Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на начальном этапе обучения в классе аккордеона
Автор: Никитина Екатерина Александровна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 09.12.2015
Статья просмотрена: 2717 раз
Библиографическое описание:
Никитина, Е. А. Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на начальном этапе обучения в классе аккордеона / Е. А. Никитина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 117-122. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9264/ (дата обращения: 16.11.2024).
Значение начального периода обучения музыке, пожалуй, сопоставимо со значением первого года жизни ребенка. Юный музыкант открывает для себя неизведанный до сих пор мир, получает массу новых впечатлений, делает первые шаги в процессе освоения музыкального инструмента. И перед педагогом (в принципе, так же, как и перед родителями младенца) возникает достаточное количество задач: привлечь, удержать внимание, развить интерес, научить... В процессе решения каждой из задач встает множество вопросов, самый распространенный из которых (прежде всего, конечно, для молодых педагогов) — «как?" КАК заинтересовать? КАК сделать так, чтобы интерес не угас через пару уроков? КАК развить слух и метроритмическое чувство? КАК добиться свободных и естественных движений за инструментом? В общем, КАК научить правильно во всех отношениях. В плане методики работы с начинающими вопрос «как учить?» приобретает особое значение, поскольку особенностям начального этапа обучения детей игре на аккордеоне посвящено небольшое количество литературы. Популярные самоучители и школы игры на аккордеоне (В. Лушникова, М. Двилянского и др.) предназначены преимущественно для детей старшего возраста и предполагают быстрое освоение инструмента. Из пособий, содержащих материал, адаптированный для детей младшего возраста, пожалуй, можно назвать только сборник «Юный аккордеонист» Г. Бойцовой и сборник «До-ре-мишка» Л. Заложновой, однако, ни в первом, ни во втором пособиях не уделяется внимания процессу формирования ориентации в клавиатурном пространстве.
Конечной целью любого обучения является достижение желаемого результата. Обучение музыке предполагает наличие целого комплекса составляющих, требующих детального внимания, в связи с чем ключевое значение приобретает начальный этап.
Процесс освоения клавиатур аккордеона, как у дошкольников, так и у младших школьников, протекает гораздо медленнее чем, например, у пианистов, имеющих возможность уже на первом уроке исполнять несложные пьесы двумя руками. Этому есть несколько основных причин:
- контрастное строение клавиатур
- бифункциональность левой руки
- отсутствие визуального контроля.
Контрастное строение клавиатур предполагает постепенное, по мере их освоения, сочетание работы правой и левой рук. Но изучать строение правой и левой клавиатур аккордеона, выполнять упражнения, направленные на формирование ориентации в клавиатурном пространстве необходимо уже с первых уроков. Отсутствие работы в данном направлении приводит к возникновению у ребенка потребности осуществлять зрительный контроль за движениями правой руки, что, в свою очередь, влечет за собой комплекс проблем — начиная от неправильной постановки инструмента и заканчивая неуверенностью во время концертного выступления.
Рассмотрим процесс более подробно.
«С первых уроков учащийся … уясняет размещение клавиш. … Педагог указывает ученику клавиши, на которых исполняется его партия» [5, с. 14–15] Как правило, освоение клавиатур, согласно методическим пособиям, начинается непосредственно с исполнения простейших пьес или мотивов (при игре в ансамбле с педагогом) с предварительным выяснением, где какая клавиша находится и какому звуку соответствует. Традиционно в школах игры на аккордеоне предлагается сперва освоить правую клавиатуру, затем левую. Исключением является «Школа игры на аккордеоне» Р. Н. Бажилина, где автор считает целесообразным начать приспособление к инструменту с освоения левой клавиатуры. Думается, и в первом, и во втором вариантах причиной подобного подхода является бифункциональность левой руки (двойная нагрузка в процессе звукообразования — нажатие клавиш с одновременным меховедением).
Освоение клавиатур происходит параллельно. Начальные упражнения для правой руки не предполагают исполнения мелодических оборотов, в упражнениях для левой руки, напротив, необходимо звукоизвлечение.
Практическое знакомство с инструментом начинается с визуального анализа с акцентированием внимания на специфике строения правого и левого полукорпусов. Как правило, дети весьма успешно самостоятельно выявляют все особенности. В затруднительной ситуации задача педагога — направить мысль ребенка в нужное русло.
