Развитие моторно-двигательных (технических) умений и навыков у учащихся младших классов в первые два года обучения игре на фортепиано | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 21.10.2020

Статья просмотрена: 219 раз

Библиографическое описание:

Елизарова, М. Н. Развитие моторно-двигательных (технических) умений и навыков у учащихся младших классов в первые два года обучения игре на фортепиано / М. Н. Елизарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 97-100. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74303/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье автор представляет методику работы по развитию двигательно-моторных (технических) умений и навыков у учащихся младших классов, которая может стать полезной не только начинающим педагогам, но и преподавателям со стажем, желающим дополнить свою педагогическую копилку.

Ключевые слова: аккорд, звуковой результат, музыкальная воля, нон легато, технические умения и навыки.

In the present article the author presents the method of work on the development of motor (technical) skills of primary school students, which can be useful not only for beginners, but also for teachers with experience who want to Supplement their pedagogical Treasury.

Keywords: chord, sound result, musical will, non Legato, technical skills .

Овладение техническими приёмами игры в начальном периоде обучения на фортепиано является особенно актуальным в современной музыкальной педагогике.

Работая с учащимися младших классов, педагог должен оказывать воздействие не только на все стороны личности учеников, развивая в гармоничном единстве музыкально-эмоциональные качества, но и особое внимание уделять двигательно-моторным (техническим) умениям и навыкам. Первостепенная задача такого развития — обеспечивать условия, способствующие лучшему выполнению необходимых музыкальных задач, сопровождающих учеников в течение всего периода обучения. В последующем такие условия могут привести к тому, что ученики будут беспрепятственно подчинены системе музыкальной воли во всех её тонкостях и проявлениях [3].

Первые два года обучения особенно важны в овладении основами технических умений и навыков. Поэтому педагог должен тщательно анализировать свою работу над развитием технических умений и навыков учеников, должен вовремя видеть упущенное и не отягощать учащихся младших классов абстрактными техническими заданиями.

Осваивать первоначальные двигательно-моторные (технические) умения и навыки игры на фортепиано следует с простого. Немалое значение будет иметь правильная посадка, приёмы звукоизвлечения, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами. Принимая во внимание, что все учащиеся имеют разный уровень приспособляемости рук к пианистическим трудностям и степень природной беглости пальцев, говорить о едином пути развития двигательно-моторных (технических) умений и навыков неправильно. В тоже время не следует пренебрегать методическими рекомендациями, разработанными выдающимися деятелями и практическими работниками музыкальных школ.

Благоприятные технические умения и навыки немыслимы без соблюдения следующих принципов:

– связь и взаимодействие всех участков при ведущих живых и активных пальцах;

– целесообразность и экономия движений;

– управляемость техническим процессом;

– звуковой результат (как необходимый итог).

Добиваясь с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально –звукового представления с игровым приемом, следует в той или иной степени развивать перечисленные принципы. Без них контакт музыкального и технического развития будет чрезвычайно труден, а зачастую может оставаться лишь «на словах».

Итак, начинать первые уроки развития двигательно-моторных (технических) умений и навыков у учащихся младших классов следует с такой техники, как контакт с клавиатурой. Техника начинается со взятия одной ноты. Известно, что одинокий звук ещё не есть музыка. Музыка есть, по меньшей мере, последовательное взятие двух звуков. Но на фортепиано можно один единственный звук взять столькими разными способами, что это уже является интересной технической задачей. Например, брать ноту разными пальцами, брать ноту с педалью и без; брать её как очень «длинную ноту» и выдержать до полного исчезновения звука и др. Таким образом, технических задач ровно столько, сколько фортепианной музыки, но в них есть общие элементы техники. Их всего восемь:

1-взятие одной ноты;

2-взятие двух, трёх, четырёх и пяти нот;

3- всевозможные гаммы;

4- двойные ноты (включая октавы);

5- арпеджио;

6- аккордовая техника;

7- перенос руки на большие расстояния (скачки);

8- полифония

Эффективно развивает технические умения и навыки такой прием как нон легато. Упражнения нон легато посвящены ощущению опоры на клавиатуру. Начинать работу следует с 3-его пальца, самого крепкого. Затем к нему добавляются 2-ой и 4-ый. Дети должны понимать, что кончикам пальцев отводится важная роль — они всегда «живые» и активные. При этом есть опасность того, что ученик толкнёт, ударит клавишу. В такой ситуации нужно объяснять, что брать клавишу следует мягко, но глубоко. Кончик пальца как бы «погружается» до самого «дна» клавиши (можно проводить сравнение с тестом, пластилином). Подушечка пальца как бы «налита свинцом», вся сила (зажатость) сосредоточилась в кончике. Погружение в клавишу должно быть плавным, чуть замедленным как спуск парашютиста. Одновременно следует акцентировать внимание учащегося на звуке, ведь умение слушать свою игру является первоочередной задачей.

