Искусство раннего коллективного музицирования в обучении детей на скрипке
Автор: Минакова Юлия Витальевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 24.10.2014
Статья просмотрена: 2241 раз
Библиографическое описание:
Минакова, Ю. В. Искусство раннего коллективного музицирования в обучении детей на скрипке / Ю. В. Минакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 125-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6408/ (дата обращения: 17.12.2024).
Во все времена цели и задачи педагога музыкальных школ остаются прежними: Воспитать учеников, способных продолжить профессиональное музыкальное образование и развить вкус и чувство прекрасного в ребятах, которые станут любителями музыки.
Перед каждым педагогом в свое время встают вопросы: как заинтересовать ребенка музыкой, как добиться того, чтоб он захотел заниматься на скрипке и старался добиться результатов? Тем более дети, которые попадают в класс скрипки, зачастую не обладают особыми музыкальными способностями, кто-то не интонирует совсем, у кого-то неустойчивое чувство ритма или памяти.
И одним из ответов на эти вопросы может стать раннее коллективное музицирование. И чем раньше происходит встреча ребенка с коллективным творчеством, тем быстрее он начнет проявлять большую заинтересованность в занятиях и быстрее будет его развитие в техническом и звуковом отношении. Даже самые слабые ребята начинают преображаться в ансамбле и более успешно занимаются по специальности. Все они, попадая в класс ансамбля, получают возможность не спеша и в дружественной обстановке развить свои музыкальные способности, так как они проявляются только в процессе творчества.
Цели и задачи раннего коллективного музицирования.
Дети младшего возраста воспринимают музыку непосредственно, конкретно и эмоционально. В связи с их ограниченной возможностью долго сосредотачивать свое внимание на отдельных деталях, на уроках ансамбля можно с успехом заниматься развитием слуха, ритма, памяти, чтения с листа. Вместе малыши легче усваивают длительности, успешно закрепляют понятия распределения смычка, учатся овладевать средствами выразительности в музыке. Немногие ребята могут выступать на большой сцене с сольными выступлениями, особенно в первые годы обучения, а в детском ансамбле появляется перспектива концертных выступлений, что вызывает симпатию у публики, родителей и является особым стимулом для начинающих.
Приступая к работе с ребятами 1 и подготовительного классов, нужно хорошо представлять их возрастные и технические особенности. Чередование основной работы над произведением с усвоением теоретических и постановочных навыков позволяет сделать уроки ансамбля интересными и полезными.
Уроки ансамбля включают в себя основные задачи:
1) закрепление постановки рук
2) развитие слуха, ритма, памяти
3) закрепление теоретических знаний
4) развитие творческого воображения и музыкальной мысли
5) подготовка программы к концертам
Реальные возможности в детском музыкальном коллективе (ограниченность учебного времени, добровольность обучения, определенная текучесть состава коллектива и т. д.) не позволяют дать участникам исчерпывающие музыкально-теоретические знания, широко и разносторонне ознакомить их со всем многообразием творчества большинства композиторов. Да и в этом нет необходимости: общее музыкальное образование не предусматривает профессионального обучения. Оно направлено, прежде всего, на то, чтобы обучить детей грамотно, выразительно играть на музыкальном инструменте, дать им основные знания о музыкальном искусстве, ознакомить в пределах возможного с творчеством виднейших отечественных и зарубежных композиторов.
Исходя из того, что музыкальное образование в детском коллективе ведется на основе исполняемых художественных произведений, в процессе занятий возникает необходимость обучения в первую очередь игре на скрипке. Внимание при этом уделяется также овладению нотной грамотой, приобретению прочных исполнительских и ансамблевых навыков, формированию умения работать самостоятельно.
Занятия музыкой нельзя вести в отрыве от обучения таких составных элементов музыкальной речи, как, например, лад, метр, ритм и др. Стало быть, уже на первых уроках обучения, наряду с исполнительством и совместно с изучением нотной грамоты, учащихся важно знакомить с понятиями, объясняющими закономерности строения музыки: значением лада, метроритма, темпа, динамических оттенков. При этом, естественно, учитывается доступность, как сообщаемых знаний, так и исполняемого репертуара для учащихся определенного возраста, их общая и музыкальная подготовка.
На начальном этапе им дается лишь основное, существенное, что характеризует музыкальный процесс.
Чтобы ученики получили более глубокое представление о музыкальном искусстве, их знания необходимо обогащать сведениями о некоторых музыкальных жанрах, о жизни и творчестве композиторов, об эпохе, в которой создавались исполняемые произведения, об особенностях музыкальных стилей.