При знакомстве с левой клавиатурой основополагающим является метод, названным И. Пурицем «от целого к частному», в основе которого лежит первоначальное знакомство с общими закономерностями строения клавиатуры. Ученик считает количество рядов, находит отмеченные кнопочки, отличающиеся от других, замечает, что помимо вертикальных, есть диагональные ряды. Параллельно педагог рассказывает о специфике вертикальных и диагональных рядов, предлагает ученику определить на слух, какое количество звуков извлекается одновременно. Готовые аккорды определяются на слух по характеру звучания. Затем наступает черед практического освоения, которое затруднено отсутствием возможности визуального наблюдения. Задача педагога — скоординировать движения ученика, научить ориентироваться в клавиатурном пространстве, опираясь на слух и тактильные ощущения.
Используется несколько упражнений:
1) «Паровоз»
В основе упражнения лежит постепенное передвижение по вертикальным рядам с целью формирования ощущения вертикального ряда. Начинать движение необходимо с крайнего ряда — первого или пятого. В зависимости от ряда меняется количество задействованных пальцев (согласно физиологическому строению ладони ребенка). Как правило, в перемещении по первому ряду участвуют 2-й, 3-й, 4-й пальцы, по мере приближения к пятому ряду подключается 5-й палец. Важно обратить внимание на следующие моменты:
каждому пальцу соответствует своя кнопочка
все пальцы двигаются одновременно.
Правильность движения контролирует как педагог, так и ученик, периодически нажимая какую-либо «кнопочку контроля», расположенную «на пути». Необходимо определить — один звук воспроизводится или несколько. Если движение происходит по аккордовым рядам — «грустный» аккорд звучит или «веселый». Путешествие по крайним рядам, как правило, затруднения у малышей не вызывает. На втором ряду необходимо обратить внимание на все отмеченные кнопочки — главные ориентиры на клавиатуре.
2) «Горка»
Цель упражнения — формирование ощущения расположения диагональных рядов. 3-й палец располагается на основном ряду, басу «до». 2-й — на аккордовом (мажор от до), затем 2-й палец перемещается на минорный ряд, затем на септаккорд и в обратную сторону. Выполнение упражнения желательно со звукоизвлечением — бас и аккорд играются одновременно. Контроль над выполнением осуществляет педагог.
3) «Лифт»
В основе данного упражнения лежит одновременное передвижение пальцев, расположенных на соседних рядах — бас + мажорный аккорд (позже — через ряд — бас + минорный аккорд и т. д.) — строго по вертикали вверх или вниз. Исходная точка, также, как и в предыдущем упражнении бас «до» с соответствующим мажорным аккордом, поиск которого ученик после изучения предыдущих упражнений может выполнить самостоятельно. Задача — точное передвижение по соответствующим рядам. Сперва «лифт» перемещается в пределах «двух этажей» — C-dur — G-dur, затем подключается еще один «этаж» — F-dur. В дальнейшем маршрут движения «лифта» расширяется. В процессе работы над упражнением помимо развития координации, ребенок приучается к основным аппликатурным принципам: 3-й палец на басовом ряду, 2-й на аккордовом. Обязательное условие выполнения упражнения — «лифт» равномерно двигается по «этажам», а не «перескакивает» через них.
Дальнейшее освоение левой клавиатуры предполагает исполнение небольших пьес с сочетанием нескольких басов, басо-аккордовых последовательностей (упражнения приводятся в различных методических пособиях, в т. ч. «Школе игры на аккордеоне» Р. Бажилина, сборниках «Юный аккордеонист», ч.1 Г. Бойцовой и д. р.).
Постепенное расширение используемого диапазона требует детального анализа передвижения руки по клавиатуре. Фактически, мысленно составляется карта движения. Ключевую роль играют имеющиеся ориентиры — отмеченные кнопки. Необходимо, чтобы ребенок осознавал, где располагаются пальцы — бас, аккорд, названия и нумерацию рядов, четко понимал, куда следует переместиться, мысленно представлял схему строения левой клавиатуры, исходя из чего «выстраивал маршрут движения».
Наличие у ребенка ясных структурных представлений облегчает путь к достижению желаемого результата.
