Двигательная физическая культура ученика на уроке фортепиано в ДМШ (новые методы и приемы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 07.03.2016

Статья просмотрена: 1180 раз

Библиографическое описание:

Когай, А. Ю. Двигательная физическая культура ученика на уроке фортепиано в ДМШ (новые методы и приемы) / А. Ю. Когай, Л. К. Сеитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.3 (109.3). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26754/ (дата обращения: 24.12.2024).



 

Вопросами физической подготовки ученика к плодотворному и творческому уроку по фортепиано занимались многие известные музыканты-педагоги: Н. Метнер, Г. Нейгауз, И. Крыжановский, А. Артоболевская [6], А. Шмидт-Шкловская [1], А. Бирмак и наши современники — Т. Юдовина-Гальперина [3], И. Северцова [8], В. Манякин [9–11] и многие другие.

Данные вопросы становились предметом изучения ряда крупнейших ученых: И. И. Крыжановский — профессор, доктор медицины, композитор и художник, читал лекции по анатомии и физиологии человека. Он знакомил студентов с анатомическим устройством пианистического аппарата и его правильными движениями. На его работу «Физиологические основы фортепианной техники», изданную в 1922 году, опирается А. А. Шмитд-Шкловская, которая разработала целую систему приемов и упражнений, заложив «основу воспитания рациональной техники». Анна Абрамовна пишет: «Научно обоснованная рациональная техника необходима в игре на фортепиано также, как и в других видах исполнительского искусства. Технические неудобства обедняют художественную сторону исполнения и тормозят дальнейшее развитие ученика. Среди всевозможных случаев «технической недостаточности» наиболее тяжелыми являются такие, где дело доходит до профессиональных заболеваний рук» [1, с. 12].

Возникла идея создать комплекс физических упражнений, который бы выполнял функцию разминки и разогрева мышц, учитывая современные тенденции и достижения в науке и медицине. Чтобы помочь ребенку физически и психологически настроиться на урок и появилась такая необходимость в связи с общей загруженностью детей. В современном ритме жизни обычный ученик в младших классах сидит на уроках по пять уроков (каждый по 45 минут) в день, плюс дополнительные кружки и факультативы, а в средних и старших классах по 6–8 уроков. И, наконец, он появляется в музыкальной школе: опущенные плечи, вялый взгляд, согнутая спина, часто сонный и зевающий ребенок, который в школе уже перегружен информацией.

Идея, чтобы создать комплекс физических упражнений на уроке для детей, который бы выполнял функцию разминки и разогрева, появилась как острая потребность организовать и настроить ребенка в короткие сроки на урок. Работы доктора медицинских наук С. М. Бубновского, автора и создателя нового направления в медицине — кинезитерапии, когда человек сам участвует в своем выздоровлении и восстановлении, благодаря внутренним резервам организма через движение и натолкнули нас на мысль создать «разогревающий» комплекс упражнений, учитывающий профессиональную специфику музыканта-исполнителя, возрастные данные ребенка и детской организм. С. М. Бубновский объясняет кинезитерапию как новое направление, в которой определяющее значение имеет именно адекватная физическая нагрузка; без которой невозможно правильно запустить кровоток, с целью восстановления метаболизма (обмена веществ).

По учению И. П. Павлова, знаменитого русского физиолога, организм человека — это машина: саморегулирующаяся, самовосстанавливающаяся и даже самосовершенствующаяся. За этой машиной (человеческим организмом) так же, как и за любой другой, нужен уход и профилактика, в данном случае –гигиена [2, с. 378].

Основная мысль доктора С. М. Бубновского — это восстановить мышцы через физические упражнения, чтобы их «насосная» функция помогла питанию сосудов, капилляров. Снимая спазмы мышц через физические упражнения, у человека улучшается работа сердечно-сосудистой, гормональной и костной систем, т. е. восстановление полноценной трудоспособности.

Известный автор книги «За роялем без слез, или я-детский педагог» Татьяна Юдовина-Гальперина указывает в своей работе, что педагогу необходимо учитывать детскую физиологию. В главе «Движение. Гимнастика. Дыхание» Т. Юдовина-Гальперина указывает, что дети приходят на урок с зажатой спиной и шеей. Она пишет: «Это явление — гипертонус мышц, «зажатость» — в огромной степени мешает обучению игре на фортепиано [3, с. 34].

Нередко педагог видит на уроке детей с нарушениями осанки, в частности, в частности, самый распространенный пример — сутулость. Т. Юдовина-Гальперина дает целый ряд упражнений для хорошей осанки. Эти пять упражнений: «Лифтик», «Балерина», «Палочка», «Вращательные движения», «Шейка» известны широкому кругу педагогов и отлично подходят для малышей дошкольного периода. Упражнения учитывают возрастные психологические и физиологические особенности детей и служат хорошей основой для крепкого мышечного корсета спины и плечевого пояса.

