Педагогические формы и методы развития мотивации школьников в музыкальном искусстве
Автор: Кисаханова Елена Львовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 03.02.2014
Статья просмотрена: 885 раз
Библиографическое описание:
Кисаханова, Е. Л. Педагогические формы и методы развития мотивации школьников в музыкальном искусстве / Е. Л. Кисаханова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4848/ (дата обращения: 16.12.2024).
Известно, что предметы музыкального искусства инициируют ребенка к активизации своей учебной и творческой деятельности. У учащегося формируется постоянное и стабильное эмоционально-эстетическое отношение к реальному миру.
В педагогической литературе констатируется, что непринужденные и естественные занятия, музыкальной деятельностью, результативно способствуют решению задач не только собственно музыкального воспитания личности, но формированию также и общих способностей школьника, становлению его индивидуальности.
На всех периодах музыкальное искусство выступает как особая форма духовно-практической деятельности, в ходе которой совершается эмоционально-ценностное самоопределение ученика.
Осознание мотивов обучения совершается не автоматически, а в результате активной образовательной деятельности, через обретение личностных смыслов, которые напрямую зависят от социальной значимости мотивации в формировании гармоничной личности учащихся.
Сложный процесс творческой самореализации будущего музыканта в учебной деятельности обусловлен его содержательными компонентами, одним из которых является мотивационно-ценностный.
С философско-психологической точки зрения, ценностные направления являются важными компонентами духовной структуры личности, закрепляющиеся жизненным опытом человека, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие существенное, все самое важное от не важного и незначимого.
Совокупность сформировавшихся и определившихся ценностных направлений создает своего рода ось сознания, разума, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного вида поведения и деятельности, проявленную в направленности потребностей, увлечений и интересов. В силу этого ценностные направления выступают главным обстоятельством, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности.
О направлении на ту или иную ценность можно говорить только тогда, когда учащийся запроектировал в своем сознании или подсознании процесс овладения ею, а это учащийся делает с учетом не только своих потребностей, но и своих потенциальных возможностей.
Для некоторых личностей путь формирования ценностных ориентаций в процессе обучения происходит не от потребности к ценностям, а прямо противоположно: перенимая от преподавателя мнение на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и будущей профессиональной деятельности, может тем самым закладывать в себе зачатки новой потребности, которой раньше у нее не было.
Проявления целостных ориентаций в обучении выступают как отношения, характеризующие различную степень готовности личности будущего музыканта к учебной деятельности и образующие ее мотивационную структуру, способную управлять оценочным отношением учащихся к изучаемым дисциплинам и произведениям музыкального искусства.
Усвоенные духовные ценности искусства, став личностно значимыми, расширяют и обогащают мир ценностей ребенка, в соответствии с которым он выстраивает, как отдельные свои поступки, так и линию поведения в целом. Приобретая силу побудительных мотивов, они регулируют и направляют его учебную деятельность. Важное значение приобретает способность будущего музыканта к обучению. Благодаря этому происходит всестороннее становление личности в целом.
Учебная деятельность человека сопровождает его в течение всей жизни, в ходе которой под влиянием познания и опыта возникают новые формы его поведения и деятельности или подвергаются изменениям ранее приобретенные формы.
Сохранить устойчивость музыкальной деятельности в постоянно изменяющихся учебных ситуациях позволяет наличие психологической установки. Именно установка определяет способы, средства, приемы удовлетворения мотивационно-ценностной сферы музыканта через формирование норм профессионального поведенческого этикета и способности к обучению:
- установки на активно-творческое восприятие музыки различных стилей и жанров, а также репертуара, предусмотренного национальными программами по художественно-эстетическому воспитанию школьников;
- установки на овладение методикой художественной интерпретации музыкальных сочинений;
- установки по формированию специальных (исполнительских) навыков и умений;
- установки на творческую исполнительскую (инструментальную) и другие виды будущей деятельности.
Нужно отметить, что важность обеспечения и реализации дидактических принципов касается не только учебных занятий, но и репетиционной и, концертной практики ученика. Для того чтобы организовать процесс обучения, преподаватель должен знать наиболее общие положения методического характера, которые обеспечивали бы при наименьших затратах времени и усилий максимальную эффективность.
Одна из главных задач при обучении в инструментальном классе — сохранение и развитие у детей живого непосредственного ощущения музыки, понимание ее.
Основа начального обучения игре на музыкальном инструменте — это воспитание любви к музыке, внимательного отношения к звукам и линии развития мелодии, отклика на музыкальное впечатление.
Первые занятия с учениками посвящаются пению простых мелодий со словами, затем подбору их на музыкальном инструменте и постепенному объяснению правил изображения звуков на нотной бумаге. Попутно педагог знакомит детей с клавиатурой, названием клавиш, основами музыкальной грамоты.
