Инновационность и творчество, как профессионально важные качества педагога-музыканта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 703 раза

Библиографическое описание:

Манжула, О. Н. Инновационность и творчество, как профессионально важные качества педагога-музыканта / О. Н. Манжула. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.3 (102.3). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23547/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Каким должен быть современный педагог — профессионал в процветающем веке информационных технологий? Как он должен организовать и адаптировать собственный профессиональный рост к социальным условиям современной жизни? Глубокие изменения, происходящие в социальных и культурных процессах, модернизации образования, предъявляют новые требования к деятельности педагога — музыканта. Преподаватель, в чьи непосредственные обязанности входит не только обучение подрастающего поколения, но и воспитание его, просто обязан быть высокоинтеллектуальной личностью, включающую в себя такие актуальные качества, как инновационность и творчество.

Для начала разберем эти два понятия. В переводе с латинского innovation — обновление, нововведение. Инновация – это процесс освоения нового метода, методики, технологии, программы, целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. [1, с. 45]. Творчество, в ряде источников, рассматривается как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью и общественно-исторической уникальностью. Отсюда вытекает мысль, что эти два понятия, в чем-то перекликаются, взаимодополняют друг друга и находятся в непрерывном взаимодействии.

Таким образом, инновационный процесс — эта комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, а также открытость педагога новому опыту и готовность внедрять новые технологии и подходы к решению педагогических задач.

Педагогические инновации классифицируются по видам деятельности, масштабу их использования и источнику возникновения [2, с. 33]. В музыкальной педагогике распространены комбинаторные и модифицирующие инновации. Комбинаторные инновации представляют собой новое сочетание известных элементов, а модифицирующие — совершенствующие и дополняющие образцы и формы. Названные инновации имеют место как в работе над педагогическим репертуаром, так и в учебно-методических пособиях. Творческая деятельность педагога — музыканта осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств обучения применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми преподаватель имел место раннее [2, с. 27].

Для успешного осуществления комбинаторных и модифицирующих инноваций педагогу-музыканту необходимо обладать такими качествами, как: оригинальность и критичность мышления, способность к видению проблем, направленность на творчество, самостоятельность суждений, легкость ассоциирования и генерирования идей, способность к переносу знаний и умений в новые ситуации, умение концентрировать творческие усилия, упорство, склонность к разумному риску, смелость и независимость в суждениях, оптимизм высокий уровень самооценки, стремление и потребность внедрять новое. Преподаватель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Инновационные знания, (совокупность научных сведений в области инноваций педагогического процесса); значимые инновационные умения (способности самостоятельно в отведенное время и с определенным качеством решать инновационные задачи) и навыки, инновационные ценности и отношение к инновационной деятельности формируют инновационную культуру преподавателя.

Творческий подход педагога- музыканта к своей работе дает возможность свободно конструировать свои схемы организации уроков, вносить изменения и дополнения в учебно-воспитательный процесс, совершенствовать свое педагогическое мастерство. Профессия педагога-музыканта, являясь сложной и многогранной, требует наличие множества личностных качеств и нуждается в постоянном самообразовании, основанного на поисках нового и прогрессивного.

Разные преподаватели могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности. Результативность, как критерий инновации, означает определенную устойчивость положительных результатов. Социальная структура общества сильно изменилась, появились новые музыкальные направления, подрастающее поколение имеет иные музыкальные вкусы и пристрастия. Традиционная методика в большей мере опирается на передачу классических знаний и опыта, тем не менее, на современном этапе следует сочетать традиционные методики и инновационные методы, которые развивают индивидуальные качества учащихся и развивают их творческий потенциал. В области фортепианной педагогике появляется много новых учебно-методических пособий, где ярко представлены все виды инноваций. Перечислим некоторые образцы: Белованова М. Е. Музыкальный учебник для детей [4], Емельянова Г. «Упражнения — трансформеры» [3], «Интерактивный курс игры на пианино» [5] и другие. Во всех использован комплексный подход к обучению, ориентированный на активизацию различных видов музыкально-творческой и исполнительской деятельности учащегося. Педагог, как творческая личность, оказывает достаточно сильное влияние на учеников. Новый современный подход к обучению связан с принципом, согласно которому центральная фигура в процессе обучения — ученик, чья личность гармонично развивается посредством музыки. Педагог должен обладать высоким уровнем знаний, умением находить нужные методы и слова, которые бы помогли сохранить интерес к обучению. Наука и практика, с достаточной очевидностью утверждают, что подлинное мастерство педагога-музыканта состоит в том, чтобы сделать обучение для учащихся желанным, необходимым, важнейшей духовной потребностью.

В связи с этим образовательные учреждения остро нуждаются в творческих педагогах, которым отводится ведущая роль в осуществлении инноваций в системе образования. Сегодня уже не так важна прочность приобретенных специалистом знаний в той или иной области, так как эти знания постоянно изменяются и устаревают. Гораздо важнее, чтобы в образовательных учреждениях работали преподаватели, стремящиеся совершенствовать свои знания и умения в разных областях, организовать свой профессиональный рост и адаптировать его к социальным условиям современной жизни.

Будущий педагог, не приученный еще в Вузе к методическим поискам, экспериментам, к непрерывности своего образования, неизбежно превратится в догматика.

Существует закономерная связь между музыкально-педагогическим творчеством и инновационной деятельностью. Одно не существует без другого, оба явления описываются в категориях новизны, оригинальности, прогрессивности и неординарности. Та современная образовательная ситуация, которая развернулась в последнее время и характеризуется интенсивностью развития и динамикой системных преобразований, еще раз определяет личность педагога-музыканта, где важнейшими и актуальными качествами являются инновационность и творчество.

 

Литература:

  1.                Хуторский, А. В. Педагогическая инновация, методология, теория, практика: Научное издание. — М.: Мир, 2005.-280с.
  2.                Инновационные процессы в образовании: Учебно-справочное пособие. Составитель Нефедова Л. Н. Астана: ЕНУ им. Л. Н. Гумилева. 2003.- 144с.
  3.                Емельянова Г. А. Упражнения-трансформеры для начинающих пианистов.- Ростов н/Д: Феникс. 2009/ — 84с.
  4.                Белованова М. Е. Музыкальный учебник для детей. –Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 187с. 5. Интерактивный курс игры на пианино (СД). — М.Акелла, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, инновация, образовательный процесс, обучение, подрастающее поколение, преподаватель, современная жизнь.


Похожие статьи

Педагогические ценности управленческого опыта педагога-музыканта

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской одаренной личности

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Ценности и смыслы в развитии творческой личности педагога

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки

Возможности педагогики сотрудничества в формировании культуры самостоятельной работы студента-педагога

Психологическая грамотность и компетентность современного педагога

Формирование профессиональных компетентностей будущего педагога в системе дополнительного образования современного педагогического пространства

Похожие статьи

Педагогические ценности управленческого опыта педагога-музыканта

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской одаренной личности

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Ценности и смыслы в развитии творческой личности педагога

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки

Возможности педагогики сотрудничества в формировании культуры самостоятельной работы студента-педагога

Психологическая грамотность и компетентность современного педагога

Формирование профессиональных компетентностей будущего педагога в системе дополнительного образования современного педагогического пространства

Задать вопрос