В своей педагогической деятельности мы решили учесть новые технологии, а, именно, кинезитерапии, и детям уже школьного возраста добавили в разминочные упражнения силовые моменты, например, отжимания от стены, где вес тела будет давать определенную нагрузку и восстанавливать организм от гиподинамии.

Доктор С. М. Бубновский подчеркивает, «чтобы плечевой сустав одной руки функционировал полноценно, необходимо подключать до 68 мышц плечевого пояса [2, с. 304–305]. Мышцы кистей рук имеют две группы: ладонную поверхность (10 мышц) и тыльную поверхность (4 мышцы). Нервы для управления мышцами кисти идут из области верхних шейных позвонков через зону плечевого сустава. Мышцы предплечья имеют несколько слоев и их всего 18. Они управляются теми же нервами, выходящими из местного отдела позвоночника. Опять видна связь непосредственно пальцев рук и шейного отдела. Далее — мышцы плеча (сгибатели-разгибатели), их пять. Итог анатомического взгляда движения руки в плечевом суставе: 68 мышц только с одной стороны туловища. Следовательно, чтобы поднять руку, мы используем, причем одновременно 136 мышц.

Нам важно познакомиться с такой информацией медицинского характера, чтобы понять как профессионально выстроить разминку и разогреть важные мышцы для пианиста — исполнителя. Мышцы плечевого пояса при движении и физических нагрузках влияют на улучшение кровообращения этого отдела, влияют на мозговое кровообращение, способствуя снятию напряжения в области воротничковой зоны, убирая психологические стрессы.

Разминку мы предлагаем делать в течении пяти минут и условно разделили упражнения на три этажа тела, как предложил С. М. Бубновский.

Первый этаж тела — нижние конечности и таз. Задача упражнений на ноги — передать венозную кровь к сердцу.

Второй этаж — средняя часть туловища, это мышцы поясничного отдела и брюшного пресса. Здесь главная мышца — диафрагма будет подхватывать кровоток, идущий с первого этажа и обеспечивать нормальное питание органов желудочно-кишечного тракта, моче-половой системы и поясничного отдела позвоночника.

И третий этаж — это мышцы пояса верхних конечностей, грудные мышцы и мышцы верхней части спины. Упражнения на эти мышцы помогут дыхательной и центральной нервной системам.

Доктор С. М. Бубновский дает первое и самое главное упражнение — правильное диафрагмальное дыхание [4, с. 127]. Такое дыхание поможет «разогнать» кровь по сосудам. В условиях школьного кабинета мы его выполняем стоя. Положить ладонь на середину живота, сделать выдох широко раскрытым ртом, с придыханием «Ха-а!». Ладонь на выдохе опускается в живот. Представляем, как живот с ладошкой прижимается к позвоночнику. Вдох через нос. Сделать нужно 10–20 повторений.

Второе упражнение — приседание с опорой. Это упражнение поможет включить в работу крупнейшие мышцы тела и суставов. Количество приседаний детям предлагается по схеме «сколько лет — столько и приседаний», показываем диафрагмальное дыхание и начинаем вместе делать упражнения. Дети с удовольствием приседают, выполняя свою «норму» и больше.

Третье упражнение — вращение рук в суставах запястий: вытянуть руку вперёд, сжать пальцы рук в кулак и вращать ими 10 раз по часовой стрелке и 10 вращений против часовой стрелки [5, с. 32].

Четвертое упражнение — руки развести в стороны, согнуть в локтях, затем выполнить предплечьями по десять вращений по часовой стрелке и десять вращений против часовой стрелки.

Пятое упражнение — прорабатываем плечо, «рисуем» круги каждой рукой отдельно, наращивая темп вращений вперед — «к себе», а также десять раз назад — «от себя».

Шестое упражнение — отжимания от стенки. Предлагаем ребенку встать лицом к стене, ноги на ширине плеч. Выполняем отжимания, делая резкий выдох диафрагмой на звук «ха!», в исходное положение-вдох. Количество определяем в игровой форме: «Сколько лет? Сколько можешь?». Дети с удовольствием сами назначают спортивную норму и перевыполняют ее.

Седьмое упражнение: «Дерево растет». Подойти к стене, поднять руки вверх, встать на носочки и тянуться напряженными руками: «Дерево растет, веточки тянутся к солнышку». Упражнение делается в течении трех минут.

Восьмое упражнение — «скручивание позвоночника». Основная стойка — ноги на ширине плеч, руки вытянуты на уровне груди. Повороты вправо и влево. Норму устанавливаем сами на уроке.