Выявить закономерности строения музыки, можно лишь зная структуру музыкальных построений (фраза, предложение, период, форма в целом), учащимся необходимо сообщить понятия из этой области: понимание структуры, формы музыкальных сочинений поможет не только охватить произведение целиком, но и более четко выявить его художественный замысел.
В современной эстетической науке и в музыкознании большое значение придается, в частности, такой проблеме музыкального искусства, как отражение реальной действительности с помощью музыкальных образов, логике их развития, взаимовлияния. Знание этих вопросов чрезвычайно важно в музыкально-эстетическом воспитании. Поэтому возникает потребность знакомить учащихся со значением выразительных средств, в создании музыкального образа. С этой целью уже на начальном этапе обучения необходимо выделить в восприятии некоторые средства музыкальной выразительности, путем ранее полученных впечатлений.
Известно, что от высококачественной игры зависит художественность исполнения, что в свою очередь усиливает воздействие музыки, а, следовательно, повышает ее воспитательную функцию. Поэтому, для успешного осуществления музыкального воспитания в детском ансамбле неудачным исполнением музыкального произведения ограничиваться нельзя. Обучение игре должно быть нацелено на достижение художественного, выразительного исполнения: высококачественное исполнение является одним из основных педагогических требований. В структуре содержания обучения оно должно занимать ведущее место, ибо только в этом случае занятия в ансамбле и исполнительская деятельность будут иметь познавательно-воспитательный смысл.
Выразительная игра предполагает (помимо совершенного усвоения учеником специальных знаний) наличие музыкальных способностей (ладовое чувство, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмическое чувство). Между навыками, с одной стороны, и музыкальными способностями, с другой, существует глубокая взаимосвязь и взаимообусловленность. Так, например, отсутствие необходимых исполнительских навыков тормозит развитие музыкальных способностей. В то же время слаборазвитые музыкальные способности препятствуют формированию интереса к занятиям. Поэтому развивать их, как средство активного отношения к музыке, как побуждающий мотив к занятиям, исключительно важно. Причем необходимо учитывать то, что музыкальные способности должны развиваться в совокупности, параллели и тесной взаимосвязи, так как они независимо друг от друга существовать не могут.
Музыкальное исполнительство невозможно вне формирования таких качеств личности, как активность, способность к творчеству, инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Значит, эти качества совершенно необходимы участнику коллектива и закладываются с первых уроков ансамбля. Тем более, что определяющим фактором в формировании игровых навыков и ведущей стороной в работе коллектива является коллективное, групповое и индивидуальное исполнительство.
Формы и методы ансамблевого музицирования.
Игра в ансамбле, всевозможные репетиции, слушание музыки с обсуждением, открытые уроки для родителей, тематические вечера, совместные походы на концерты — можно причислить к формам занятий и обучения, всё это должно вызывать интерес к музыке, к инструменту. С первых уроков с начинающими важно показать возможности инструмента. Игра педагога, беседы с учащимися о специфике инструмента, о роли струнных инструментов в оркестре, об истории создания инструмента — один из важных методов в работе, наглядно — слуховой метод.
В развитии музыкального восприятия очень важен практический метод. Чтобы ребенок лучше почувствовал характер произведения возможно сочетать восприятие музыки с практическими действиями, с движением рук пальцев, танцевальных и образных движений, инсценировка пьесы, танца.
Показ способов и приемов игры на инструменте также необходим, здесь практический метод сочетается с наглядным и словесным, т. к. показ какого-либо навыка постановки должен сопровождаться объяснениями. Большое значение имеет тон речи педагога, его эмоциональная окраска. Беседа, рассказ, пояснение — разновидности словесного метода в музыкальном воспитании. Пояснения музыки, характеристика содержания музыки: чувств, настроений обогащают “словарь эмоций”, развивают образное мышление.
Формирование навыков и умений требует сочетания различных методов. Прямой показ должен сочетаться с другими методами, с образным сравнением, наглядностью, игровыми приёмами. В работе с младшим ансамблем, возможно, использовать метод вариативных показов, это активизирует творческую самостоятельность детей. Каждый из ансамблистов может показать себя в роли “солиста”, дети слушают друг друга, оценивают, выбирают лучшего. Выбор методов и приёмов зависит от возраста детей. В младшем возрасте велика доля наглядных и практических методов, менее доступен словесный метод. В работе с более старшими детьми все методы используются в равной доле, дополняют друг друга.
