. И хотя многие впечатления еще не осознаны глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Полученные знания, сформированные навыки помогают детям легко адаптироваться в школьной жизни. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. Очень приятно, что традиции, заложенные в детском саду, сохраняются и в школьные годы.

19 марта 2015 года в детском саду «Радуга» с.Нижнее Санчелеево в торжественной обстановке прошло открытие музея «Боевой славы».

Сначала творческой группой воспитателей и воспитанников был показан концерт, в котором была отражена жизнь довоенная, тяжелые годы военных лет и, конечно, мирное послевоенное время. Гостям был показан фильм «Глаза обелиска». Фильм об обелиске павшим солдатам, который стоит в центре села. Дети и педагоги показали небольшие постановки на военную тему, читали стихи, пели песни.

Далее все гости проследовали в музей. Для всех присутствующих был проведен краткий экскурс об экспонатах и экспозициях, представленных в музее. В музее имеется летопись села, информация о герое Советского союза Бузыцкове Иване Дмитриевиче, о Карпове Владимире Ивановиче, о женской тракторной бригаде. Так же в музее представлены письма с фронта, газеты военных лет, медали и ордена и экспонаты с раскопок.

Право перерезать ленточку было представлено жителю с.Нижнее Санчелеево, ветерану ВОВ Феклину Ивану Федоровичу и детям подготовительной группы.

Рис. 3 Торжественный момент — перерезание ленточки

 

Рис. 4 Напутственное слово Феклина И. Ф., ветерана ВОВ

 

Праздник закончился выступлением студентов 1 курса Тольяттинского машиностроительного колледжа, которые рассказали нам о воинской доблести со времен Ильи Муромца и до сегодняшних дней (Руководитель Михайлова Татьяна Ивановна).

Подрастающее поколение должны знать о том, какой ценой была завоёвана победа и независимость нашей Родины, о трудностях, которые пришлось преодолевать бойцам и труженикам тыла, о бессмертных подвигах наших земляков.

Мы, педагоги детского сада «Радуга» уверены, что экскурсия оставила добрый след в душе каждого участника, вызвала чувство гордости за свою Родину и свой народ, зажгла в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории нашей страны.

Таким образом, среда ДОУ подчинена идее воспитания гражданственности как одной из ключевых компетенций, без которых невозможна жизнь в современном обществе.

 

Литература:

 

1.      Воронович, В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. № 12. — 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, музейная педагогика, Великая Отечественная война, музей, ребенок, Боевая слава, ветеран ВОВ, патриотическое воспитание, дошкольный возраст, активное участие.

Похожие статьи

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

детский сад, музейная педагогика, Великая Отечественная война, музей, ребенок, Боевая слава, ветеран ВОВ, патриотическое воспитание, дошкольный возраст, активное участие.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для... Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое воспитание

Сталинград, город, Сталинградская битва, ребенок, детский сад, россия, младшая группа, Волжский, Великая Отечественная война, битва.

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, родная земля

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный...

Морская доблесть континентального города: региональный фактор...

детский сад, музейная педагогика, Великая Отечественная война, музей, ребенок, Боевая слава, ветеран ВОВ, патриотическое воспитание, дошкольный возраст, активное участие.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

ребенок, Великая Отечественная война, родной город, Родина, приобщение детей, подготовительная группа, патриотическое воспитание, отечественная история, Москва, родной край.

Актуальность нравственно-патриотического и социального...

сталинградская битва, занятие, ребенок, Великая Отечественная война, сталинград, патриотическое воспитание, малая Родина, изготовление открыток, военный Сталинград, труженик тыла.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей...

детский сад, ребенок, родитель, патриотическое воспитание, родной край, нравственно-патриотическое воспитание детей, активное участие, дошкольный возраст, родной дом, устное народное творчество.

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего...

Рис. 7. Мини-музей «Старооскольская глиняная игрушка».

Гражданско — патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, родной город, Старый Оскол, День, образовательная...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание, история, культура. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

детский сад, музейная педагогика, Великая Отечественная война, музей, ребенок, Боевая слава, ветеран ВОВ, патриотическое воспитание, дошкольный возраст, активное участие.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для... Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое воспитание

Сталинград, город, Сталинградская битва, ребенок, детский сад, россия, младшая группа, Волжский, Великая Отечественная война, битва.

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, родная земля

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный...

Морская доблесть континентального города: региональный фактор...

детский сад, музейная педагогика, Великая Отечественная война, музей, ребенок, Боевая слава, ветеран ВОВ, патриотическое воспитание, дошкольный возраст, активное участие.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

ребенок, Великая Отечественная война, родной город, Родина, приобщение детей, подготовительная группа, патриотическое воспитание, отечественная история, Москва, родной край.

Актуальность нравственно-патриотического и социального...

сталинградская битва, занятие, ребенок, Великая Отечественная война, сталинград, патриотическое воспитание, малая Родина, изготовление открыток, военный Сталинград, труженик тыла.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей...

детский сад, ребенок, родитель, патриотическое воспитание, родной край, нравственно-патриотическое воспитание детей, активное участие, дошкольный возраст, родной дом, устное народное творчество.

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего...

Рис. 7. Мини-музей «Старооскольская глиняная игрушка».

Гражданско — патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, родной город, Старый Оскол, День, образовательная...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание, история, культура. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Задать вопрос