В статье обосновывается актуальность развития навыков интерпретации музыкальных произведений в исполнительской деятельности педагога-музыканта. Рассматривается творческий характер музыкально-исполнительской деятельности в интерпретации музыкальных произведений. Выдвигается теоретическое обоснование необходимости развития навыка интерпретации в исполнительской деятельности.
Ключевые слова: интерпретация, исполнительство, исполнительская деятельность, музыкант, педагог-музыкант
The article substantiates the relevance of the development of musical interpretation skills in the performing activity of a teacher-musician. The creative nature of musical and performing activities in the interpretation of musical works is considered. The theoretical justification of the need to develop the skill of interpretation in performing activities is put forward.
Keywords: interpretation, performance, performing activity, musician, teacher-musician
Исполнительство — основа деятельности педагога-музыканта. Оно включает в себя нотную грамотность, анализ произведения, читку с листа, владение приемами звукоизвлечения, а также работу над звуком. Знание музыкального инструмента и владение им, а то и несколькими, является одним из показателей профессиональной компетентности педагога-музыканта. Игра на инструменте — это каждодневный труд музыканта, где совершенствуется и оттачивается техника исполнения, а знания, умения, навыки нарабатываются годами, и нет предела совершенству. Мастерское владение музыкальным инструментом позволит педагогу-музыканту вызвать интерес учащихся, как к инструменту, так и к музыке в целом, в комплексе воздействуя на тактильные, визуальные, и аудиальные виды восприятия.
В связи с этим возрастает значение музыкально исполнительской деятельности преподавателя музыки, которая рассматривается сегодня как фундамент профессиональной деятельности педагога-музыканта, способствующий раскрытию личности педагога, так же значительно влияющий на качественное формирование духовного мира и гармоничного развития творческого мышления учащихся. Таким образом, в обязанности педагога-музыканта входит не только безупречное владение инструментом, но и прежде всего, стремление соответствовать высоким стандартам исполнительской компетенции.
Исполнительская компетентность педагога-музыканта — это сочетание высокого уровня профессиональной подготовленности в инструментально-исполнительской деятельности и плодотворное взаимодействие с учащимися в процессе обучения. Не подлежит сомнению, что для достижения высокого уровня компетентности в исполнительской деятельности педагог-музыкант должен быть не только «музыкально грамотным», но и обладать целым комплексом психолого-педагогических, методических и специальных (музыкальных) знаний.
В кругу музыкантов, существует проблема интерпретирования музыкальных произведений. Это вызывает интерес не только ученых, занимающихся изучением данного вопроса, но и исполнителей, слушателей. Данное понятие актуализируется, когда мы соприкасаемся с произведениями композиторов прошлых столетий. Одной из проблем в данном случае выступает разница во времени между автором и исполнителем. Времена меняются, а с ними и люди, их мировоззрение, мироощущение. Также устаревают источники передачи информации о произведении. Между автором и исполнителем порой есть лишь нотная запись, а данный источник информации не фиксирует всех нюансов произведения. В наше время существует множество аудио и видео источников, все они в совокупности дают некоторое представление об изучаемом произведении.
Существуют разные мнения, одни исследователи считают, что произведение должно прозвучать так, как задумал автор, другие же хотели бы послушать мастерство и видение исполнителя. Однако порой исполнителем может выступать и сам автор кто, если не он знает, как должно звучать произведение. В цепочке композитор-исполнитель-слушатель каждый видит произведение по-своему. Композитор может сочинить и написать произведение, заложив в него свой смысл, стараясь передать свои чувства. Он также может быть отличным исполнителем и суметь донести до слушателя заложенный смысл, вызвать желаемые эмоции. Но на практике, не все композиторы являются отличными исполнителями, это является скорее исключением. Здесь и возникает потребность в профессиональном исполнителе, который сможет донести до слушателя все то, что имел в виду автор, украсит композицию своим неповторимым звучанием. Возникает дилемма, исполнять произведение в рамках предписаний автора, либо дать волю творческому полету, собственному видению произведения.
С. Е. Фейнберг писал: «Нотный текст — богатство, завещанное композитором, а его исполнительские указания — сопроводительное письмо к завещанию». Как известно в музыкальное произведение включает не только нотный текст, но и смысловой подтекст, воплощающий оригинальную творческую идею композитора. Проявляя творческую инициативу при исполнении музыкального произведения всегда нужно учитывать заложенный в произведении замысел автора, в то же время, понимая, что индивидуальная трактовка произведения выводит исполнительскую деятельность на новый творческий уровень, любое исполнение произведения считается субъективным и представляет собой его интерпретацию.
Термин «интерпретация» в переводе с латинского «interpretario» — истолкование, трактовка, раскрытие смысла. В сфере музыкального искусства под термином интерпретация понимают многовариантность в исполнении музыкального произведения, с помощью которой раскрываются новые смыслы и идейно-образное содержание произведения.
Творческий характер музыкально-исполнительской деятельности проявляется в интерпретации музыкальных произведений, в процессе создания художественного образа, идеи и стиля, так же в этом процессе важную роль играет ряд личных качеств и способностей музыканта-исполнителя, таких как — интеллект, интуиция, образное мышление, музыкальные и слуховые представления, навыки использования средств музыкальной выразительности, музыкально-исполнительский опыт. Процесс работы над музыкальным произведением так же, как и качественное исполнение, является творческим процессом. В этом процессе прослеживается прямая связь между личностью автора — композитора и исполнителя — музыканта. Интерпретация произведения может быть представлена как диалог между композитором и исполнителем, решающую роль в этом процессе играет применение исполнителем своеобразного подхода к интерпретации произведения.