Известно, что в первоначальный период развития основных двигательно-моторных умений и навыков ведущая роль принадлежит медленной игре, так как происходит освоение клавиатурной топографии и тем самым налаживаются целесообразные игровые движения. Медленная игра предполагает использование веса кисти и предплечья.

Важный шаг по лестнице технического развития должен начинаться с изучения короткого штриха и закрепления ощущения веса руки, свободы и гибкости запястья. В своём простейшем виде короткий штрих- это взятие- снятие.

В первом (иногда в подготовительном) классе рекомендуется давать ученикам ряд упражнений для укрепления кончиков и цепкости пальцев:

  1. мнём газету с помощью одних только пальцев;
  2. учимся держать газету цепкими кончиками пальцев, одновременно свободно вращаем кистью;
  3. играем на столе или на крышке инструмента, кисть повисает на двух пальцах, все суставы согнуты. Это упражнение называется «вешалка», так как кисть весит на кончиках (кончике) пальцев. При этом, кончики цепко держатся за клавиши;
  4. перенос руки с «Первой» октавы по всему инструменту. Так называемая «Радуга».

Пример:

– играем в терцию 1–3 пальцами;

– в кварту 1–4 пальцами;

– в квинту 1–5 пальцами.

Представленные упражнения полезны для растяжения межпальцевых связок [1, с. 21].

После того как ученики овладеют коротким штрихом, рекомендуем начинать играть легато на трёх, затем четырёх и более звуках. Таким образом, наступает время для решения специфических технических проблем — проблем 4-го, 5-го и 1-го пальцев.

Первый палец- предмет особой заботы в процессе обучения. Пианистам известна его неприспособленность к фортепианной игре. По своей физической природе он является «противовесом» остальным пальцам. Отсюда два основных недостатка первого пальца:

– не приспособлен к самостоятельному удару вниз;

– тяжеловесен.

Эти два недостатка взаимосвязаны (второй вытекает из первого).

Обычно работу первого пальца заменяют вращательным движением предплечья. Работа должна вестись на любом материале. Приведем пример первого упражнения:

на крышке инструмента или на столе:

  1. ставим руку на четыре пальца (2,3,4,5);
  2. медленно опускаем и поднимаем первый палец.

Затем проделываем это упражнение на клавиатуре.

Палец поднимается и тихо, но самостоятельно берёт клавишу (левая рука поддерживает кисть правой руки).

Через пару уроков:

  1. снимается поддержка второй руки;
  2. постепенно увеличивается сила пальцевого удара;
  3. постепенно прибавляется темп.

Пример второго упражнения:

«Скольжение первого пальца». Большой палец «скользит» по клавиатуре (гладит клавиши) и как можно скорее подводится к ноте, которую он должен взять.

Педагогам приходится работать с разными детьми, у каждого из них свои трудности на пути развития. Часто встречается недостаточное растяжение межпальцевых связок. Стянутые межпальцевые связки с годами, под влиянием специальных упражнений, можно немного растянуть. Эти упражнения лучше начинать с семи — восьми лет. В данном случае можно использовать следующее упражнение: пальцы постепенно играют интервалы от секунды до максимального натяжения межпальцевых связок и обратно. Потом задание меняется. Целью следующего упражнения становится резкий переход от тесного расположения к широкому и возврат опять к тесному, то есть имеет место скачок.

Для развития двигательно-моторных (технических) умений и навыков очень полезна игра «двойными» нотами. Такие упражнения полезны тем, что подготавливают к полифонии, позволяют руке выполнять две роли. К примеру, на фоне звучания длинной ноты (половинной), прослушиваем пение коротких восьмых. Далее усложняем это упражнение. Разделяем голоса. Даём силу среднему голосу (половинная нота). Берём его концентрированным открытым звуком. Второй голос, (восьмые ноты) — субтильным, прозрачным, тонким звуком. Можно ещё немного разнообразить упражнение за счёт введения приёма staccato.

Получим интересное сочетание глубокого legato с лёгким staccato.

В конце первого, начале второго года обучения следует начинать работать над аккордами и арпеджио. Игра аккордами очень полезна для приобретения ощущения контакта с клавиатурой. Работа с аккордами может проводиться в два этапа.

Первый этап — осязательный:

1-й шаг. Пальцы при низкой кисти касаются клавиш;

2-й шаг. Аккорд берётся активным, энергичным движением всей руки, кисть при этом идёт вверх, а пальцы как бы «хватают» клавиши;

3-й шаг. Рука отрывается от клавиатуры.

Затем готовится следующее взятие, пальцы опять касаются клавиш следующего аккорда и процесс повторяется. Темп игры медленный.

Второй этап более сложный. Переходить к нему рекомендуется лишь после того, как ученик сможет в полной мере овладеть первым приёмом. Аккорды берутся сверху, без предварительного касания клавиш. Начинать игру нужно с медленного темпа, со временем темп ускоряется. Сила звука в этом варианте находится в зависимости от включённой в игру массы (нажима) и скорости падения руки на клавиши.