На занятиях ансамбля скрипачей происходит синтез всех знаний и умений учеников, притом, что формируются навыки инструменталиста-исполнителя, кроме того, воспитываются и развиваются такие качества как работоспособность, физическая и психологическая выносливость, способность артистического воплощения образно-художественных представлений.
В ансамбле должен быть концертмейстер — скрипач, более опытный среди других, но при этом в ансамбле роль концертмейстера должен испытать каждый участник коллектива и стремиться стать им. Примерев на себя роль ведущего, ребята более осмысленно начинают понимать ответственность игры в ансамбле.
Важнейшим условием успешного развития коллектива является правильно организованное самостоятельное занятие. Требования к работе ансамблистов: самостоятельное изучение партий дома, полное внимание и активная работа в классе. Во время занятий руководитель проверяет качество выполненного задания, указывает на ошибки, добивается их исправления, дает новое задание. Наилучшая форма работы сочетание словесного объяснения, исполнения музыкального произведения или фрагмента педагогом, прослушивание записи профессиональных исполнителей и своё собственное.
Выступления коллектива возможны в виде открытого занятия для родителей внутри своего коллектива, а также участия в отчетных концертах отдела, в концертах общеобразовательных школ, в районных и городских конкурсах, фестивалях. Любое выступление является не только стимулом к дальнейшей работе, возможностью показать свои достижения и успехи, но также пропагандой, знакомством слушателей со скрипичной музыкой.
Важнейшей предпосылкой для успешного развития исполнительских навыков учащихся является воспитание у них свободной и естественной постановки. В первые годы обучения эта тема будет основной, она требует внимания и упорной, настойчивой работы и учащихся и педагога.
Другая форма совместно-раздельного музицирования — исполнение пьес, этюдов, упражнений для двух скрипок, где главный мелодичный голос должен исполнять педагог, а сопровождающий — ученик. Важная форма учебного музицирования — имитация, которая состоит в чередовании показа игровых операций и действий преподавателем и учеником.
Методика работы над исполнительской техникой состоит в постепенном и последовательном освоении навыков, приемов, штрихов. Эта работа происходит систематически в течение всех лет обучения на основе учебно-тренировочного материала, который включает в себя гаммы, упражнения, этюды на различные виды техники. Первостепенное значение в работе над техникой имеют упражнения, т. к. дают наибольший эффект, особенно на начальной стадии освоения какого-либо технического приёма, штриха. Далее каждый новый элемент, навык, штрих закрепляется и совершенствуется на специальном этюдном материале. И только после того как учащийся вполне овладел тем или иным техническим приёмом, можно приступать к исполнительской работе над музыкальными произведениями, в которых данный элемент, навык используется.
В работе над исполнительской техникой необходимо требовать осмысленный подход к исполнению гамм, этюдов, упражнений, исключить пустую механическую работу.
Изучение учащимися художественного исполнительского репертуара ведется на основе разнообразной скрипичной литературы, русской, отечественной, зарубежной, классической и современной. Музыкальные произведения должны обладать разнообразными по стилю, жанру, форме, обладать художественными достоинствами.
Репертуар детского ансамбля скрипачей.
Вопрос о том, что играть и включать в репертуар, является главным и определяющим в деятельности любого коллектива. От умелого подбора произведений зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, все, что связано с исполнительскими задачами, то есть с тем, как играть. Формирование мировоззрения исполнителей, расширение их жизненного опыта происходят через осмысление репертуара, поэтому высокая художественность и духовность того или иного произведения, предназначенного для коллективного исполнения, есть первый и основополагающий принцип в выборе репертуара.
Особенно осторожно надо подходить к решению проблемы репертуара в детском ансамбле скрипачей, умения и возможности которого очень ограничены. На первых уроках дети исполняют произведения на открытых струнах, на этом этапе можно закреплять ритмическую точность, правильное распределение смычка, добиваться единого дыхания. Полезно слушать ребят по двое, по трое, чтобы остальные могли наблюдать за качеством исполнения, это очень помогает развитию у детей способности правильно оценить игру друг друга и выражать свое мнения и стараться улучшить качество исполнения. В игровой форме ребята сами любят выбирать лучшее исполнение, и это становится стимулирующим фактором стать ведущим.
