Особенности самостоятельной подготовки исполнительского аппарата будущего педагога-музыканта посредством упражнений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пурик, С. А. Особенности самостоятельной подготовки исполнительского аппарата будущего педагога-музыканта посредством упражнений / С. А. Пурик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10.1 (144.1). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40457/ (дата обращения: 16.12.2024).



Педагог-музыкант – многокомпонентная профессия, включающая целый спектр самостоятельных деятельностно-исполнительских аспектов: инструментально-исполнительских, хормейстерских, аккомпаниаторских, лекторских и т. д. «Будущему учителю музыки необходимо владеть методикой музыкального воспитания, уметь грамотно, образно и доступно излагать свои мысли, крепкие инструментально-исполнительские навыки» [2, 20]. Выдающийся пианист и педагог Б. А. Печерский справедливо подчеркивает необходимость наличия сформированного технического арсенала исполнителя, позволяющего чувствовать себя за инструментом свободно и уверенно. Это связано с ответственностью за выразительное, точное, согласно авторскому замыслу, исполнение музыкальных произведений перед самой взыскательной аудиторией – детской. Отметим, что современные дети на занятиях в детском саду и уроках музыки в школе, в большинстве случаев, впервые открывают для себя мир музыки в живом звучании. И от яркого, образного исполнения его учителем зависит, полюбят ли они музыку, станет ли она проводником их будущего личностного развития. Таким образом, одним из важных аспектов подготовки будущего музыкального руководителя в ДОО и учителя музыки является инструментально-исполнительская деятельность.

Педагог-практик Т. Б. Юдовина-Гальперина пишет: «Игра на фортепиано может считаться праксисом высочайшего уровня, так как при ней взаимодействуют практически все сенсорные системы. При этом задача, решаемая каждой из них, предельно трудна. Кроме того, сами двигательные акты в не меньшей степени сложны — в них задействованы многие мышцы организма, опорно-мышечный аппарат, крупные мышцы спины и шеи, мышцы ног, мелкие мышцы кистей рук, сгибатели-разгибатели и прочее» [6, 63]. Понятие «праксис» (от греческого pragma — действие) трактуется как «сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на организацию целостного двигательного акта. Это автоматизированное выполнение заученных движений, для выполнения которых «на едином дыхании» необходимы достаточная зрительно-пространственная ориентировка и постоянное поступление информации о ходе выполняемых действий» [7]. В Толковом словаре также указывается, что праксис это «адекватно координированное действие, сопровождающееся развернутым контролем высочайшего уровня» [8]. Организация «настройки» всего организма, постоянная забота о физическом состоянии, тренировка двигательной системы, вообще активные движения очень важны для пианиста, особенно — для начинающего. Доказано, что в ходе занятий навыки, в случае их систематического формирования, согласно законам диалектики переходят в новое качество, которые свидетельствуют о технической умелости музыканта-исполнителя. «Техническая умелость в свою очередь проходит ряд ступеней и стадий, трансформируясь постепенно в мастерство. Как утверждают исполнители и педагоги «техники не может быть много, ее может только недоставать» [4, 39].

О работе над техникой в отечественной педагогике накоплен огромный опыт. Это труды К. А. Мартинсена, Г. Г. Нейгауза, Л. В. Николаева и других. Исходя из их исследований, любой вид техники должен быть сформирован из единства психических и физических сил исполнителя. Многие педагоги-исследователи (В. М. Блуменфельд, Г. Г. Нейгауз, А. О. Шмидт-Шкловская и другие) подчеркивают, что двигательный навык определяется как действие, доведенное в ходе соответствующей тренировки до совершенства (речь идет о необходимости выработки автоматизма при выполнении схожих исполнительских задач). При этом, они указывают на то, что особенность правильного звукоизвлечения составляет умение направить вес свободной руки в клавишу при соприкосновении с инструментом, что и составляет основную проблему, поскольку в этом процессе участвует большое количество мышц. Начинающему музыканту-исполнителю приходится преодолевать множество проблем. Большая доля успеха в этом процессе зависит от начальной стадии обучения. За это время необходимо «сформировать верные игровые навыки, организовать музыкальное мышление и слуховое восприятие, научиться самостоятельно управлять непростыми двигательными процессами» [3, 4]. В виду специфики педагогического учебного заведения, выпускающего специалистов с квалификацией «учитель музыки, музыкальный руководитель» приходится признать, что длительное вхождение во все тонкости освоения исполнительской техники невозможно, из-за малого количества времени, выделяемого на исполнительскую подготовку (в сравнении, например, с исполнительскими отделениями колледжей искусств). Кроме того, всего за 2 года до выхода на практику необходимо освоить технический арсенал произведений для их иллюстрации во время занятий. Отсюда следует вывод, что формировать технический потенциал педагога-музыканта необходимо в очень короткие сроки и за счет самостоятельного (в большей степени) освоения комплекса наиболее важных для профессиональной деятельности средств. К таким средствам мы, в частности, относим упражнения на расслабление мускульных зажимов. По наблюдению Г. М. Цыпина «появляются они у всех, от мала до велика, но в основном, конечно, у музыкантов малоопытных. И это вполне закономерно и естественно: игра на фортепиано, да и на других музыкальных инструментах, требует от человека изрядных усилий-и физических и психических, что прямым путем ведет к мышечной напряженности, скованности» [5, 33]. Т. Б. Юдовина-Гальперина пишет: «Многие в течение долгого времени не могут полностью расслабиться, снять «зажимы», освободиться от напряженности. Это явление – гипертонус мышц, − в огромной степени мешает обучению игре на фортепиано» [6, 60]. Как известно, тело человека состоит из 639 мышц, и всякое движение – есть процесс управления мышцами тела человека. В результате, особое значение для исполнителя имеет сформированный самоконтроль за всеми двигательными действиями. Актуальность исследования обусловлена тем, что интенсивное включение студентов без допрофессиональной подготовки в исполнительскую деятельность на дисциплинах индивидуального обучения уже на 1 курсе не позволяет им сосредоточиться на особенностях подготовки исполнительского аппарата и формировании самоконтроля в процессе освобождения той или иной группы мышц (особенно в процессе самостоятельных занятий).