Девятое упражнение — разминка для мышц кисти «Веер». Представили пальчики рук веером, раскрыв ладонь. Теперь собираем «веер»: на первый палец (он сгибается) укладываем второй, на второй — третий и т. д. Теперь «веер» складываем в обратном направлении: на пятый палец «укладываем» четвертый и т. д. Упражнение проделываем по пять раз в каждую сторону.

Десятое упражнение — «скольжение». Каждый палец руки по очереди выполняет скользящие движения по внутренней стороне ладони. Первый палец скользит от основания пятого пальца по диагонали, а затем выпрямляется. Упражнение повторить три-пять раз. Потом «скольжение» по ладони делает второй, третий, четвертый и пятый пальцы по очереди, сначала правая, потом левая рука.

Упражнения «Веер» и «Скольжение» являются отличным способом для музыканта-исполнителя «разыграться» перед выступлением без инструмента: прорабатываются все имеющиеся на кисти мышцы, улучшается мелкая моторика.

Основным условием разминки является совместное выполнение упражнений педагога с учеником на эмоциональном подъеме.

Применение данного комплекса дает положительные результаты сразу на уроке:

— специально составленная разминка готовит ребенка к уроку, улучшает его настроение;

— меняется осанка;

— мышцы плечевого пояса, теряя скованность и зажатость, становятся эластичными (пластичными), что расширяет амплитуду всех приемов звукоизвлечения на фортепиано;

— контакт и взаимопонимание педагога и ученика усиливается;

— убирая повседневные стрессы, заботы через активные методы, мы настраиваемся вместе с ребёнком на творческую волну, делая каждый урок уникальным;

— формируются правильные навыки и способы прикосновения учащегося к клавишам, появляется большая палитра приёмов звукоизвлечения. Мускульная свобода помогает работать на уроке над певучим звуком, его тембровой окраской, шире становится технический арсенал маленьких исполнителей. Изложенные мысли являются итогом практической исполнительской и педагогической работы педагогов фортепианного класса. Возможно, они послужат отправной точкой для творчества и поисков тех, кто интересуется данной музыкально-педагогической проблемой.

 

Литература:

  1.                Шмидт-Шкловская А. А. О воспитании пианистических навыков. — Л.: Музыка, 1971. — 72 с.
  2.                Бубновский С. М. Код здоровья сердца и сосудов. — М.: Эксмо, 2014. — 448 с.
  3.                Юдовина-Гальперина Т. Б. За роялем без слез, или я-детский педагог. — СПб., Союз художников, 2002. — 112 с.
  4.                Бубновский С. М. Остеохондроз-не приговор! — М.: Эксмо,2012. — 192 с.
  5.                Сарасвати С. С. Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха. — К.: София, 2000. — 272 с.
  6.                Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой. — М.: Советский композитор, 1985. — 100 с.
  7.                Бубновский С. М.1000 ответов на вопросы, как вернуть здоровье. — М.: Эксмо, 2014. — 256 с.
  8.                Путь к совершенству. Диалоги, статьи и материалы о фортепианной технике. Сост. Стуколкина С. М. — СПб.: Композитор, 2007. — 392 с., нот.
  9.                Манякин В. И. Теория и практика работы с начинающими пианистами. — Астана, МОН РК, ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, — 2004. — 209 с.
  10.            Манякин В. И. Гимнастические упражнения как средство организации, коррекции и совершенствования игрового аппарата пианиста. — МОН РК, ЕНУ им. Л. Н. Гумилева. // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт как важнейший фактор формирования здорового образа жизни», Астана, — 2005, С. 126–135.
  11.            Манякин В. И. Самомассаж в профессиональной деятельности пианиста. МОН РК, ЕНУ им. Л. Н. Гумилева. // Материалы республиканской научно-практической конференции 11–12 мая 2005 года. «Здоровый образ жизни: форма проявления социальной модернизации» (В свете Послания Президента РК Н. А. Назарбаева «Казахстан на пути ускорения экономической, социальной и политической модернизации»). — Астана-2005. — С.138–145.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, мышца, плечевой пояс, ребенок, урок, часова стрелка, плечевой сустав, рука, палец рук, функция разминки.


Похожие статьи

Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в преодолении ОНР у старших дошкольников

Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе (из опыта работы учителя)

Патриотическое воспитание в условиях современного ДОУ (из опыта работы)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

«Старые сказки на новый лад». План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет (из опыта работы)

Похожие статьи

Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в преодолении ОНР у старших дошкольников

Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе (из опыта работы учителя)

Патриотическое воспитание в условиях современного ДОУ (из опыта работы)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

«Старые сказки на новый лад». План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет (из опыта работы)

Задать вопрос