Поиск репертуара имеет свои сложности, совсем не секрет, что в класс скрипки дети попадают с разными данными, а чаще сказать средними, и как не старайся, уровень ансамбля и подбор репертуара в большей части будет ориентирован на них. Приходиться включать в репертуар пьесы, которые помогли бы более слабым ребятам подтянуться и заинтересоваться в домашних занятиях. В ансамбле начального уровня, лучше использовать переложения известных песен, которые ребята играют по специальности, первый голос оставлять таким, какой они учат на уроках по скрипке, а второй голос идет в сопровождении первому пустыми струнами. Так же большим подспорьем являются сборники «Светлячок» и «Ансамбль скрипачей с азов» на руководство, которых и идет основная работа с ансамблем. Хорошо знакомые мелодии в переложении на два и три голоса, помогают ребятам быстрее осваивать произведения, тем более, те ребята, которым тяжело дается основной голос, играют сопровождение по пустым струнам. Стимулирующим фактором является переход из вторых в первые голоса.
В составлении программы надо учитывать разнохарактерность исполняемых пьес, с удовольствием младшие ученики играют яркую и жизнерадостную музыку, поэтому в их репертуаре много танцевальных и ярких пьес, но не будем забывать и о кантилене. По сравнению с танцевальными пьесами кантилена дается намного сложнее. Ребята сталкиваются с преодолением ряда задач, такие как: равномерное распределение смычка, выстраивание фразировки, единое звучание, навыки вибрации. В работе над кантиленой ребята и сталкиваются с этими трудностями и преодолениям их.
Планирование творческого и рабочего процессов коллектива.
Одним из условий успешной организации занятий является планирование музыкально-образовательной, воспитательной и учебно-творческой работы коллектива. Работая над планом, важно учесть все многообразие предстоящей деятельности коллектива, цель, задачи обучения и воспитания, продумать отбор средств и методов, которые должны быть применены в данный период обучения. Недостаточно четкое представление учебно-воспитательных целей и задач снизит эффективность педагогических воздействий.
В практике коллективного музицирования различают несколько видов рабочих планов, каждый из которых имеет свое назначение, — перспективные, текущие и календарные (календарно — тематические) планы.
Составление плана ведется по основным направлениям деятельности ансамбля и состоит из следующих разделов:
- Основные задачи коллектива на текущий год.
- Организация деятельности.
- Учебно-творческая работа.
- Воспитательная и образовательная работа.
- Концертные и конкурсные выступления
Музыкальное обучение и воспитание в коллективе может успешно протекать лишь при условии реализации трех тесно взаимосвязанных между собой сторон учебно-воспитательного процесса:
- формирование практических (технических, музыкально-исполнительских, ансамблевых) навыков;
- овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно-выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей;
- развитие восприимчивости и отзывчивости на музыку, воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности, а также других качеств личности и свойств педагогической деятельности, важных для исполнительства.
Усвоение перечисленных выше знаний позволит участникам овладеть всем комплексом содержания общего музыкального образования, даст им возможность заниматься художественно-творческой деятельностью.
Соблюдение вышеперечисленного возможно лишь при условии проведения работы по планированию и целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса в детском музыкальном коллективе, что, на мой взгляд, является необходимым звеном для повышения эффективности процесса обучения. Без логичного планирования и организации деятельности коллектива практически невозможно проводить планомерную работу по повышению общего музыкального уровня, уровня общей культуры участников музыкального коллектива, приобщения к музыкальному искусству.
Литература:
1) Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.
2) Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача. Из-во “Лань”, 2000 г.
3) Гуревич Л. Зимина Н. Маленький скрипач М. 2002 г.
4) Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., 1989.
5) Лагутин, А. Основы педагогики музыкальной школы: Уч. пособие / А. Лагутин. — М.: Музыка, 1985.
6) Науменко, С. И. Формирование музыкальности у младших школьников // Вопросы психологии / С. И. Науменко. — М., 1987. — № 4.
7) Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива / Новикова Л. И. // Педагогика: Уч. пособие / Под ред. Ю. К. Бабанского– М.: Просвещение, 1988. Педагогика: Уч. пособие / Сост. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. — 4-е изд. — М.: Школьная пресса, 2002.
8) Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. статей / Сост. и ред. А. Готсдинер. — Л.: Музыка, 1980.
9) Сугоняева, Е. Э. Музыкальные занятия с малышами: Мет. пособие для преподавателей ДМШ / Е. Э. Сугоняева. — Ростов на Дону: Феникс, 2002.
10) Шальман С. Я буду скрипачом. Л., 1987.
11) Щукина О. Н. Ансамбль скрипачей с азов: Сб.1 выпуск- С-Петербург Композитор, 2007.
12) Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. Л., 1986.
13) Яшина О. А. «Методические особенности организации коллективного музицирования в ДШИ». Интернет ресурс: http://dshi6.aiq.ru/metodika/jashina.html