В результате первого года обучения игре на музыкальном инструменте дети должны научиться выразительно, «певучим звуком», пользуясь динамическими красками, играть мелодию с несложным сопровождением, уметь передавать музыкальный образ и характер исполняемых пьес. Особенно важны при обучении в инструментальном классе творческие задания: подбор мелодии, вокальное исполнение мелодии.
Для формирования творческих умений и навыков у менее способных учащихся необходимо применять различные методы и формы работы, включать дополнительные приемы — предоставлять длительное время для разучивания небольшие произведения, заниматься индивидуально по особому плану, не форсировать прохождение программы, заставляя тщательно усваивать задания.
На занятиях немаловажно стабильно направлять внимание на слабые места в подготовке каждого учащегося и в зависимости от этого подбирать соответствующий учебный материал и средства — для достижения поставленных целей.
Эти методические приемы особенно важны в первый год занятий, когда происходит становление ученика как музыканта — исполнителя. Этот период является сложным с точки зрения психологического настроя на занятия, учебную работу самих школьников. Утомительно на протяжении даже 30 минут отрабатывать один и тот же прием, звук, штрих. Поэтому желательно чаще разнообразить задания, которые ставятся перед учащимся.
Помимо постановки рук, выработки правильной осанки, усвоения приемов игры, в занятия важно вводить элементы познавательные и игровые. Это значительно активизирует у детей интерес к занятиям, к познанию искусства и средств его выражения.
Активируя деятельность учащихся, не следует беспокоиться и опекать их, приучать к механическому выполнению указаний учителя. Безмерная забота, злоупотребление стандартами не формируют у них творческой инициативности и активности, а развивают безразличие, равнодушие и пассивность. Ученики не ощущают заинтересованности, радости творчества, увлечения и интереса к выполнению задания. Привлечение интереса учащегося к характеру музыкального произведения, являются стимулами воспитания и проявления активности. Следует всячески пробуждать детей проявлять самостоятельность, использовать свои умения, не ожидая указаний к каждому действию.
Надо доверять детям действовать самостоятельно, несмотря на то, что их усилия на первых этапах обучения будут неудачными, не такими правильными, как те, которые выполняются с постоянной помощью педагога и с начала до конца направляются его прямыми указаниями.
Со слабыми, отстающими, как и с наиболее подготовленными участниками, необходимы, кроме групповых занятий, и индивидуальные. На групповых занятиях отстающих трудно контролировать, на ходу исправлять допущенные ими ошибки.
Музыкальное воспитание является сильнейшим средством формирования познавательного интереса у детей. Формы, методы и примы работы, с помощью которых учитель приобщает детей к музыке, должны быть направлены на пробуждение и развитие творческой активности учащихся, воспитание в них способности эмоционально отзываться на музыку и эстетически переживать ее содержание.
Построение занятия предполагает соотношение и последовательность видов музыкальной деятельности: количество времени, уделенное каждому из них, целесообразность и логика построения занятия в целом.
При организации музыкальной деятельности необходимо учитывать следующие аспекты:
1. Самочувствие и настроение ребенка к началу занятий (был ли он психологически подготовлен к этому, было ли создано эмоционально-эстетическое отношение к предстоящим занятиям).
2. Использование приемов для усвоения музыкального материала: восприятие музыки, слушание, узнавание, ее запоминание; определение характера, содержания, формы, средств выразительности (ритм, темп, динамика); интонирование мелодии (звуковысотность, основные звуки лада, интервалы).
3. Самостоятельное решение детьми поставленных педагогом музыкальных задач, направленных на развитие музыкальных и творческих способностей учащихся: собственное отношение учащегося к характеру и содержанию музыкального произведения; использование личностного опыта школьника для инструментальной интерпретации музыкального произведения.
Таким образом, процесс мотивации органично связан с отношением обучаемого школьника к обучению. Уровень развития мотивационно-потребностной сферы личности учащихся в музыкальной школе выступает особым показателем образования, интегрирующим в себе музыкальность, креативность, художественно-образное мышление, творческое воображение, ценностные ориентиры, способность к глубокому переживанию эстетических чувств, наличие вкуса, интереса к музыкальной и творческой деятельности.
Литература:
1. Баренбойм, Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства — СПб.: Форум, 2003
2. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности — М.: Академия, 2006
3. Зак, А. З. Психология преподавания музыки — М.: Грани, 2000
4. Землянский, Б. Я. О музыкальной педагогике — М.: Музыка, 2005
5. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей — М.: Владос, 2000
6. Корлякова, С. Г. Основы общей и музыкальной психологии — Ставрополь, 2004
7. Крупник, Е. П. Психологическое воздействие искусства на детей — М.: Академия, 2000
8. Основной музыкальный инструмент //Программы пед. ин-тов: Сб. № 10. — Сост. Э. Ф. Новикова, Р. А. Верхолаз, И. П. Кулясов. — М.: Речь, 2000
9. Щульпяков, О. Ф. Проблемы методологии обучения музыке — СПб.: Искусство, 2003