Работа над штрихами и звуком на начальном этапе обучения игры на аккордеоне
Автор: Алексеев Сергей Михайлович
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
XXXVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)
Дата публикации: 19.11.2022
Статья просмотрена: 179 раз
Библиографическое описание:
Алексеев, С. М. Работа над штрихами и звуком на начальном этапе обучения игры на аккордеоне / С. М. Алексеев. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 24-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/467/17581/ (дата обращения: 17.12.2024).
Работа над звуком и звукоизвлечением с самого раннего этапа обучения является главной задачей воспитания юного музыканта. Без понятия природы звука, основ построения фраз, естественного дыхания и звучания невозможно научить игре на инструменте.
В процессе звукоизвлечения участвуют два момента: штрихи и управление звуком. Конструкция аккордеона — это симбиоз клавишных, смычковых и духовых инструментов. От каждых взято лучшее, но, к сожалению, имеется и недостатки.
— Штрихи
Если отбросить все высоко образные, художественные определения штрихов, которые кроме образа не несут никакой информации, то штрихи — это способ звукоизвлечения на данном инструменте. Для струнных это направление смычка. Для щипковых — тип звукоизвлечения. Для духовых — игра на едином дыхании, или отдельной атаке. Для клавишно-духовых (орган, фисгармония, аккордеон) и клавишно-электронных — это, прежде всего, длинна звучания звука. У фортепиано принципиально другое звуковоспроизведение — поэтому определение штрихов принципиально другое.
Длина звучания, или штрих, понятие относительное: нон легато или стаккато для четвертей и шестнадцатых — огромная разница. Для определения штриха необходимо использовать процентное соотношение протяженности звучания:
100 % — легато
60–80 % — тенуто
50 % — нон легато
30 % — стаккато
>20 % — спиккато.
Понятно, что все замеры условны, но это очень удобно и наглядно для понимания и освоения штрихов. Более того, данная шкала принята в электронном программировании и акустическом редактировании музыки.
— Звук
Источником звука на аккордеоне является металлическая пластина (голос), на которую воздействует поток воздуха, который управляется с помощью меха. Для активного звучания необходимо поддержания нужного давления внутри инструмента (компрессия). Управление компрессией позволяет добиваться необходимых задач.
— Динамика
Звук тоже относителен. Он имеет огромную шкалу громкости. От самого тихого — до самого громкого. Здесь нельзя ставить математическую зависимость. Принятая шестиступенчатая градация весьма относительна. «Пиано» в одном случае может восприниматься как «форте» в другом.
Звук при живом исполнении не может быть, в принципе, ровным. Это отличает живой звук от электронного. Нельзя абсолютно ровно начать звучание (будет или рывок, или атака, или подъезд — таковы конструкторские особенности голоса). Никакого мастерства не хватит сыграть абсолютно ровную мелодию и, даже если удастся, это будет мертвое электронное звучание. И, наконец, мгновенное ровное снятие звука требует очень большого мастерства.
Особенностью аккордеона является возможность управлять звуком. В отличие от фортепиано, звук тянется. Поэтому принципы управления ближе к смычковым инструментам. Термины по штрихам и динамике тоже во многом заимствованы от смычковых инструментов.
— Начало звучания может быть резким, активным, мягким, осторожным.
— Динамика может управляться как на отдельных нотах, так и на группировках.
— Окончание возможно любое: затухание, возрастание, срыв и остановка.
Начальный этап обучения
Приступая к процессу обучения игре на инструменте надо твёрдо понять, что всё возможно только в комплексе. С самого начала обучение должно быть построено по принципу: голова — глаза — пальцы, руки — уши.
Здесь специально отбрасывается весь начальный этап (посадка, постановка рук, изучение нот, клавиш и кнопок), хотя правильная и удобная посадка и постановка в дальнейшем будет помогать в освоении инструмента.
Начинать надо с одиночных звуков. Нажатие клавиши с обязательным взаимодействием меха.
— натянутый мех нажатие и отпускание клавиши
— движение меха при нажатой клавише (начало и остановка)
— при натянутом мехе нажатие и ведение ровного звука на весь мех в обоих направлениях
— при нажатой клавише ведение звука на «крещендо» при смене направления «диминуэндо» и остановка мехом (рассчитывать силы, чтобы «крещендо» и «диминуэндо» были абсолютно ровные без толчков и ступенек)
— при натянутом мехе ведение звука на «диминуэндо» остановка на ноль и смена направления меха и «крещендо» до конца. Ровно без ступенек.