После того, как аккорды освоены нужно начинать работу над коротким арпеджио. Такая работа требует совершенно нового движения, ощущения свободы от плеча. Движение это можно именовать «колесо». Кисть делает движение, сочетающее в себе направление «снизу — вверх» «слева — направо». Все входящие в арпеджио ноты должны звучать равномерно, полнозвучно, без провалов. При смене позиций кисть передвигается на все ноты следующей позиции. Движение кисти гибкое, плавное. Оно было бы невозможно без участия в игре предплечья.

Не будем забывать, что только комплексный подход к организации игровых движений на начальном этапе обучения даёт возможность более качественного и быстрого формирования двигательно-моторных навыков [2, с. 12].

В практической деятельности имеют место немало примеров, когда недостаточно яркое ощущение характера музыки, недостаточное переживание становится не только причиной бледности звукового образа, но и двигательно-моторной (технической) ограниченности, «корявости». Техническая тяжеловесность, слабая подвижность, статичность зачастую происходит от того, что двигательно-моторные (технические) умения и навыки у ученика механические, в то время как они должны быть музыкально-осмысленными, основанными на отношении к звуку.

Представленное в статье приводит к единому выводу, что развитие двигательно-моторных (технических) умений и навыков у учащихся младших классов происходит в первые два года обучения. И немалая роль в данном контексте принадлежит упражнениям и игровым приемам, способствующим освобождению двигательного аппарата. Залогом успешного развития техники, безусловно, является труд, регулярная, динамичная работа в сочетании с терпеливой работой в классе.

Литература:

  1. Гнесина, Е. Ф. Подготовительные упражнения к различным видам техники /Е. Ф. Гнесина. — СПб: Композитор, 2009. — 220 с.
  2. Карцева, Г. А. Анализ техник-методик формирования двигательно-моторных навыков на начальном этапе обучения игре на фортепиано /Г. А. Карцева, Е. Ю. Игнатова // Аналитика культурологии. 2016. — № 1 (34).- С. 12.
  3. Козлова, А. И. Развитие двигательно-технических навыков у учащихся-пианистов детской музыкальной школы /А. И. Козлова, И. В. Жданов [Электронный ресурс] Адрес доступа: https://www.scienceforum.ru/2014/pdf/3791.pdf (дата обращения: 02.08.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): палец, умение, клавиш, навык, нота, упражнение, кисть, короткий штрих, первое, звуковой результат.


Ключевые слова

аккорд, звуковой результат, музыкальная воля, нон легато, технические умения и навыки

Похожие статьи

Особенности совершенствования двигательных умений и качеств у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры средствами спортивных игр

В статье дается теоретическое обоснование возможности развития двигательных качеств у учащихся 12–13 лет с помощью средств и методов спортивных игр, реализуемых на уроках физической культуры. Автор предлагает комплекс специальных упражнений интеграль...

Элементы квест-технологии в вокальном и творческом развитии детей с ОВЗ

В статье рассматривается реализация инновационной методики вокального и творческого развития детей с ОВЗ. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях, включает элементы сценария музыкальной квест-игры, направленной на ф...

Эффективность учебных заданий при формировании креативного мышления младших школьников: результаты социологического опроса

Статья посвящена одному из педагогических условий, влияющих на развитие креативного мышления младших школьников — содержанию учебных заданий. Реализация данной цели ведется путем развития метапредметных и личностных навыков школьников, способствующих...

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы)

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. В статье приведены прим...

Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры

Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ р...

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка

Статья посвящена вопросу формирования грамматических навыков у обучающихся начальной школы с помощью использования компьютерных технологий. В статье рассматривается роль современных компьютерных средств обучения на уроках английского языка при формир...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Похожие статьи

Особенности совершенствования двигательных умений и качеств у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры средствами спортивных игр

В статье дается теоретическое обоснование возможности развития двигательных качеств у учащихся 12–13 лет с помощью средств и методов спортивных игр, реализуемых на уроках физической культуры. Автор предлагает комплекс специальных упражнений интеграль...

Элементы квест-технологии в вокальном и творческом развитии детей с ОВЗ

В статье рассматривается реализация инновационной методики вокального и творческого развития детей с ОВЗ. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях, включает элементы сценария музыкальной квест-игры, направленной на ф...

Эффективность учебных заданий при формировании креативного мышления младших школьников: результаты социологического опроса

Статья посвящена одному из педагогических условий, влияющих на развитие креативного мышления младших школьников — содержанию учебных заданий. Реализация данной цели ведется путем развития метапредметных и личностных навыков школьников, способствующих...

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы)

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. В статье приведены прим...

Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры

Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ р...

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка

Статья посвящена вопросу формирования грамматических навыков у обучающихся начальной школы с помощью использования компьютерных технологий. В статье рассматривается роль современных компьютерных средств обучения на уроках английского языка при формир...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Задать вопрос