Вопросы формирования этапов самостоятельной работы студентов-вокалистов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 02.12.2016

Статья просмотрена: 1041 раз

Библиографическое описание:

Руднева, Т. Н. Вопросы формирования этапов самостоятельной работы студентов-вокалистов / Т. Н. Руднева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 770-773. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35906/ (дата обращения: 16.12.2024).



В работе рассматриваются вопросы формирования и организации самостоятельной работы студентов в вокальном классе на разных этапах обучения. Определены различные формы самостоятельной работы студента-вокалиста. Даются определения вокальных методов, этапов самостоятельной вокальной работы.

Ключевые слова: самостоятельная, работа, вокалист, певческий, процесс, навыки, принципы, художественное, музыкальное, техническое

Issues of the formation and organization of individual work of students in the vocal class at different stages of education are considered in the work. Various forms of individual work of student- vocalist are identified. Definitions of vocal methods, stages of individual vocal work are given.

Keywords:individual work, vocalist, singing process, skills, principles, artistic, musical, technical

Зрелый музыкант равно чувствует и понимает музыку. Г. Нейгауз писал: «Холодный ум и горячее сердце, крепкая воля и живое воображение — этими координатами издавна определяется положение художника в искусстве» [1, с. 6].

Эмоциональность и интеллект являются важнейшими качествами будущего певца-исполнителя. Известно, что невозможно полноценно решать художественные задачи, если уровень вокально-технической подготовки вокалиста находится на низком профессиональном уровне. Поэтому такие педагогические проблемы, как воспитание умения «слушать себя», умение обобщать и анализировать свою работу во время пения с одновременным решением художественных задач и эмоциональным воплощением являются в вокальной педагогике методологическими.

Цель учебного процесса — подготовка студента к будущей самостоятельной профессиональной деятельности и дальнейшему творческому развитию. Студент, завершив обучение в учебном заведении, должен успешно определять и реализовывать творческие задачами, встающие перед ним.

Под «самостоятельной» работой понимается деятельность студентов, направленная на закрепление, расширение и углубление получаемых знаний, умений и навыков, а также на освоение нового материала без посторонней помощи. Самостоятельная работа студентов является обязательной, плановой и контролируемой преподавателем.

Преподаватели-вокалисты обращают внимание на сложность решения проблемы в организации самостоятельной работы начинающего певца, связанной с перестройкой певческого образовательного процесса в нужном направлении, учитывая предшествующее вокальное образование, общий культурный уровень обучающегося. Обучение в вокальном классе носит индивидуально-практический характер. Знания о работе голосового аппарата, о качестве вокального звучания, о способах его достижения, о законах музыкально-вокального исполнения студент получает в процессе пения и овладения вокальными навыками.

В течение всего периода обучения педагог проходит со студентом различные вокальные произведения более или менее подробно. В ходе занятий обучающийся приобретает необходимую вокально-техническую и музыкально-художественную культуру, он учится работать. Важнейшими компонентами работы исполнителя являются: возможность справиться с вокально-техническими трудностями, стремление понять произведение, осознание своего к нему отношения, умение воплотить свой замысел в конкретном звучании.

Необходимой предпосылкой успешного выполнения самостоятельной работы является достаточно развитый самоконтроль. В певческой деятельности самоконтроль — это самостоятельная оценка воспроизведения звучания и создающего его действия. Она возможна только при наличии у обучающегося ясного представления о том, что надо воспроизвести и как это необходимо сделать. К этому следует также отнести его умение сопоставить воссоздаваемое звучание и производимые действия с верным вокальным звучанием и правильными исполнительскими действиями в данной ситуации. Такая работа ведет к воспитанию «вокального слуха» певца, который при самостоятельной работе помогает выявить свои ошибки, предотвратить возможность их появления и воздержаться от нежелательных действий в певческом звукообразовании. Самостоятельную же работу в вокальном классе, в зависимости от учебных целей, следует систематизировать, придав ей различные формы.