— при нажатой клавише «крещендо» и «диминуэндо» при одном направлении меха. Смена направления на нажатой клавише. Рассчитать ровность и громкость
— при натянутом мехе «диминуэндо» на ноль и «крещендо» на одном движении. Смена на отпущенных пальцах. Рассчитать ровность и громкость.
— при нажатой клавише несколько «крещендо» и «диминуэндо» на ноль в разных направлениях меха
— при натянутом мехе несколько «диминуэндо» на ноль и «крещендо» в разных направлениях
— при нажатой клавише несколько ровных волновых «крещендо-диминуэндо» в разных направлениях меха
— при натянутом мехе несколько ровных волновых «диминуэндо-крещендо» в разных направлениях меха
— при нажатой клавише несколько волновых «крещендо-диминуэндо» с общим увеличением звука на разжим и общее диминуэндо на сжим
— при натянутом мехе несколько волновых «диминуэндо-крещендо» с общим уменьшением звука на разжим и увеличении на сжим.
Соединение нескольких нот
Во всех штрихах возможно два варианта: на ровном мехе и с артикуляцией отдельных нот или групп нот.
— Ровный натянутый мех
Палец нажимает клавишу. Специально снимать её не надо. Достаточно ослабить усилия в пальце. При соединении двух и более нот, необходимо следить за ровностью силы нажатия и длины звучания. При игре разными длительностями нужно следить за временем нажатия и длительностью звучания. Если поддерживать постоянную компрессию, то есть вести мех ровно, то можно добиться хорошего звучания отдельных групп нот. Следует клавишу нажимать чётко и быстро: медленное и вялое нажатие вызывает ненасыщенный тембр и неодновременное срабатывание голосов в многоголосных регистрах.
— Артикуляция отдельных нот и групп
Для живого выразительного звучания необходимо управлять звуком.
В природе не существует двух или нескольких одинаковы звуков. С самого начала обучения нужно научиться слышать, то есть интонировать звуки. Начинать можно с двух нот. Вариантов множество. Хорошо, если ученик сам придумает характер и вариант интонации.
Две ноты на одном мехе ровные, с затуханием, с усилением, две легато, обе стаккато, одна «стаккато» одна «тенуто» и т. п. Каждая нота на отдельном мехе, но в одном направлении. Несколько нот на одном «мехе». Соединение нот на гашении звука.
Соединение трёх и более нот
При соединении групп нот, нужно иметь точное представление о характере, направлении движения и общих задачах исполнения. Всё это можно добиться при взаимодействии меха и пальцев. На начальном этапе необходимо добиться полной независимости пальцев левой руки и самой руки. Любое интонационное движение управляется левой рукой и при этом пальцы должны нажимать кнопки, порой абсолютно независимо.
Для упражнения можно брать сочетание нескольких нот в любом расположении и играть на различной динамике, различными штрихами, в различном направлении движения звука. В последствии можно подключить аккомпанемент в левой и использование акцентов на любую ноту в правой.
Использование особых приёмов
При достижении определённых навыков интонационного звукоизвлечения можно перейти к более сложным, чисто аккордеонным приёмам игры.
— Мягкая игра без атаки. Соединение «портато»
Так как природа звукообразования на аккордеоне близка к смычковым инструментам то и многие приёмы игры общие. Единственно чего невозможно воспроизвести на аккордеоне это приёма «портаменто». Но, несмотря на это, богатая возможность управления звука мехом, позволяет приблизиться к этому приёму.
«Портаменто» — это скольжение одного звука в другой (абсолютное легато). В аккордеоне голоса настроены фиксировано и сдвинуть строй можно только весьма относительно — и сложно, и только на очень дорогих профессиональных инструментах. Для приближения к этому используется прём «портато». В соединении звуков на «портато» берётся нота без атаки, с опережением нажатия, выводится на волновое крещендо-диминуэндо и на гашении звука мягко, без атаки, на «легато» берётся следующая нота. Этот приём можно использовать и для нескольких нот, и целых фраз. Для этого четко рассчитывается кульминация фразы и гашение меха идет точно к концу. При помощи этого приёма можно отработать самый трудный технический элемент– соединение аккордов на легато.