Объект исследования: первоначальный процесс формирования игровых навыков на инструменте будущего педагога-музыканта. Предмет исследования: особенности самостоятельной подготовки исполнительского аппарата посредством упражнений. Цель исследования: подобрать упражнения для студентов 1 курса музыкального отделения, помогающие избавиться от мышечной скованности. Гипотеза: систематическое самостоятельное выполнение специальных упражнений поможет преодолеть зажатость аппарата будущего педагога-музыканта, что послужит фундаментом для формирования многих моторно-двигательных навыков.

Задачи: осуществить процесс наблюдения за самостоятельными занятиями первокурсников, провести анкетирование первокурсников с целью выявления общих проблем формирования двигательных навыков при исполнении произведений; изучить опыт ученых и музыкантов-практиков по проблеме исследования; проанализировать опыт практикующих педагогов и их методические рекомендации начинающим музыкантам; провести тренинг с первокурсниками на основе подобранных упражнений, подготовить методические и иллюстративные материалы.

В нашем исследовании, которое проходило в период с сентября 2016 года по май 2016 года, приняли участие 22 студента 611 группы СГПК имени И. А. Куратова. Из них допрофессиональную подготовку имеют 40 % студентов группы, 47 % имеют частичную музыкальную подготовку, включающую занятия в различных кружках или студиях и 13% не имеют подготовки совсем. Проведенное анкетирование выявило: большинство студентов группы (среди них есть и студенты, имеющие подготовку) беспокоит зажим и спазм в запястье, зажим в предплечье, боли и «затекания» в спине во время занятий за инструментом. Кроме того, студенты, осваивающие игру на аккордеоне и баяне, отметили часто возникающие боли в правой ноге. В ходе наблюдения за студентами, во время их самостоятельных занятий в классе, нами выявлено, что у большинства (18 из 22-х) неправильная посадка за инструментом (положение ног и корпуса, расстояние между инструментом и исполнителем не соответствует требованиям к посадке). Это и вызывает напряжение мышц спины и, особенно, шейного и плечевого отдела. На вопрос анкеты: «Каким образом вы избавляетесь от зажима в мышцах?» студенты отвечали, что они стараются «массировать, зажатую мышцу» (7 респондентов), «растянуть то место, которое зажато» (13 респондентов), «бросить конечность и потрясти рукой» (13 респондентов). Из этого нами сделан вывод, что никто из опрошенных не владеет методикой расслабления мышц игрового аппарата и выполняют только спонтанные интуитивные действия. В результате нами сделано заключение, что отсутствие сформированного самоконтроля за работой мышц у многих студентов-первокурсников, привело к их гипертонусу, мешающему освоению необходимых моторно-двигательных навыков.