В силу индивидуальных особенностей каждого обучающегося, заключающихся в свойстве нервной системы и в строении голосового аппарата, в работе с вокалистами широко используются разнообразны принципы, например, индивидуального подхода, применения разнообразных методик, подбор репертуара. Важен и принцип постепенности и последовательности требующий от преподавателя вокала планомерного усложнения как вокально-технических заданий, так и музыкально-исполнительских требований. Для благоприятного развития голосовых данных в процессе подбора вокально-технических упражнений и репертуаре необходимо строгое соблюдение общепедагогического принципа «от простого к сложному». Принцип единства музыкально-художественного и вокально-технического развития предполагает, что воспитание исполнительского мастерства должно идти параллельно с развитием вокально-технических данных.

Все преподаватели знают, что студента необходимо развивать комплексно, как в плане техники, так и в художественном плане. Данная работа должна вестись планомерно и одновременно, но необходимо обратить особое внимание на вокально-техническое развитие начинающего вокалиста. В вокальной педагогике под термином «вокально-техническое развитие» рассматривается постановка голоса в плане вокальной технологии, которая определяется рядом аспектов с учетом особенностей физиологического развития вокалиста.

Так на начальном этапе основное место уделяется устранению различных дефектов голосообразования, одновременно вырабатывается правильная певческая поза, правильный вдох и его фиксация — вдыхательная установка, являющаяся фоном, на котором осуществляется певческое голосообразование. Продолжается овладение чистотой интонацией, точностью атаки, выявлением «тянущегося» звука с определенным тембральным окрасом, выравниванием «пестроты» звучания гласных и регистрового строения голоса. В дальнейшем выявляется тип голоса певца по ряду признаков: тембра голоса, диапазона, места расположения переходных нот и примарных тонов, способности выдерживания тесситуры, а также работа над дикцией и артикуляцией в пении и различными видами вокализации — кантиленой, беглостью, трелью, филировкой звука.

Формирование вокальных навыков связано с освобождением от лишних напряжений и активизации мышц голосообразующего комплекса. Воспитание двигательного певческого навыка требует достаточно частых систематических упражнений, особенно в фазе его формирования и закрепления (когда обучающийся, в связи с профессиональным звучанием, приспосабливает и стабилизирует голосовую моторику). Самостоятельная работа в данный период носит подготовительный характер, где создаются благоприятные условия для усвоения вокальных навыков на занятиях. Работа в этот период организована в виде тренировочных упражнений на освобождение нижней челюсти, активизацию артикуляционных органов, на подвижность мягкого неба, на создание правильного вдоха и выдоха. На начальном этапе певческая поза и певческий вдох легко усваиваются, но «вдыхательная» установка усваивается трудно и при пении наибольшее количество ошибок связано именно с ней. «В представлении ученика она должна ассоциироваться не с «задержкой дыхания», как это часто бывает, а с «памятью вдоха», с сохранением «дыхательного коридора», который образуется открытой глоткой и поднятой небной занавеской» [2, с. 20].

Частичное перенесение продолжительных, обязательных технических упражнений в область самостоятельной работы студента ускоряет темп и повышает степень овладения вокальными навыками, освобождает учебное время и дает возможность совершенствовать вокальную подготовку. Усвоение первых вокальных знаний осуществляется на основе показа голосом педагога, словесного объяснения и музыкального звучания инструмента (частично-поисковый метод работы). Позже, по мере формирования и развития слуховых представлений о вокальном звучании и вокальных умениях, могут быть даны тренировочные упражнения на формирование отдельных певческих гласных, на их выравнивание (фонетический метод), на различные виды вокализации, на сглаживание переходных нот (концентрический метод), на выработку нужной атаки звука, самостоятельное проведение части урока. Данный этап работы определен как тренировочный, помогающий усвоению, закреплению и развитию вокальных навыков. К нему относятся самостоятельное распевание (частичное или полное), предварительное разучивание и усвоение музыкально-литературного текста нового произведения, разнообразные упражнения на вокально-технические и художественные задачи, усвоенные на занятиях, «впевание» вокализов или вокальных произведений. Студент ведет запись вокально-технических упражнений, предлагаемых педагогом для развития его вокально-технических возможностей. В этот период вокальная аннотация, представляющая краткую характеристику данных упражнений, делается преподавателем, в ней прежде всего определяются цель и задачи технического материала.