— «Сухой штрих» темповое «нон легато»
В быстрых темпах на аккордеоне приём «легато» отсутствует. Есть только «нон легато» и «стаккато». В крайних случаях можно использовать «тенуто» в качестве смысловых акцентов. Для отработки навыка «штриха» нужно научиться скоростному нажатию клавиш. В медленном темпе отрабатывается группа нот с предельно быстрым нажатием. Глубина нажатия строго ограничена. Амплитуда движения пальцев минимальна. Пальцы лежат на клавишах. Замах возможен только для чёткой организации начала группировок нот. Максимальная компрессия меха. Время между нотами безразлично. Всё внимание на скорость и ровность усилий. Постепенно расстояние между нотами сокращается — и темп увеличивается. Очень важно, чтобы длинна ноты и сила нажатия были всегда равные. Штрих везде остаётся одинаковый. С ускорением темпа, только сокращается расстояние между нотами. В будущем, при очень быстрых темпах, может наступить скоростной предел возможностей нажатия пальцев. Сократить время звучания ноты можно скользящим движением крайних фаланг пальцев. При отработке ровности и скорости группировок можно применять метод привыкания к скорости. Голова не успевает контролировать длинные участки. Чтобы подтянуть контроль, изучаемый участок разбивается на отдельные кусочки по 4 или 6 нот в зависимости от метра. Одна нота играется неограниченно длинно, чтобы приготовиться, остальные предельно быстро, с условием максимального точного исполнения текста. Чтобы проработать различные позиционные связки, останавливаться можно на разных нотах (каждой первой, второй и т. п.) При работе над «штрихом» необходимо избегать любой зажатости. Если левая рука при игре «мелкой техникой» достаточно свободна, то можно лёгким кистевым движением левой руки выделить любую ноту или нисколько из группы. Управлять звуком в скоростных пассажах можно точно так же, как и в длинных нотах. Если партия левой руки не позволяет делать меховые акценты (длинные ноты, мелодические фразы) то выделять отдельные ноты и интонации можно за счёт изменения штриха. Более длинная нота в быстром темпе, при всех равных, воспринимается как акцент. Удлинённый и укороченный штрих звучат как «залигованные» ноты.
— Меховые штрихи
От смычковой техники достались аккордеону меховые штрихи. Помимо поддержания необходимой компрессии, участии в управлении звука, при помощи меха можно очень разнообразить исполнение на инструменте. Понятно, что меховые приёмы требуют хорошей физической формы, но на начальном этапе обучения можно уделить внимание меховым штрихам.
— Деташе
Скрипичный приём. Игра смычком в разные стороны. У смычковых это основной приём игры. На аккордеоне, при возможности играть ровное «нон легато», этот приём имеет несколько другое значение. При нажатых клавишах разнонаправленные движения меха. Главное условие — равный звук в разные стороны меха. Пальцы работают с опережением, штрих «легато», менять ноты только между движения меха. Следить, чтобы мех не цеплял предыдущую ноту. Играть можно отдельными нотами, двойными, аккордами. Движение меха дуолями или триолями в зависимости от метра. В триолях начало движения каждый раз в разную сторону, или по три каждый раз на разжим.
Рикошет — довольно сложный и физически затратный приём. На начальном этапе нет смысла его изучать.
— Вибрато
На аккордеоне вибрато амплитудное (акустическое). Делается изменением уровня компрессии в инструменте. При свободном аппарате на уровень громкости может повлиять любое резкое движение рук и пальцев. В зависимости от художественной задачи, влиять на силу звука можно разными способами.
Вибрато левой рукой
При исполнении в правой руке длинных нот, протяжных аккордов, кисть левой руки прижать к корпусу, а сомкнутыми пальцами делать резкие движения вверх-вниз. Если рука, ведущая мех, не зажата, получится амплитудное (акустическое) вибрато. Частота движения пальцев регулирует скорость вибрато. Сила движения пальцев — глубину. На начальном обучении, необходимо добиться ровного ведения меха на нажатых клавишах правой руки и свободного регулирования частоты и силы пальцевых движений. В качестве упражнения можно на нажатых клавишах постепенно менять силу и частоту движения пальцев по волновой схеме без остановки звука. При освоении приема на отдельных нотах и аккордах, можно переходить к вибрато на мелодии. Необходимо следить чтобы вибрация начиналась на уже нажатой клавише.