Формирование ориентации ребенка на правой клавиатуре имеет также немаловажное значение. Отношение педагога к этому процессу (признание допустимости, или же, напротив, недопустимости визуального контроля) влияет на постановку инструмента, которая, в свою очередь, оказывает существенное влияние на процесс исполнения музыкального произведения.
Известный педагог В. Григорьев, автор «Методики обучения игре на скрипке», в своей работе высказал мнение о необходимости изначальной постановки инструмента с проекцией на последующее исполнение сложных произведений. Конечно, постановка инструмента корректируется в процессе роста ученика. Однако, все же, целесообразно приучить ребенка ориентироваться на правой клавиатуре без визуального контроля.
В процессе освоения правой клавиатуры ученик сталкивается с двумя основными сложностями:
- отсутствием, как и в случае с левой, визуального контроля.
- расположением клавиш в звуковысотном соотношении противоположно физиологическим ощущениям.
Тренировка пространственного и звуковысотного соотношения, а также ориентации в клавиатурном пространстве осуществляется на основе сочетания методик Н. Бергер и И. Пурица, с их адаптацией для аккордеона.
Аналогично знакомству с левой клавиатурой, необходимо визуально проанализировать клавиатурный рисунок правого полукорпуса, выявить закономерность расположения клавиш.
Поскольку белые клавиши имеют однородный рисунок, опора происходит на расположение черных клавиш. Следует отметить, что черные клавиши расположены группами по две или три клавиши, равномерно чередуясь. Между группами — небольшое расстояние. Группам даются наименования «2ч» и «3ч» соответственно количеству клавиш в группе.
Упражнение 1.
Произвольное движение руки по правой клавиатуре. Задача — почувствовать расположение групп черных клавиш, ощутить расстояние между группами черных клавиш, найти любую группу черных клавиш и определить ее название («2ч» или «3ч»).
Следующая ступень освоения клавиатуры — конкретизация количества групп черных клавиш на используемом в работе инструменте. Ребенок визуально определяет, сколько на клавиатуре групп по 2 клавиши, сколько по 3. На аккордеонах Юность или WeltmeisterPerle на правой клавиатуре находятся всего две группы по 2 и две группы по 3 черных клавиш, на ¾ аккордеонах — 3 полных группы «2ч», 2 полных группы «3ч» и одна неполная группа «3ч» в малой октаве. Необходимо уточнить, что группы, расположенные ближе к подбородку, имеют более низкое звучание, чем группы, расположенные ближе к ноге. На аккордеонах 2/4 определяем группы, как «2ч низ», «2ч верх», на аккордеонах ¾ определяем группы, как «2ч первая октава», «2ч вторая октава», «2ч третья октава», «3ч малая октава». «3ч первая октава», «3ч вторая октава».
Упражнение 2.
Педагог называет группу и расположение, например, «2ч первая октава», или «3ч вторая октава» и так далее (для детей дошкольного возраста возможно использовать названия «2ч низ», «2ч верх» и т. д.). Задача ученика — безошибочно отыскать группу с необходимым количеством клавиш, расположенную в обозначенном педагогом диапазоне и расставить по черным клавишам соответствующие пальцы — 2-й, 3-й пальцы — на клавишах группы «2ч», 2-й, 3-й, 4-й пальцы — на клавишах группы «3ч» (нумерация пальцев объясняется перед выполнением упражнения). Первый палец располагается рядом со 2-м на клавишах «до» или «фа» соответственно группе. Затем 2-й, 3-й или 2-й, 3-й и 4-й пальцы соскальзывают вверх — вправо на белые клавиши, в результате чего становятся в необходимую позицию.
Упражнение 3.
Педагог объясняет расположение клавиши «до» (перед группой «2ч»). Задача — найти все клавиши «до» в диапазоне инструмента. Далее объясняется расположение клавиши «фа» (перед группой «3ч»). Следующая задача — найти все клавиши «фа».
Упражнение 4.
Работа в позиции. Упражнение выполняется при наличии у ребенка представления о звукоряде. Ребенок самостоятельно находит клавишу «до», ориентируясь на группу «2ч» (пальцы становятся в позицию), затем последовательно нажимает каждую клавишу, называя воспроизведенный звук. Далее педагог называет звук, учащийся, в свою очередь, воспроизводит его, опираясь на полученные знания. Следующий вариант упражнения — педагог называет номер пальца, ученик должен определить, какая клавиша соответствует указанному пальцу.