В ходе исследования нами выделены 3 важных этапа в овладении игровым (техническим) потенциалом на начальном этапе обучения: организация движений при осмысленном управлении мышцами; формирование и развитие моторно-двигательных навыков; перенос освоенных умений на исполнение произведений. На основе изучения методических материалов по данной проблеме, были подобраны упражнения для начинающих музыкантов. Они помогают снимать излишнее мускульное напряжение, чувствовать «зажимы», контролировать и освобождаться от них. Для студентов-первокурсников нами составлены «памятки», которые мы разместили в классах индивидуального обучения, подготовлен методический буклет (см. Приложение) и проведен обучающий тренинг, в котором на добровольной основе приняли участие 6 студентов (осваивающих игру на фортепиано) не имеющих допрофессиональной подготовки. Подготовка исполнительского аппарата требует регулярного и систематического «тренажа». «Тут крайне не желательны «паузы» в работе, сколько-нибудь продолжительные перерывы в ней: это влечет за собой, как правило, откат назад, утрату необходимых умений и навыков» [1]. Исходя из конечных целей подготовки педагога-музыканта, потребовалась провести разъяснительную работу о необходимости включения предложенных упражнений в систематическую самостоятельную деятельность, которая наряду с аудиторной, является существенной частью образовательного процесса. Самоподготовка будущего педагога-музыканта нужна не только для овладения определенными навыками, но и как способность принимать на себя ответственность самостоятельно решать трудности, связанные с формированием исполнительского аппарата.

Итак, к особенностям самостоятельной подготовки исполнительского аппарата будущего педагога-музыканта, мы относим: 1) Включение в работу специальных упражнений, направленных на осмысленное управление мышцами исполнительского аппарата. 2) Осуществление моторно-двигательного самовоспитания, которое должно строиться на основе неукоснительного соблюдения физиологических закономерностей двигательных действий мышечной сферы организма исполнителя. В результате проведенного экспериментастуденты (6 добровольцев) постепенно преодолевают основные проблемы с зажатием мышц и успешно контролируют процесс их расслабления (в том числе и автор данного исследования). Качественный анализ результатов академического концерта во втором семестре показал, что участники эксперимента продемонстрировали более высокие результаты моторно–двигательных навыков и самоконтроля за процессом работы мышц, чем остальные. Таким образом, гипотеза, поставленная нами, нашла свое подтверждение.

Литература:

  1. Лысенко, А. В. Организация самостоятельной работы студента-музыканта в процессе исполнительской подготовки [Текст] / А. В. Лысенко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. №4 (129). – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-studenta-muzykanta-v-protsesse-ispolnitelskoy-podgotovki (дата обращения: 16.02.2017).
  2. Печерский, Б. А. Профессия – учитель музыки [Текст]/ Б. А. Печерский // Музыкальное просвещение. – 2005. – № 6. – С. 20–22.
  3. Стрельбицкая, Е. А. Начинаю играть на рояле или 30 первых уроков маленького пианиста [Текст]: записки педагога: учебно-методическое пособие / Е. А. Стрельбицкая. – М.: ПРЕСТ, 2004. – 62 с.
  4. Учебное пособие для студентов музыкально-педагогического факультета и отделений высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 192 с.
  5. Цыпин, Г. М. Исполнитель и техника [Текст]: учебное пособие для студ. муз.-пед. вузов и сред.пед.учеб. заведений. – М., Академия, 1999. – 192 с.
  6. Юдовина-Гальперина, Т. Б. За роялем – без слез или я – детский педагог [Текст] / Т. Б. Юдовина-Гальперина. – СПб.: Предприятие Санкт-Петербургского Союза художников,1996. – 191 с.
  7. http://medic.social/nevrologiya-neyrohirurgiya_760/rasstroystva-praksisa-apraksii.html
  8. http://tolkslovar.ru/p16798.html
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительский аппарат, будущий педагог-музыкант, навык, упражнение, время занятий, высочайший уровень, индивидуальное обучение, исполнение произведений, самостоятельная подготовка, учитель музыки.


Похожие статьи

Условия профессионально-педагогической самореализации в контексте формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре

Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи учащимся старшего школьного возраста в профессиональном самоопределении

Возможности педагогики сотрудничества в формировании культуры самостоятельной работы студента-педагога

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки

Особенности формирования исполнительских умений по классу гармоники в учреждениях дополнительного образования

Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования

Особенности организации самостоятельной работы с использованием компьютерных технологий в процессе начального обучения

Некоторые аспекты специфики профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера в сфере музыкального образования

Особенности работы школьного психолога с педагогическим коллективом школы

Музыкально-педагогическая деятельность как основа формирования управленческого опыта педагога-музыканта

Похожие статьи

Условия профессионально-педагогической самореализации в контексте формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре

Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи учащимся старшего школьного возраста в профессиональном самоопределении

Возможности педагогики сотрудничества в формировании культуры самостоятельной работы студента-педагога

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки

Особенности формирования исполнительских умений по классу гармоники в учреждениях дополнительного образования

Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования

Особенности организации самостоятельной работы с использованием компьютерных технологий в процессе начального обучения

Некоторые аспекты специфики профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера в сфере музыкального образования

Особенности работы школьного психолога с педагогическим коллективом школы

Музыкально-педагогическая деятельность как основа формирования управленческого опыта педагога-музыканта

Задать вопрос