Вибрато правой рукой
Недостаток вибрато в левой в том, что почти невозможно использовать аккомпанемент. Для этого можно воспользоваться правой рукой.
При мелодии в левой, правая действует так же, как левая при мелодии в правой. Кисть руки упирается в гриф, пальцы делают движения вверх-вниз.
При игре с аккомпанементом кисть правой руки свободна в обычной позиции. Силовые движения пальцев нужно направить в глубину клавиши. Главное условие мягкое, свободное ведение меха. Для естественного звучания вибрато не должно быть абсолютно ровным. По принципу «портато» с увеличением звука увеличивается частота и сила и наоборот. Очень интересно звучит сочетание правого и левого вибрато, когда на длинной ноте вибрато начинается в правой и с увеличением амплитуды переходит в левую руку и с уменьшением обратно в правую. Это красиво на длинных аккордах в «кантилене».
При игре в медленных темпах можно использовать кистевое тремоло. Этот приём производный от вибрато правой. При свободном ведении меха, зажимается локоть правой руки. Дрожь кисти направляется не параллельно, а в глубь клавиши. При игре на «легато» звук получается ровным, дрожащим. Необходимо быть очень внимательным при освоении приёма. Есть опасность пережать локоть. Следует избегать любые болевые ощущения.
— Маркато
Приём, заимствованный от смычковых. Для аккордеона это меховое подчеркивание отдельных нот. Ноты могут быть как одиночные, так и групповые. Главное условие — отдельное движение меха на каждую ноту. Динамика во фразе регулируется силой нажатия меха. Для достижения выразительности возможно сочетание «маркато» с другими штрихами: легато, или стаккато и в комбинации с другими приёмами.
— Глиссандо
Скользящее перемещение нот в любом направлении. Перемещать можно одиночные ноты, двойные и аккорды. Свободная левая рука. Скольжение без рывков. Переход с клавиши на клавишу желательно проводить со стороны ногтей (лучшее скольжение и травмобезопасно). Перемещение должно быть ровное. Осваивать лучше в медленном темпе. Скольжение на несколько долей. Для выравнивания усилий левой руки, можно подключить аккомпанемент на «стаккато». При хорошей тренировке можно «заезжать» и на отдельные чёрные клавиши.
Скользить можно двойными нотами и даже аккордами. Фиксируется первоначальная позиция, перемещается, желательно без изменений, и останавливается точно по тексту. В «глиссандо» аккордами, возможно свободное перемещение с точной фиксацией финального аккорда.
— Трели, тремоло, мелизмы
Мелкие украшения необходимо отрабатывать так же с применением меховых приёмов. На длинных трелях возможно использовать волновые приёмы (портато), усиление или уменьшение звука. Штрихи — ближе «сухому нон легато», свободный мех и возможность делать меховые акценты в любой точке. Это относится и к мелизмам.
Тремоло возможно двумя способами: пальцами и кистью
Пальцами удобно на коротких фрагментах. Легче добиться ровности и не требует отельного напряжения мышц. Но в длинных эпизодах пальцы быстро устают. Можно воспользоваться кистью. Правя кисть условно делится между крайними группами в «тремоло» и вдоль этой оси и происходит движение пальцами. Пальцы сгруппированы, работают одновременно, отдыхают группой по очереди. Такое «тремоло» можно играть практически неограниченно.
Игра повторяющихся нот
При игре повторяющихся нот, особенно в быстрых темпах, чтобы штрих был одинаковый по силе и длине, и при этом пальцы не уставали, используется приём «репетиции». В переводе с французского повторение. Этот приём применяется у всех клавишных инструментов.
В левой руке — это все повторяющиеся аккорды в аккомпанементе в формуле бас + три и более аккорда. Штрих одинаковый для всей группировки. Внимательно следить за силовой нагрузкой пальцев, чтобы не было зажимов и ритмических неровностей. Репетиции возможны и при игре на «выборной» клавиатуре. Но это, в связи с конструкционными особенностями механики инструмента, применяется крайне редко. Техника разучивания приёма такая же, как и для правой.
