Использование мультипликационных фильмов при ознакомлении детей дошкольного возраста с классической музыкой
Автор: Десятниченко Елена Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XXIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2022)
Дата публикации: 08.05.2022
Статья просмотрена: 154 раза
Библиографическое описание:
Десятниченко, Е. А. Использование мультипликационных фильмов при ознакомлении детей дошкольного возраста с классической музыкой / Е. А. Десятниченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/443/17171/ (дата обращения: 17.12.2024).
Воспитание эмоциональной культуры начинается с восприятия и познания красоты. Классическая музыка даёт великолепные возможности для развития эмоциональной сферы человека, обеспечивает постоянный контакт с миром прекрасного, начиная с рождения, формирует вкусы и воспитывает чувства человека. При ознакомлении детей дошкольного возраста с классической музыкой я использую в своей работе удивительную, необычную анимацию Инессы Ковалевской и Бориса Степанцева, которая знакомит с творчеством композиторов-классиков, что вызывает неподдельный интерес у дошкольников, помогает мне сделать занятия интересными и занимательными.
Хочется процитировать слова режиссёра-мультипликатора Инессы Ковалевской: «Человек, который живет без сказки, музыки и фантазии, несчастлив. Он ничего хорошего в жизни не сделает». Именно она сделала серию сказочных мультфильмов — настоящих шедевров, в которых музыка играет главную роль. И это стало самой масштабной реализацией классической музыки в анимации.
Погружаясь в мир мультипликации, понимаешь, что такие мультфильмы, как «Щелкунчик», «Детский альбом», «Танцы кукол», «Камаринская», «Гномы и горный король» и другие — это волшебный инструмент, который благоприятно воздействует на эмоциональную сферу детей и их можно рассматривать с точки зрения образовательного, воспитательного и развивающего потенциала.
Ни для кого не секрет, что больше всего на свете дети любят играть, но и любовь детей к анимации безгранична. Эти мультфильмы можно поставить в один ряд с игрой, потому что учат ребёнка мыслить, воображать, фантазировать. И находясь в этой фантазии, он может, например, представить себя Щелкунчиком и совершить благородные поступки. А в театрализованной деятельностипроиграть каждую роль — и отрицательную, и положительную, действуя только своим телом посредством музыки. Ребята вживаются в героев мультфильма так, что в итоге игра превращается в настоящую жизнь.
Рис. 1. Светская беседа. Театрализованная постановка «Необыкновенные приключения в «Детском альбоме» П. И. Чайковского»
Это и тренировка для ума, и формирование взглядов, и воспитание.
Когда мы говорим о ребёнке-дошкольнике, то понимаем, что его внутренний мир только складывается, он не может ещё осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Всё, что он слышит, видит на экранах телевизора, играет немаловажную роль в формировании личности. Поэтому важно, что в данных мультфильмах прослеживается чёткая граница между добром и злом. Причём, добро побеждает зло, даже если приходится приложить массу усилий для этого . Собственно говоря, а не в этом ли заключается воспитательный момент?
Главная особенность этих мультфильмов — в них нет ни одного слова. Музыка — главный рассказчик. Но она настолько легка, понятна и доступна для восприятия, что даже дошкольник услышит в ней все изобразительные моменты. Благодаря этому мультфильмы несут в себе художественно-эстетическую ценность.
Рис. 2. Марш деревянных солдатиков. Театрализованная постановка «Необыкновенные приключения в «Детском альбоме» П. И. Чайковского»
И если ребёнок не сможет понять смысл, то он «напитается» прекрасной классической музыкой, и даже подсознательно будет происходить развитие его эстетического вкуса.
Анимацию Инессы Ковалевской и Бориса Степанцева можно назвать настоящим произведением искусства. Это некий путеводитель по музыкальным произведениям П. И. Чайковского, Э.Грига, Д.Шостаковича, М.Глинки, что уже само по себе является культурным наследием.
Сейчас не так распространена классическая музыка. Если раньше она была частью повседневной жизни, то сегодня ситуация изменилась. Не каждый ребёнок будет слушать классическую музыку, возможно, он познакомится с ней на музыкальных занятиях, в музыкальной школе. А в мультфильме она доступна всем детям.
В мире много разных музыкальных направлений и каждый выбирает ту музыку, которая нравится. Но чем раньше мы будем приобщать ребёнка к классической музыке, тем больше шансов будет у него не только понять её, но и полюбить.
Рис. 3. «Сладкая грёза» П. И. Чайковского в исполнении струнного симфонического оркестра. Приём имитации игры на музыкальных инструментах.
Благодаря сочетанию классической музыки и прекрасной анимации, мультфильмы Инессы Ковалевской и Бориса Степанцева помогают ребёнку сопереживать происходящему, постигать мир, творчески развиваться и в доступной форме знакомиться с этой волшебной классической музыкой.
Литература:
- https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-klassicheskaya-muzyka-v-multfilmah-4608142.html
- https://sad1elsk.schools.by/pages/volshebnaja-flejta-sbornik-multfilmov-po-proizvedenijam-klassicheskoj-muzyki
- https://materinstvo.ru/art/6490