Собственное исполнительство является одной из необходимых основ музыкально-педагогической деятельности. Ни одно техническое средство не может заменить такого влияния на музыкальное восприятие детей, которое оказывает на них живое исполнение педагога. Яркий и впечатляющий показ способен взволновать творческое воображение ученика. Любая механическая запись должна быть только дополнением к живому исполнению, а не заменой его. Это очень важно, так как живое исполнение связано с большим эмоциональным воздействием музыки на учащихся, к тому же играющий, поющий учитель пользуется большим авторитетом. Самому учителю исполнительская деятельность дает много: помогает раскрытию индивидуальных особенностей и творческих способностей, привлекает прошлый эстетический опыт, максимально развивает самостоятельность. В свою очередь, постигая законы исполнительства и совершенствуя свое мастерство, учитель имеет возможность переносить основные принципы исполнительской культуры в область собственной педагогической деятельности. Существует меткое выражение современного французского музыковеда Ж. Брелс, выразившей суть музыкально-исполнительской деятельности музыканта следующей фразой: «Без исполнительского искусства музыка существовать не может».
В области музыкального искусства существует понятие «интерпретационные типы», это своего рода классификация музыкантов-исполнителей по их стилю интерпретирования музыкальных произведений. Воспроизводя нотный текст максимально точно, исполнитель пользуется интерпретационной установкой, которая называется атрибуцией. Меняя же нотный текст и образную форму, музыкант использует интерпретационную установку, называемую инвенцией. Таким образом, самое важное в работе над любым музыкальным произведением — всестороннее его изучение.
Анализ деятельности показывает, что уровень исполнительского мастерства многих музыкантов-исполнителей недостаточно высок. К педагогу-музыканту как к исполнителю, могут быть предъявлены различные требования: как минимум он должен воспроизвести (озвучить) нотную запись, а в идеале, так как речь идёт об искусстве, от исполнителя ожидается творческая интерпретация авторского текста.
В работах Г. М. Когана, Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга подчеркивается необходимость активного осмысления исполняемой музыки, наличия у исполнителя собственного творческого к ней отношения. М. Э. Фейгин утверждал, что «исполнитель не только имеет право, но обязан по-своему, творчески преломлять, истолковывать произведение, проявляя к нему горячее личное отношение». Таким образом, интерпретация является своеобразным способом формирования творческого мышления.
Индивидуальная исполнительская деятельность в музыке, будучи сотворчеством, заключает в себе огромный потенциал. Каждая новая интерпретация является ценным творческим достижением-открытием, так как осуществляет-актуализирует в реальности новый ценностный смысл произведения. Подлинное бессмертие музыки состоит в том, что она обогащается идеями, чувствами исполнителя и слушателя, бесконечной возможностью интерпретаций. Художественная интерпретация не сводится только к истолкованию знаков художественного языка (текста) — она есть творчество на основе идеи произведения. Таким образом, интерпретация музыкального произведения как способ воплощения художественного образа средствами исполнительского искусства отталкивается от точной передачи музыкально-структурных закономерностей музыки, где стильность игры выражается в интуитивно опережающем характере слухо-двигательных взаимосвязей, обусловленных равновесием творческих идей интерпретатора с художественной сущностью различных направлений, разновидностей, стилей и жанров музыки.
Источником противоречий является двойственность природы исполнительского искусства, сочетающая продуктивное и репродуктивное начала. С. Х. Раппопорт обосновывает право исполнителя на творчество с позиции общей теории искусств. Так же помимо объективных аргументов в пользу интерпретации, существует и субъективный показатель, это личность исполнителя, музыканта, обладающего индивидуальным видением исполнения музыкального произведения. А. Рубинштейн писал, что понятия «объективное исполнение» в его понимании не существует; что всякое исполнение, «если оно произведено не машиной, а личностью», это исполнение индивидуальное; что желание верно донести «объект» (музыкальное произведение), является обязательным законом для артиста, но все же, «каждый делает это по-своему, то есть субъективно».
С течением времени приходит новое поколение исполнителей, со своим пониманием и видением музыки, которое продиктовано современными реалиями, временем и другими факторами. В связи с этим, мы осознаем важность и признаем значимость современной интерпретации музыки, в том числе и далеких от нас эпох, несмотря на частичную утрату исполнительских традиций прошлого, поэтому и существует не только возможность, но и неизбежность её современного прочтения.
Таким образом, конкретная интерпретация является не только отражением понимания исполняемого сочинения в настоящий момент, но и продуктом сиюминутного состояния внутреннего мира исполнителя. Завтра, через месяц, через год этот музыкально-творческий комплекс будет иным — изменится и трактовка, которая неизбежно отразит в себе и внутреннюю эволюцию музыканта.
Литература:
- Григорьев В. Ю. Специфика исполнительского творчества и работа над музыкальным произведением // Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики. — Новосибирск, 1987. — С. 25–37.
- Гуренко Е. Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). — Новосибирск, 1982.
- Корыхалова Н. П. Интерпретация музыки. — Л., 1979.
- Макарова, С. В. Формирование готовности к профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта на основе парадигмы педагогической поддержки / Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2011. — № 1. — С. 153–161.
- Раппопорт С. О вариантной множественности исполнительства // Музыкальное исполнительство. — М., 1972. — Вып. 7. — С. 3–46.
- Алексеев А. Д. Творчество музыканта-исполнителя. М.: Музыка, 1991. — 104 с.