Упражнение 5.
Педагог называет клавишу в определенном диапазоне, указывает номер пальца, который должен встать на нужную клавишу. Задача ученика — безошибочно выполнить задание, а также равномерно распределить остальные пальцы по клавиатуре подряд по принципу «каждому пальцу — своя клавиша».
В период изучения последнего упражнения ребенок уже свободно может исполнять простые мелодии в одной позиции. Впоследствии, при смене позиций, необходимо «проецировать» мелодическую линию на клавиатуру, соотносить интервальную структуру мелодии с соответствующим расстоянием между клавишами.
Выполнение упражнений должно происходить поступенно, согласно принципам дидактики. Если упражнение не усвоено ребенком, не выполняется свободно, не стоит переходить к следующему. Возможно совмещение 2-го и 3-го упражнений.
Важно помнить о том, что освоение клавиатур инструмента не является механическим действием. Одновременно с освоением клавиатурного пространства у ребенка происходит формирование слуходвигательных представлений. Именно поэтому акцентируется внимание на различном звуковысотном положении ориентиров («2ч низ», «2ч верх», «2ч первая октава» и т. д.).
Результатом изучения вышеприведенных упражнений являются свободное перемещение в клавиатурном пространстве.
Одной из форм работы, способствующих как развитию ориентации в клавиатурном пространстве, так и формированию слуходвигательных представлений, является транспонирование.
Транспонирование осуществляется как в нотной записи (графически фиксируем предварительно оговоренные особенности строения мелодии от другой ноты — например: поднимаемся вверх подряд по трем ступенькам, затем спускаемся вниз, и т. д.), так и непосредственно за инструментом, сохраняя аппликатурные принципы. Таким образом, реализуется метод, широко распространенный в фортепианной педагогике, условно названный И. Пурицем «от частного к целому». "... В основе этого метода лежит принцип: от восприятия простых элементов — к их последующему синтезу. Этот метод является главным при обучении на любом инструменте, так как отражает один из основных методов познания мира». [6; с.122]
Суммируя вышеизложенный материал, можно сделать следующие выводы:
- практическое освоение клавиатур аккордеона должно происходить поэтапно (что соответствует дидактическим принципам последовательности и доступности и связанно с особенностями мышечных реакций ребенка);
- при освоении клавиатур следует руководствоваться методами «от целого — к частному» (от изучения общих закономерностей строения к деталям) и «от частного — к целому» (от исполнения небольших звуковых последовательностей — к исполнению пьес);
- рабочий процесс следует организовывать с учетом физических и психических особенностей ребенка, чередуя разнообразные формы работы.
Формирование ориентации в клавиатурном пространстве является неотъемлемой составляющей обучения игре на музыкальном инструменте. Особенности строения аккордеона — абсолютное различие структур левой и правой клавиатур — требуют детального внимания к этому процессу.
В заключении хочется отметить, что «успешность развития ученика, обучающегося игре на музыкальном инструменте, в значительной степени обусловлена качеством взаимосвязи его слуховых и двигательных сфер... развитым слуховым представлениям должны соответствовать столь же развитые клавиатурные. Именно эта задача будет определять цели при обучении игре на любом клавишном инструменте». [6, с.118]
Литература:
- Бажилин Р. Н. Школа игры на аккордеоне. [Ноты] /Р. Н. Бажилин. — М.: Изд-во Катанского В., 2002. — 157с.
- Бергер Н. А. Современная концепция и методика обучения музыке. [Текст] /Н. А. Бергер. — СПб.: Каро,2004. — 368с.
- 3.Бойцова Г. И. Юный аккордеонист, ч.I. [Ноты]/ Г. И. Бойцова. — М.: Музыка, 2007. — 80с.
- Григорьев В. Ю. Методика обучения игре на скрипке. [Текст] /В. Ю. Григорьев. — М.: Классика — XXI, 2006. — 255с.
- Лушников В. Школа игры на аккордеоне. [Ноты] / В. Лушников. — М.: Советский композитор, 1987. — 154с.В. Лушников.
- Пуриц И. Г. Методические статьи по обучению игре на баяне. [Текст] /И. Г. Пуриц. — М.: Издательский Дом Композитор, 2001. — 292с.