В правой — задачи те же. При игре более трех нот, кисть группируется, чтобы не было разноса пальцев. Пальцы выстраиваются в среднем положении над клавишей. Нажимать лучше не вниз, а под себя, движением ближе к скользящему. Компрессия максимальная. Управление звуком свободной левой рукой. Освоение этого приёма нужно начинать в медленном тепе. На натянутом мехе. Кисть сгруппирована, движения пальцев скользящие вдоль клавиши. На клавишном аккордеоне это немного проще, так как рабочая площадь клавиши больше. Длительность звуков различная темп постепенно увеличивается. Сила и скорость нажатия ровные. Это очень важно.
Игра двойными нотами и аккордами
Самое сложное — это освоение штрихов при игре двойными нотами и аккордами.
Двойные
Идеальный вариант для разучивания — это избегание скользящих пальцев. На начальном этапе соединение трёх интервалов в любой последовательности. Здесь возможны любые штрихи в различных темпах. Добившись одновременности нажатия и ровности штриха, можно переходитькперемещению позиции кисти руки. Сначала добивается ровность на отрывистых штрихах (стаккато, нонлегато, тенуто и т. п.). Штрих одинаковый, движения меха ровные. На слух перенос не ощущается. Для легато нужна или специальная аппликатура, без скользящих пальцев, или приёма портато при четком переносе позиции. Плавно вывести звук в первоначальной позиции и с опережающим нажатием без толчка через портато взять следующий звук. Главная задача добиться свободного переноса правой руки без толчка в левой. Очень удобно отрабатывать штрихи двойными на гаммах. Это можно делать уже на ранних этапах обучения. Рука становится в естественное положение без перекосов и лучше отрабатывается независимость пальцев.
Аккорды
Для отработки штрихов в аккордовой игре надо чётко знать позиции кисти в каждом аккорде. Отрабатывается перемещение парами и группами. При быстрых темпах и ровном звуке возможна игра с фиксированным положением кисти. Необходимо избегать любой зажатости в пальцах и руке. Быть внимательным к интервальным изменениям в аккордах. При игре в медленных темпах, кантилене и полифонии необходимо, по возможности, избегать скользящих перемещений пальцев. Но это практически невозможно. При скольжении по белым клавишам техника как при «глиссандо». Палец при нажатии упирается в ребро следующей клавиши и движением вдоль перемещается на новое место. Скольжение с чёрной на белую по такой же схеме, только без упора в следующую клавишу. При перемещении с белой на чёрную, палец скользит уже не параллельно, а с подъемом, то есть нужно избегать резких толчков. Самое трудное перемещать аккорды на «легато» при отсутствии общих и соседних нот. Необходима чёткая фиксация следующей позиции и применение мехового приёма «портато». Гашение звука, перенос позиции и, с опережением нажатия, и мягкий выход на звук. Приём трудоёмкий и требует особой проработки в каждом конкретном случае.
Это далеко не окончательный список приёмов игры и техники звукоизвлечения. Аккордеон — инструмент еще сравнительно молодой и постоянно развивающийся. Каждый исполнитель старается найти новые технические и художественные возможности. Помогают им и композиторы, которые знают инструмент и пишут оригинальную музыку. Чтобы инструмент и исполнительство жили и развивались далее, необходимо растить и готовить Музыкантов . А без знания и освоения всех возможностей инструмента невозможно подготовить настоящего, гармонично развитого исполнителя.
Музыкальное образование сейчас поставлено на очень высоком уровне. С самого детства идет развитие слуха, памяти, ритма. Идёт гармоничное развитие музыканта. С самого начала необходимо прививать живое отношение к игре на любом инструменте. Постоянная работа над звуком должна войти в привычку. Технические, скоростные сложности без звуковой проработки, без слухового анализа теряют суть музыки. Только постоянная комплексная работа над Техникой, Звуком и Образом сможет вырастить Музыканта .
Похожие статьи
Использование лексических игр на уроке английского языка на среднем этапе обучения
В статье исследуется важность использования игровых технологий, при обучении лексике на уроках английского языка.
Похожие статьи
Использование лексических игр на уроке английского языка на среднем этапе обучения
В статье исследуется важность использования игровых технологий, при обучении лексике на уроках английского языка.