На старших курсах студент самостоятельно делает подборку вокально-технических упражнений для своего голоса и для работы с певческими голосами в период прохождения практики. Постепенно упражнения технического характера усложняются, и с развитием вокально-технических навыков все больше направляются на осуществление исполнительских задач (исполнение музыкальной фразы, передача эмоционально-смыслового содержания произведения и т. д.), в которых заложено творческое начало.

Самостоятельность и активность музыкального мышления студента невозможно развить без анализа и обобщения в преподавании. Педагогу необходимо систематизировать познания обучающегося, привить ему исполнительские принципы отношения к музыке. Необходимо конкретно определить круг технических и исполнительских задач данного произведения.

Студент самостоятельно готовит музыкально-теоретический анализ, а на более позднем этапе обучения идет составление музыкально-исполнительского плана-анализа произведения, который развивает поисково-познавательнуюдеятельность, способствуя овладению операциями логического мышления, формированию умений и навыков делать собственные выводы. Для этого в процессе работы студент должен фиксировать свое внимание на этапах развития звучности, на художественных и технических приемах исполнения.

В вокальном классе для самостоятельного изучения определяется список обязательных произведений, предназначенных для их исполнения перед преподавателем и студентами, а также самостоятельный подбор вокально-технических упражнений для определенного типа голоса. Данный этап работы определен как контрольный, где самостоятельная подготовка студента максимальна по всем видам деятельности: вокально-технической подготовке (упражнения, вокализы, художественные произведения с методическим разбором) и художественным воплощением произведений (все произведения исполняются на языке оригинала).

По мере накопления музыкальных представлений и навыков технической работы, сознательная исполнительская активность обучающегося заметна уже на самом первом этапе изучения произведения. Систематически занимаясь разбором новых произведений, при разучивании произведения, вокалист со временем накапливает опыт крупного профессионального охвата что позволяет ему выполнять не только черновую работу, но и представить уже на первых занятиях более или менее относительно законченное исполнение.

Знание законов искусства — это профессиональная грамотность исполнителя: умение прочесть текст и понять музыку, с одной стороны, и наличие профессионально-исполнительских (вокально-технических) навыков — с другой. Познание художественного произведения происходит через изучение текста. Личностное отношение певца к музыке конкретизируется через точность в чтении нотной записи и поиск образно-эмоционального, художественного и идейного смысла произведения. На начальном этапе обучения большую роль играет точное прочтение вокалистом всех нотно-графических обозначений. В дальнейшем педагог должен помочь найти певцу определенный выразительный смысл исполняемого произведения, то есть он должен постоянно стремиться воссоединить две стороны восприятия текста: показать, как зависит выразительность пения от вокально-технической подготовленности.

Весь процесс обучения следует свести так, чтобы в сознании вокалиста стали неразделимыми содержание (настроение) музыки и технические (вокальные) приемы, с помощью которых возможно это содержание воплотить.

В определенный момент первоначальный процесс накопления навыков дает возможность выбора средств, и певец имеет возможность проявить самостоятельность в некоторых вопросах мастерства. Если во всех перечисленных технических проблемах вокалист уже сам принципиально заинтересован, сам умеет ставить задачи и частично их разрешать, значит он достиг определенного уровня музыкальной зрелости.

Воспитание «изобретательности» в вокально-технической работе заключается именно в том, чтобы певец самостоятельно мог разобраться, какие способы из его опыта пригодны и наиболее эффективны для изучаемого произведения. Необходимость сознательного соединения технической и музыкальной работы, важная на начальном этапе, для зрелого музыканта отпадает, так как сами по себе эти направления постепенно сближаются и сливаются воедино. Таким образом, самостоятельная вокальная работа при помощи усложнения заданий постепенно переходит от отражательно-репродуктивной формы, связанной с припоминанием, осознанием, воспроизведением, практическим применением и закреплением навыков, усвоенных на занятиях, к творческой. По мере овладения приемами и навыками внеаудиторной работы, умениями планировать, выполнять и проверять ее, детализация видов самостоятельной работы исчезает.

Литература:

  1. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. — М.: Искусство. — 1961. — 234 с.
  2. Орленин, В. Н. Психологические особенности вокально-технического обучения / В. Н. Орленин // Вопросы музыкальной педагогики и методики — Алма-Ата: АГК им. Курмангазы, РИПКРК — 1992. — 55 с.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, вокальный класс, навык, работа, упражнение, задача, начальный этап, произведение, студент, вокальная педагогика.


Ключевые слова

навыки, работа, принципы, процесс, самостоятельная, вокалист, певческий, художественное, музыкальное, техническое

Похожие статьи

Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...

Специфика деятельности педагога-концертмейстера в условиях хореографического коллектива

В данной статье освещается специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе. Отличительные особенности подбора музыкального репертуара при работе с разновозрастным составом обучающихся.

Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

Воспитание гармонически развитой личности начинается именно в дошкольном учреждении. Но формирование такой личность не происходит само по себе — необходима, целенаправленная работа. Задача музыкального руководителя помочь детям в развитии их вкусов и...

Методы развития творческого потенциала младших школьников на примере музыкальных занятий

В статье рассматривается проблема развития и реализации творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях. Описаны отечественные и зарубежные методы развития творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях.

Особенности идеографической подготовки на занятиях по методике преподавания изобразительного искусства

В данной работе рассматривается вопрос об активизации мировоззренческого и изобразительного развития будущих учителей изобразительного искусства. На основе изучения методической работы по изобразительному обучению преподавателей дан анализ и сформули...

Развитие творческих способностей младших подростков в рамках хорового произведения-действа

В работе рассмотрена актуальность исследования, степень её разработанности, цели и задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, методология и методы исследования, основные результаты исследования, степень достоверности и а...

Специфика социализации обучающихся в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрываются особенности социализации детей и подростков в условиях хореографического коллектива, описываются его преимущества в процессе дальнейшего профессионального и личностного становления обучающихся.

Интерпретация как основа исполнительской деятельности педагога-музыканта

В статье обосновывается актуальность развития навыков интерпретации музыкальных произведений в исполнительской деятельности педагога-музыканта. Рассматривается творческий характер музыкально-исполнительской деятельности в интерпретации музыкальных пр...

Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств

В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподав...

Значение дисциплины «историко-бытовой танец» в формировании профессионально-значимых качеств в процессе подготовки педагога дополнительного образования

В статье рассматривается историко- бытовой танец, как один из основных предметов в подготовке педагога дополнительного образования в области хореографии; особенности ее преподавания для формирования профессионально- значимых качества педагога дополни...

Похожие статьи

Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...

Специфика деятельности педагога-концертмейстера в условиях хореографического коллектива

В данной статье освещается специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе. Отличительные особенности подбора музыкального репертуара при работе с разновозрастным составом обучающихся.

Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

Воспитание гармонически развитой личности начинается именно в дошкольном учреждении. Но формирование такой личность не происходит само по себе — необходима, целенаправленная работа. Задача музыкального руководителя помочь детям в развитии их вкусов и...

Методы развития творческого потенциала младших школьников на примере музыкальных занятий

В статье рассматривается проблема развития и реализации творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях. Описаны отечественные и зарубежные методы развития творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях.

Особенности идеографической подготовки на занятиях по методике преподавания изобразительного искусства

В данной работе рассматривается вопрос об активизации мировоззренческого и изобразительного развития будущих учителей изобразительного искусства. На основе изучения методической работы по изобразительному обучению преподавателей дан анализ и сформули...

Развитие творческих способностей младших подростков в рамках хорового произведения-действа

В работе рассмотрена актуальность исследования, степень её разработанности, цели и задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, методология и методы исследования, основные результаты исследования, степень достоверности и а...

Специфика социализации обучающихся в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрываются особенности социализации детей и подростков в условиях хореографического коллектива, описываются его преимущества в процессе дальнейшего профессионального и личностного становления обучающихся.

Интерпретация как основа исполнительской деятельности педагога-музыканта

В статье обосновывается актуальность развития навыков интерпретации музыкальных произведений в исполнительской деятельности педагога-музыканта. Рассматривается творческий характер музыкально-исполнительской деятельности в интерпретации музыкальных пр...

Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств

В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподав...

Значение дисциплины «историко-бытовой танец» в формировании профессионально-значимых качеств в процессе подготовки педагога дополнительного образования

В статье рассматривается историко- бытовой танец, как один из основных предметов в подготовке педагога дополнительного образования в области хореографии; особенности ее преподавания для формирования профессионально- значимых качества педагога дополни...

Задать вопрос